"учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» (н.а.некрасов). Александр Даргомыжский: биография, интересные факты, творчество Склоне лет даргомыжский воскликнул

"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ "Сельская школа", 1872 год

"УЧИТЕЛЬ!

ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ

ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»

(Н.А.НЕКРАСОВ)

О равенстве, о братстве, о свободе.

Еще добром должны мы помянуть

Тогдашнюю литературу,

У ней была задача:

как-нибудь Намеком

натолкнуть на честный путь

К развитию способную натуру.. .

Хорошая задача!

Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,

Отметивших то время роковое:

Белинский жил тогда,

Грановский, Гоголь жил,

Еще найдется славных двое-трое

У них тогда училось всё живое.. .

Белинский был особенно любим..

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

В те дни, как всё коснело на Руси,

Дремля и раболепствуя позорно,

Твой ум кипел - и новые стези

Прокладывал, работая упорно.

Ты не гнушался никаким трудом:

"Чернорабочий я - не белоручка! "

Говаривал ты нам - и напролом

Шел к истине, великий самоучка!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил об народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе..

Недаром ты, мужая по часам,

На взгляд глупцов казался переменчив,

Но пред врагом заносчив и упрям,

С друзьями был ты кроток и застенчив.

Не думал ты, что стоишь ты венца,

И разум твой горел не угасая,

Самим собой и жизнью до конца

Святое недовольство сохраняя,

То недовольство, при котором нет

Ни самообольщенья, ни застоя,

С которым и на склоне наших лет

Постыдно мы не убежим из строя,

То недовольство, что душе живой

Не даст восстать противу новой силы

За то, что заслоняет нас собой

И старцам говорит: "Пора в могилы! "

В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно "преклонял колени".

Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда "неистовый Виссарион", как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: "Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? . .

Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника.. .

" Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: "петербургские мытарства" научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить "золотое народное сердце".

Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик.

Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении "Памяти Белинского", в поэме "В. Г. Белинский", в сценах из лирической комедии "Медвежья охота":

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе. . .

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.

Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова "В дороге" (1845).

Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову:

"Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!"

Так назвал композитор Мусоргский своего предшественника и учителя, замечательного русского композитора А. С. Даргомыжского. Александр Сергеевич Даргомыжский (родился он в 1813-м, умер в 1869 году) был ближайшим последователем и продолжателем Глинки. Впрочем, назвать его только «продолжателем» — наверное, несправедливо. Он, конечно, продолжал, и очень талантливо, глинкинские традиции, но он и развивал их, внося свое слово в историю русской музыки. Он был подлинным новатором во всех жанрах, и в первую очередь в жанре русского романса.
Можно ли стать новатором, будучи в отрыве от реальной жизни, от тех или иных исторических условий? Конечно, нет! Тому подтверждением вся история развития культуры, литературы и.искусства в РОССИИ.
Трудно вообразить сейчас, с каким трудом пробивала себе дорогу и завоевывала право на самостоятельность русская музыка в XIX веке. Итальянская опера, французские оперные актеры, немецкие учителя музыки — вот кто представлял музыкальное искусство России в то время. Иностранные труппы, отдельных исполнителей выписывали из-за границы придворные театры. Они-то и создавали барьер, подчас непреодолимый, для тех, кто пытался бороться за национальное русское искусство. - Известный русский композитор и музыковед Александр Николаевич Серов писал в 1844 году Стасову: «.До тех пор, пока не надоедят итальянцы, Гедеонов ни за что на свете не примет ни от кого никакой оперы. По этому самому наотрез было отказано Даргомыжскому». (Гедеонов был директором императорских театров.)

