Храм в тярлево расписание. Храм-памятник спасо-преображения в тярлево

Архитектурный стиль неорусский Автор проекта А. А. Захаров , Н. Л. Рклицкий . Первое упоминание 1912 год Строительство -1914 годы годы Дата упразднения - , -1998 годы Приделы Главный - Преображения Господня; боковой - Пресвятой Троицы Статус охраняется государством Состояние действующий Сайт Координаты : 59°41′59″ с. ш. 30°26′57″ в. д.  /  59.6998139° с. ш. 30.4493944° в. д.  / 59.6998139; 30.4493944 (G) (Я)

Це́рковь Спа́са Преображе́ния в па́мять 300-ле́тия До́ма Рома́новых - православная церковь в Тярлево под Санкт-Петербургом .

Проект церкви был создан архитекторами А. А. Захаровым и Н. Л. Рклицким . Закладка храма произошла в том же 1912 году . Строительства храма велось на пожертвования, собранные местными дачниками. Среди жертвователей были великая княгиня Мария Павловна и императрица Александра Фёдоровна . Первым ктитором храма стал князь императорской крови Иоанн Константинович , входивший вместе с братом в Строительный комитет.

Освящение храма в честь Преображения Господня было совершено 6 (19) июля 1914 года епископом Нарвским Геннадием (Туберозовым) .

Со дня освящения храм был приписным к Мариинской придворной церкви . С 1917 года приход стал самостоятельным.

Архитектура, убранство

Белокаменный храм построен в неорусском стиле . Образцами для него стали постройки псковско-новгородской архитектуры.

Церковь имеет пять глав, установленных на высоких барабанах. Над западным входом находится звонница.

На западном фасаде храма находится образ Спаса Нерукотворного, который после закрытия храма был сначала закрашен, а затем - заштукатурен. Икона была расчищена в 2005 году .

Двухъярусный резной иконостас был изготовлен из темного дуба и украшен иконами, написанными в древне­русском стиле без окладов.

В алтаре храма находится запрестольный образ Спасителя с Крестом и знаменем в руках. Ранее в храме находилось несколько древних икон с Афона , подаренных императором Николаем II .

Пять колоколов для храма были приобретены в марте 2005 года и временно были помещены на леса на колокольне. Кроме того, были отлиты ещё три колокола:

  • весом в 820 кг с надписью «Лит сей колокол в память царственных страстотерпцев и всех новомучеников дома Романовых ». Колокол был отлит в 2009 году на московском заводе, который изготавливал колокола для Тярлевской церкви в начале XX века.
  • весом в 350 кг с иконами Преображения Господня, святителя Николая Чудотворца, святых равноапостольной Елены и благоверного князя Александра Невского. Но нижней кромке колокола расположена надпись: «Отлит трудами и усердием во Славу Божию. Храм Спасо-Преображения, пос.Тярлево ».
  • весом в 150 кг с иконами преподобного Серафима Вырицкого, новомучеников Российских, мучеников Леонида и Галины.

Традиции

Ежегодно, в память освящения храма, в первое воскресенье после 6 июля совершается крестный ход вокруг Тярлево.

В первое воскресение после 8 января служится благодарственный молебен перед образом Спаса Нерукотворного, расположенным над западным порталом, в память его обретения.

Два раза в год служатся молебны у креста рядом с местом дома преподобного Серафима Вырицкого - 3 апреля (в день памяти преподобного) и 14 августа , с водосвятием (в день установки креста).

Духовенство

Настоятели церкви
Даты Настоятель
- служил причт Мариинской церкви Павловска
6 ноября - 9 января священник Сергий Михайлович Попов (1874-после 1935)
9 января - священник Феодор Иоаннович Покровский (1874-...)
- арестован 1 сентября протоиерей Сергий Александрович Червяковский (1889-1937)
- сентябрь храм не действовал
сентябрь - священник Иоанн Лаврентьевич Коляденко (1873-...)
- период закрытия храма
- священник Олег Александрович Скоморох (род. 1972)
- настоящее время протоиерей Александр Иванович Покрамович (род. 1955)

Специально для храма князем Иоанном Константиновичем была написана духовная музыка «Милость Мира».

С по 2006 год в храме служил диакон Валентин Червяковский - сын протоиерея Сергия.