Итальянцы не надоедали — они находились под высоким покровительством, а вот первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежав без движения 8 лет и, наконец, поставленная, вызвала такие горькие сетования автора: «Так как здешнее общество глубоко презирает русскую оперу, го слушателей и любопытных собралось очень немного».
Правда, иногда в концертах итальянских и других гастролеров принимали участие и русские исполнители. Это были певцы и певицы, учившиеся у итальянских педагогов, воспринявшие их манеру пения, репертуар. Эти талантливые любители нередко встречались с русскими композиторами и охотно становились их учениками. В их репертуаре, естественно, появлялись произведения учителей и русские песни. Возникла и новая манера исполнения, дававшая повод говорить об особенном характере русского пения — его задушевности и сердечности.
Вот что писал Даргомыжский одной из своих наиболее талантливых учениц — Л. И. Беленицыной:
«.Радуюсь Вашим успехам. Ежели Вы при дивном своем таланте сохранили в пении направление, данное Вам русскими композиторами, то и не удивляюсь Вашим успехам. Естественность и благородство пения русской школы не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школ».

Создание групп учеников-любителей было одним из способов борьбы наших композиторов за русскую школу, русскую музыку (занятия с этими любителями велись, например Даргомыжским, бесплатно).
В условиях помещичьего, крепостнического государства, которое препятствовало росту музыкального просвещения и культуры, борьба была трудной и тяжелой. Но были и другие обстоятельства, помогавшие победе передовых идей в музыкальной культуре. Немалую роль здесь играли те глубокие перемены, которые происходили в литературе и искусстве на рубеже 30—40-х годов прошлого века.
На смену романтизму, пустившему корни довольно глубоко, но оторванному от реальной жизни, от общественных интересов, шла, преодолевая все препятствия, новая, «натуральная» школа. В литературе она сказала свое слово в «Ревизоре» Гоголя, в музыке появилась в облике простого крестьянина Ивана Сусанина. С новой школой пришла и новая тематика, появилась более глубокая связь с современной жизнью России.
Вот что писал по этому поводу писатель и журналист Иван Панаев, соратник Некрасова: «В обществе неопределенно и смутно уже чувствовалась потребность нового слова и обнаруживалось желание, чтобы литература снизошла со своих художественных изолированных высот к действительной жизни и приняла бы хоть какое-нибудь участие в общественных интересах. Художники и герои с риторическими фразами всем страшно прискучили. Нам хотелось видеть человека, а в особенности русского человека».
Начавшийся процесс «снисхождения» к жизни, пристальное вглядывание в те ее стороны, которые казались раньше мелкими и обыденными, привели к появлению новых народных тем в художественном творчестве. Вспомним хотя бы «Записки охотника» Тургенева.
Этот процесс происходил не только в литературе. Основателем демократического, обличительного жанра в русской живописи был П. Федотов. А иллюстрации Боклевского к произведениям Гоголя! Это целая галерея сатирических образов помещиков, чиновников.
Такие же явления происходили и в музыке — я уже говорил об Иване Сусанине, герое оперы Глинки. Композитором, заложившим вслед за Глинкой основы «натуральной» школы в музыке, был Даргомыжский.
Человек с врожденным художественным вкусом, он постоянно развивал его, чутко прислушиваясь к жизни, критически воспринимая все, до него доходившее.
Как и Глинка, Даргомыжский начинал с сочинения романсов и песен. Именно в вокальной лирике выявился прежде всего самобытный талант Даргомыжского.
Я остановлюсь здесь на тех его романсах и песнях, которые ярче всего характеризуют композитора как новатора, ответившего своим творчеством на запросы нового времени. Еще до начала творческой зрелости (40-е годы XIX века) черты будущего Даргомыжского отчетливо выступают в некоторых его ранних произведениях.
Даргомыжский первым запечатлел в музыке темы большой социальной остроты. Будучи тонким психологом, обладая острой наблюдательностью, композитор создал в своих произведениях разнообразную галерею человеческих образов, среди которых значительное место занимают новые герои — «маленькие», забитые и униженные люди. Даргомыжский был зачинателем и создателем новых жанров — сатирико-комического и пародийного.
Важнейшая сторона реалистического метода Даргомыжского — воспроизведение живых, выразительных интонаций человеческой речи. В одном из писем композитор жалуется: «Артистическое положение мое в Петербурге незавидное. Большинство наших любителей музыки. не признает во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен снизводить для них музыку до забавы».
И дальше Даргомыжский излагает свое кредо в нескольких словах, ставших хрестоматийными, когда речь заходит о его художественных принципах:
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
.Выходила в те годы газета «Северная пчела». Нас она интересует сейчас только тем, что в одном из майских номеров 1844 года было помещено следующее объявление: «Любители пения могут запастись при отъезде на дачу или в деревню тремя полновесными тетрадями под заглавием «Романсы и песни А. Даргомыжского».
В этих тетрадях была напечатана большая часть вокальных произведений, написанных Даргомыжским на протяжении 30-х и начала 40-х годов. Тут были и салонные романсы и песни на широко распространенные темы восторженно-любовных излияний и застольных пирушек. Но, перелистывая эти тетради Даргомыжского, мы обнаружим и такие произведения, которые уже таят в себе черты нового. Вот, например, песня, написанная на текст А. Тимофеева:

Каюсь, дядя, черт попутал. Хоть сердись, хоть не сердись,
Я влюблен, да ведь уж как же! Хоть сейчас же в петлю лезь!
Не в красавицу, бог с ними! Что в красавицах за прок!
Не в ученую, будь проклят весь ученый женский род!
Я влюбился, дядя, в чудо.

Послушав мелодию этой песни, написанной в быстром темпе, в плясовом ритме, требующей почти «скороговорочного» исполнения, мы поймем, что перед нами пародия на любовную лирику альбомно-сентиментального характера. Мы поймем, что слушаем песню комическую.
Познакомимся еще с одним пародийным произведением Даргомыжского. Это комическая баллада «Ведьма».
Поэты и композиторы 20-х и 30-х годов XIX века увлекались жанром баллады, полным фантастики, таинственности, нередко — образов «нечистой силы»,
В «Ведьме» Даргомыжского действуют леший, ведьма, бес. Но в этой балладе нет и в помине никакой романтики: это иронический рассказ о лешем, влюбившемся в ведьму и обманутом ею. Хоть и с опозданием, но спохватился пострадавший леший и, воротясь в чисто поле, сам решился ведьмам «спуску не давать».
Музыка Даргомыжского выдержана в духе популярной в то время «русской песни». И хоть названа" «Ведьма» балладой, но по тексту и по музыке это,* несомненно, пародия на жанр, широко распространенный в то время в литературе и музыке.
Так уже в первые годы творчества Даргомыжский проявил склонность к созданию произведений сатирических. Саркастичность натуры Даргомыжский унаследовал от отца, воспитавшего в своих детях любовь к язвительному словцу. (Известно, что он даже платил им по двадцать копеек за каждую удачную остроту!)
Однако не будем делать поспешных выводов о направлении творчества молодого Даргомыжского. В те же 30-е годы он создал замечательный романс-фантазию «Свадьба» на слова А. Тимофеева.
Веками брак освящался церковью. И вдруг. «Нас венчали не в церкви, не в венцах, не с свечами.» Кто же совершает в «Свадьбе» эту торжественную церемонию? Резкая смена темпа (с медленного на быстрый) и размера усиливает эмоциональное напряжение, связанное с тем, что «венчала нас полночь средь мрачного бора, свидетели были: туманное небо да тусклые звезды», а «венки нам сплетали любовь да свобода».
Даргомыжский дважды повторяет эту строчку, подчеркивая в музыке оба слова: «любовь да свобода». А после возвращения к медленному темпу в музыке, переходящей в минорную тональность, начинается новый эпизод в очень быстром темпе. «Всю ночь бушевали гроза и ненастье, всю ночь пировали земля с небесами.», «.Гроза веселилась до позднего утра.» И после ночной бури, после Музыкального проигрыша и повторного возвращения к исходному мажору, темпу и размеру в музыке рисуется чудесное утро, которое будит новобрачных: «Природа в восторге, вздохнув, улыбнулась!.»
Этот романс-фантазия, где композитор затронул злободневную тему, был очень популярен, особенно среди студенческой молодежи. Помню, что в 10-х годах нашего века я не раз разучивал ее с певцами-любителями в Московском университете.
Д. И. Ульянов в своих воспоминаниях писал о том, что это произведение в молодости любил Владимир Ильич Ленин.