Напишите отзыв о статье "Церковь Преображения Господня (Тярлево)"

Примечания

Литература

  • Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. - 2-е, испр. и доп.. - СПб. : Genio Loci, 2007. - С. 292-304. - ISBN 5-9900655-3-1 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Преображения Господня (Тярлево)

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий.
Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его.
Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться.
– Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать.
Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка.
– Вишь, их, как плотину, прорвало, – безнадежно останавливаясь, говорил казак. – Много ль вас еще там?
– Мелион без одного! – подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой, старый солдат.
– Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться.
И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.
– Несвицкий! Несвицкий! Ты, г"ожа! – послышался в это время сзади хриплый голос.
Несвицкий оглянулся и увидал в пятнадцати шагах отделенного от него живою массой двигающейся пехоты красного, черного, лохматого, в фуражке на затылке и в молодецки накинутом на плече ментике Ваську Денисова.
– Вели ты им, чег"тям, дьяволам, дать дог"огу, – кричал. Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая невынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькою рукой.
– Э! Вася! – отвечал радостно Несвицкий. – Да ты что?
– Эскадг"ону пг"ойти нельзя, – кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного, кровного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста и, казалось, готов был перепрыгнуть через перила моста, ежели бы ему позволил седок. – Что это? как баг"аны! точь в точь баг"аны! Пг"очь… дай дог"огу!… Стой там! ты повозка, чог"т! Саблей изг"ублю! – кричал он, действительно вынимая наголо саблю и начиная махать ею.
Солдаты с испуганными лицами нажались друг на друга, и Денисов присоединился к Несвицкому.
– Что же ты не пьян нынче? – сказал Несвицкий Денисову, когда он подъехал к нему.
– И напиться то вг"емени не дадут! – отвечал Васька Денисов. – Целый день то туда, то сюда таскают полк. Дг"аться – так дг"аться. А то чог"т знает что такое!
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий.
Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому.
– Нельзя, в дело иду! выбг"ился, зубы вычистил и надушился.
Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.

Одна из интересных достопримечательностей Павловска, расположенных за пределами парка - церковь Преображения Господня в поселке Тярлево (Спортивная ул., 2А).

Идея постройки храма возникла в 1912-м году, когда местная дачевладелица Е. В. Бекетова пожертвовала на строительство значительную сумму денег.




Строительство храма было решено приурочить к 300-летию дома Романовых.




Участок земли для строительства пожертвовал великий князь Константин Константинович (более известный как К. Р.), а среди жертвователей были императрица Александра Федоровна и великая княгиня Мария Павловна.


Проект храма разработал архитектор А. А. Захаров (более всего известный как автор собственного доходного дома в Семенцах) совместно с архитектором Н. Л. Рклицким.



Они оформили здание в модном в то время варианте неорусского стиля, ориентирующегося на Псковскую и Новгородскую архитектуру.


Церемония закладки храма состоялась в 1912-м году.


Освятили храм 6 (19) июля 1914 года.




До 1917-го года храм был приписным к Мариинской придворной церкви, а после этого обрел самостоятельность.


В 1920-е годы дела у прихода шли, вероятно, неплохо, так что к церки даже был пристроен придел Святой Троицы.


Но в 1937-м году был арестован и расстрелян настоятель храма протоиерей Сергий Червяковский.


Богослужения в храме прекратились и в 1939-м году он был официально закрыт, и переоборудован под клуб.


Во время оккупации храм вновь был открыт, но после освобождения Павловска храм опять закрыли и в 1946-м году передали под цех галантерейной фабрики "Север".




В 1950-е годы храм обезглавили.




В 1994-м году храм вернули верующим и в наши дни мы можем вновь любоваться его обликом.




Правда, теперь он со всех сторон окружен заборами, так что сделать нормальный кадр крайне сложно.

P.S. 8 июля, в субботу , состоится экскурсия от станции метро "Спортивная" до Иоанновского монастыря на Карповке .
В этом районе строили такие выдающиеся архитекторы как Федор Демерцов, Луиджи Руска, Николай Никонов, Василий Косяков, Степан Кричинский, Федор фон Постельс, Демьян Фомичев, Александр Лишневский, Сима Минаш, Эрих Мендельсон, Александр Гегелло, Николай Демков.
Среди прочего мы увидим:
- выдающиеся памятники промышленной архитектуры неоклассики и конструктивизма (Государственная типография, фабрика «Красное знамя» , Левашовский хлебозавод)
- интересные образцы военного строительства Российской империи (Второй кадетский корпус , казармы Отдельного корпуса пограничной стражи)
- интересные доходные дома эпохи модерна, среди которых один из самых выдающихся доходных домов этой эпохи - доходный дом принца Лейхтенбергского
- исторические места, связанные с жизнью и деятельностью А. Блока, А. Ахматовой,

1) Перед строительством

В начале 1912 года тярлевская дачевладелица Е. В. Бекетова предложила возвести отдельный храм в посёлке и пожертвовала на строительство крупную сумму денег. Тогда же было решено приурочить строительство церкви празднованию 300-летия Дома Романовых. Участок земли на окраине Павловского парка выделил великий князь Константин Константинович. Проект церкви был создан архитекторами А. А. Захаровым и Н. Л. Рклицким.

2) Закладка и строительство

Закладка храма произошла в том же 1912 году . Строительства храма велось на пожертвования, собранные местными дачниками. Среди жертвователей были великая княгиня Мария Павловна и императрица Александра Фёдоровна . Первым ктитором храма стал князь императорской крови Иоанн Константинович , входивший вместе с братом в Строительный комитет. Специально для храма князем Иоанном Константиновичем была написана духовная музыка «Милость Мира».

3) Освящение и храмовая жизнь

Освящение храма в честь Преображения Господня было совершено 6 (19) июля 1914 года епископом Нарвским Геннадием (Туберозовым) . Со дня освящения храм был приписным к Мариинской придворной церкви. С 1917 года приход стал самостоятельным. 13 марта 1918 года перед своим арестом Его Высочество князь Иоанн Константинович подал ходатайство о награждении причта Мариинской церкви г. Павловска и церкви Тярлево-Глазово. Незадолго до этого Иоанн Константинович был рукоположен в иереи.

18 июля 1918 года последний владелец Павловска, Иоанн Константинович, вместе с братьями Игорем и Константином, и Великой княгиней Елизаветой Федоровной , сестрой императрицы, трагически погибли в шахтах Алапаевска. 1 ноября 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей причислила жертв алапаевского злодеяния к лику святых.

В 1920-х годах к церкви был пристроен придел Святой Троицы. В сентябре 1937 года был арестован и 12 ноября расстрелян настоятель храма протоиерей Сергий Червяковский. Богослужения в церкви прекратились, а в 1939 году храм был официально закрыт.

4) После закрытия

В церкви был устроен клуб. Снова храм был открыт на короткий промежуток времени с сентября 1941 по 1944 год . После войны, в июне 1946 года , здание было передано под цех галантерейной фабрики «Север», территория была обнесена высокой стеной. В 1950-е годы была разобрана колокольня и главы.

5) Возрождение


По ходатайству созданной в 1994 году среди местных жителей инициативной группы, здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. Однако процесс происходил медленно: приход был создан 19 октября 1995 года , а храм был официально передан лишь 31 июля 1998 года .

После этого частично помещение храма было освобождено, но администрация объединения постоянно препятствовала проведению богослужений. Первый молебен в храме был отслужен только 19 августа 2002 года ; первая Божественная Литургия - 20 апреля 2003 года . В настоящее время храм полностью передан Церкви, регулярно проводятся богослужения.

В наши дни, когда внимание общественности привлечено к возможному переносу мощей алапаевских мучеников на Родину, а в Пекине уже установлено место их захоронения (к сожалению, пока, как показали последние события , нет оснований для оптимистических выводов - ред. ), неплохо было бы почитателем Царского Рода в целом, и особенно почитателям алапаевских новомучеников, обратить внимание на один поруганный памятник их подвижничества и молитвы.
Я имею в виду храм Преображения Господня в поселке Тярлево.

В начале 1912 г., в преддверии приближающегося празднования 300-летия Дома Романовых, Великий Князь Константин Константинович пожертвовал на окраине Павловского парка, в дачном селении Тярлево, "участок земли мерою до 600 кв. сажень, а Ея Императорское Высочество Великая княгиня Мария Павловна оказала денежную помощь на сооружение церкви".

Первым ктитором храма был сын Константина Константиновича, князь Императорской крови Иоанн Константинович. Он вместе с братом, Игорем Константиновичем, руководил строительством.

Полностью храм был освящен в день рождения князя Иоанна, 6 июля 1914 г. викарным епископом Геннадием, в сослужении архимандрита Макария и причта Мариинской Придворной церкви.

Специально для этого храма Иоанном Константиновичем была написана духовная музыка - "Милость Мира", которую сейчас исполняет хор, восстанавливающегося храма.

Первоначально храм был приписным к Мариинской Придворной церкви, и вся документация шла через Придворное ведомство, которое возглавлял вплоть до своей кончины, 30 августа 1923 г., протопресвитер Александр Дернов (духовник Царской Семьи).

С 1917 г. храм в Тярлево был выделен в самостоятельную единицу и 7 января 1918 г. Приходской совет Мариинской Придворной церкви заявил о том, что прихожане готовы содержать причт и церковь и охранять святыни.

13 марта 1918 г., перед своим арестом, Его Высочество князь Игорь Константинович подал ходатайство о награждении причта Мариинской церкви г. Павловска и церкви Тярлево.

В 1918 г. последний владелец Павловска, Иоанн Константинович, вместе с братьями Игорем и Константином и Великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестрой Императрицы, приняли мученическую кончину в шахтах Алапаевска.

Белокаменный храм, выдержанный в лучших традициях древней Псковско-Новгородской архитектуры, был построен по проекту гражданского архитектора А.А.Захарова. Двухъярусный резной иконостас был изготовлен из темного дуба и украшен иконами, написанными в древнерусском стиле, без окладов. Алтарь храма украшал большой запрестольный образ Спасителя с крестом в одной руке и со знаменем в другой.

Особую ценность представляли, находившиеся в храме, древние афонские иконы, подаренные Государем Императором Николаем II (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).

За годы советской власти здание храма было доведено до аварийного состояния. В нем был устроен один из цехов закрытого военного завода. Кроме того, была застроена площадка вокруг храма, и теперь он стоит со всех сторон окруженный обветшавшими зданиями, еле теплящего свою жизнь, ОАО ПТГО "Север". Кроме того, все эти сгрудившиеся по нелепому плану постройки, с запертым им храмом внутри, обнесены кирпичным заводским забором.

Когда смотришь на старую фотографию Преображенского храма в Тярлево, куполами возвышающегося над зеленью Павловского парка, любовно обнесенного ажурной решеткой, отстоящей от храма на довольно-таки большом расстоянии, становится больно за поруганный Дом Божий и произведение архитектурного искусства. И задаешься вопросом: когда же мы, русские люди, научимся хранить и ценить свое достояние, и духовное, и культурное, и национальное?

Когда я стала спрашивать настоятеля храма - протоиерея Александра Покромовича о том, какие отношения у него сложились с заводом. Он ответил: "Никакие. Потому что руководство завода не хочет идти на контакт. С директором завода мне так ни разу и не удалось встретиться. Хотя у нас есть действительно общие проблемы. Например, в здании храма до сих пор находится электрощитовая всего завода. Сейчас у нас начинается реставрация, нужно убирать из храма все лишнее.

По благословению Благочинного Царскосельского округа мы подали иск в суд. Но, как известно, арбитражные суды дело долгое. Несколько лет может тянуться разбирательство, а нам нужно восстанавливать храм.

Обратились мы в Пушкинскую администрацию с просьбой о возвращении принадлежавшей храму земли. К нам приезжала комиссия, которая официально заявила, что они на нашей стороне. Что вообще в парковой зоне заводскому производству не место. Хотя до сих пор пока никаких решений у нас на руках нет.

И ситуация остается напряженной. У завода постоянно меняются владельцы. Так прежний директор отдал (на словах, без оформления документации) заброшенное и, извиняюсь, загаженное помещение, чтобы мы смогли там разметить какие-то подсобки для храма. Мы все привели в порядок, отремонтировали. А теперь слышим угрозы: мы от вас это отберем.
Кроме того, хотя и производство на "Севере" еле теплится, но оно по-прежнему вредное, в цехах стоит хлопковая пыль, очень легко возгораемая, а при том контингенте, который работает на заводе (часто в нетрезвом виде), опасность пожара велика.

Мы, конечно же, несмотря ни на что будем вести ремонт и реставрацию храма. Но, представьте, если мы ее закончим, то наш белоснежный храм, признанный редчайшим памятником архитектуры (сочетание модерна и псково-новгородского стиля) окажется в окружении полуразвалившихся хибар и кирпичного забора, через который в храм можно попасть только " с черного хода". Это просто нелепо".

Конечно же, ситуация должна разрешится должна придти помощь свыше, ведь не даром столько святых молились в этом храме. Они не оставят его и сейчас. За каждым богослужением отец Александр поминает всех "Константиновичей".

"Когда мы молитвенно поминаем Великого Князя и его детей, - говорит батюшка, - "то в ответ всегда ощущаем их молитвенную отдачу: они за нас ходатайствуют, так же, как прп.Серафим Вырицкий и новомученики. Князья Константиновичи прославлены еще в 1981 году РПЦЗ в лике святых. Один мой знакомый дал очень характерное определение нашего храма: "Храм, который строили святые".

Последний настоятель нашего храма - протоиерей Сергий Червяковский, служил здесь с 1923 и вплоть до своего ареста в сентябре 1937 г. и снискал огромную любовь и уважение среди прихожан.

Принял мученическую кончину, был расстрелян в 1937 году. Житие новомученика составляет его сын - отец Валентин, дьякон нашего храма. Мы ищем архивные материалы так же о других новомучениках тярлевских. Потому что, как стало известно, протоиерей Сергий был арестован и расстрелян вместе с еще семнадцатью верующими и двумя священниками. Мы бы хотели один из приделов нашего храма, если будет на то благословение правящего архиерея, освятить в честь "новомучеников тярлевских".

Но и сейчас мы постоянно чувствуем, что они за нас молятся. Я в храме с апреля 2003 года, а ощущение, что был здесь всегда. Храм как-то особенно располагает к себе. Мне приходилось служить в разоренных храмах, это очень тяжело - враг на таком месте укореняется прочно. А здесь - наоборот. Молитвенное предстательство святых чувствуем постоянно, чудес столько не видел никогда. Постоянно приходят самые разные люди, предлагают помощь".

Я попросила рассказать отца Александра и о том, как связан с их храмом прп.Серафим Вырицкий.
"Я убежден, что он был одним из ктиторов храма. Потому что в документах говорится, что храм строился не только на пожертвования Иоанна Константиновича, но и "пожертвования местных жителей".

Василий Николаевич Муравьев, будущий св. прп. Серафим Вырицкий проживал в поселке Тярлево с 1906 по 1920 г., так что он конечно должен был жертвовать на наш храм. Ведь он был очень состоятельным человеком и всегда помогал храмам Божиим. Им был приобретен большой двухэтажный дом-дача в живописном месте, расположенном между Царским Селом и Павловском. До 1920 г. этот дом стал главным пристанищем семьи Муравьевых - оставаться в столице было крайне опасно. До сих пор прихожане бережно сохраняют в своих садах сирень, пересаженную из беседки преподобного. Несомненно прп. Серафим и все его семейство были и прихожанами нашего храма, потому что находился он неподалеку от их дома.

Сейчас на месте дома прп. Серафима футбольное поле местного ПТУ. Мы намереваемся установить на краю этого поля, примерно на том месте, где стоял дом, поклонный крест. Договоренность с администрацией училища у нас есть. Уже два года мы совершаем крестный ход к памятному "серафимовскому месту", 10 июля - в день освящения храма мы обходим крестным ходом весь поселок Тярлево. В прошлом году мы отмечали девяностолетие со дня освящения.

Нам предстоит огромная работа по возрождению храма.

Кроме того, что храм был приведен в полное запустение, в советское время была разобрана звонница и все пять глав. Конечно, их нужно восстанавливать.

Инициативная группа во главе с сыном протоиерея мученика Сергия Червяковского, диаконом Валентином, еще в 1994 году начала хлопоты по возвращению храма Русской Православной Церкви. Приход был создан 19 октября 1995 г., однако лишь 31 июля 1998 г. распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга церковь была официально передана верующим. Несмотря на это, администрация завода, хотя и освободила частично помещение храма, однако категорически отказывалась допустить верующих на его территорию и чинила им различные препятствия.

Печально, что отец Валентин (ему уже 83 года) иногда говорит: "Я не доживу до того, момента, когда все будет восстановлено, и завод покинет все помещения". Хотелось бы, чтобы при его жизни над храмом вознеслись купола, и с колокольни зазвучал благовест.

А вообще приход у нас очень хороший, очень дружный. Даже призывать никого не нужно придти и помочь. Иногда мы с матушкой и детьми (у отца Александра десять детей - Л.И.) приезжаем и видим, что все, что мы собирались делать - разбирать какие-то завалы, убирать грязь, до нас уже сделали прихожане.

Поэтому с такими людьми нам унывать не приходится".

Но, все-таки закончу эту статью тем, с чего начала: Спасо-Преображенскому храму в Тярлево требуется помощь. И молитвенная, и денежная, и физическая. И, если у вас есть возможность внесли свою, хотя бы малую лепту, в восстановление "храма, который строили святые"; если вы хотите проявить на деле свое почитание Царственных Мучеников, в том числе алапаевских новомучеников, то приезжайте в Тярлево, - сначала на богослужение (в воскресный или в праздничный день), чтобы ощутить сугубую благодать, которая присутствует в этом храме, а потом и дело для вас найдется.

Це́рковь Спа́са Преображе́ния в па́мять 300-ле́тия До́ма Рома́новых - православная церковь в Тярлево под Санкт-Петербургом. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Александр Покрамович.

В начале 1912 года тярлевская дачевладелица Е. В. Бекетова предложила возвести отдельный храм в посёлке и пожертвовала на строительство крупную сумму денег. Тогда же было решено приурочить строительство церкви празднованию 300-летия Дома Романовых. Участок земли на окраине Павловского парка выделил великий князь Константин Константинович. Проект церкви был создан архитекторами А. А. Захаровым и Н. Л. Рклицким. Закладка храма произошла в том же 1912 году. Строительства храма велось на пожертвования, собранные местными дачниками. Среди жертвователей были великая княгиня Мария Павловна и императрица Александра Фёдоровна. Первым ктитором храма стал князь императорской крови Иоанн Константинович, входивший вместе с братом в Строительный комитет. Освящение храма в честь Преображения Господня было совершено 6 (19) июля 1914 года епископом Нарвским Геннадием (Туберозовым). Со дня освящения храм был приписным к Мариинской придворной церкви. С 1917 года приход стал самостоятельным. В 1920-х годах к церкви был пристроен придел Святой Троицы. В сентябре 1937 года был арестован и 12 ноября расстрелян настоятель храма протоиерей Сергий Червяковский. Богослужения в церкви прекратились, а в 1939 году храм был официально закрыт. В церкви был устроен клуб. Снова храм был открыт на короткий промежуток времени с сентября 1941 по 1944 год. После войны, в июне 1946 года, здание было передано под цех галантерейной фабрики «Север», территория была обнесена высокой стеной. В 1950-е годы была разобрана колокольня и главы. По ходатайству созданной в 1994 году среди местных жителей инициативной группы, здание храма было возвращено Русской православной церкви. Однако процесс происходил медленно: приход был создан 19 октября 1995 года, а храм был официально передан лишь 31 июля 1998 года. После этого частично помещение храма было освобождено, но администрация объединения постоянно препятствовала проведению богослужений. Первый молебен в храме был отслужен только 19 августа 2002 года; первая Божественная Литургия - 20 апреля 2003 года. В настоящее время храм полностью передан Церкви, регулярно проводятся богослужения. 14 августа 2005 года рядом с местом, где с 1906 по 1920 год стоял дом, в котором проживал В. Н. Муравьёв (будущий преподобный Серафим Вырицкий), был установлен поклонный крест. 28 сентября 2008 года состоялся подъём большого купола и освящение центрального креста храма. 22 октября 2009 года был освящён большой колокол-благовест.

Архитектура, убранство

Белокаменный храм построен в неорусском стиле. Образцами для него стали постройки псковско-новгородской архитектуры. Церковь имеет пять глав, установленных на высоких барабанах. Над западным входом…

Похожие статьи