Большую роль в романсном творчестве Даргомыжского сыграла поэзия Пушкина. «Опять тезка!. Что делать, не могу шагнуть без него!» — признавался композитор в одном из писем. На слова Пушкина он написал две оперы — «Русалка» и «Каменный гость», оперу-балет «Торжество Вакха», 18 романсов, 5 вокальных ансамблей.
Многие из этих романсов заслуживают нашего внимания, особенно такие, как «Вертоград», «О, дева-роза, я в оковах», «Бог помочь вам, друзья мои».
Первые два романса характеризуют оригинальную «восточную» линию в творчестве Даргомыжского.
«Вертоград» — один из совершенных образцов лирики Даргомыжского.
Прислушаемся к фортепьянному сопровождению «Вертограда». В сущности, это не «сопровождение»: партия фортепьяно тут на равных правах с голосом.
Необычайно красив и оригинален романс «О, дева-роза, я в оковах». Даргомыжский, в то время уже зрелый художник, тонко передал в музыке этого «восточного» романса, в его оригинальной гармонизации страсть и томительную негу:
Так соловей в кустах лавровых, Пернатый царь лесных певцов, Близ розы гордой и прекрасной В неволе сладостной живет И нежно песни ей поет.
Резко отличен от этих двух — романс «Бог помочь вам, друзья мои». Пушкин написал эти стихи в 1827 году, обращаясь к своим друзьям, в том числе и декабристам, сосланным в Сибирь:
Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли!
Романс Даргомыжского написан в 1851 году — вскоре после драматического завершения на Западе революционных бурь 1848 года. Создание такого романса в период обострения реакции нужно рассматривать как проявление большого гражданского мужества со стороны композитора. Вообще, хотя Даргомыжский и назвал это произведение романсом, оно ближе к жанру гражданских песен. Все оно пронизано суровым маршевым движением: фактура сопровождения построена на аккордах тяжелых, размеренных.
Даргомыжский написал больше ста романсов н песен. Среди них особенно хороши романс «И скучно и грустно» (на слова Лермонтова), «Шестнадцать лет» (на слова Дельвига) и, конечно, «Свадьба» и жизнерадостный романс «Влюблен я, дева-красота», «Расстались гордо мы» (этот романс — одна из вершин «говорящей» мелодии, характерной для зрелого Даргомыжского). Трудно все перечислить! А «Старый капрал»? А «Червяк»?. Но об этих двух пьесах я еще скажу подробней в дальнейшем.
Много внимания уделяет Даргомыжский в конце 40-х годов русской песне (примечательно здесь его увлечение поэзией Алексея Кольцова). Иногда он пользуется народным текстом, и тогда появляется надпись — «слова крестьянские». Отходя от традиций первой половины XIX века, Даргомыжский стремится наполнить русскую песню жизненной правдой, яркой характерностью.
Это особенно удалось ему в песнях: «Лихорадушка», «Без ума, без разума», в кольцовской «Ох, тих, тих, тих, тих!», где звучат и горький смех, ирония, и беспросветное отчаяние.
Привлекает Даргомыжского и цыганская песня. В романсах «Не скажу никому», «Я сказала, зачем», «Кудри» композитор создает интересный сплав русской песни с романсом, скрепленный цыганской песенной традицией. Интимная задушевность прекрасно сочетается тут с патетической экспрессией. Полное представление о том, какую роль сыграла характерная для цыганских песен приподнятость чувств в некоторых романсах Даргомыжского, дает романс «Я все еще его люблю» (на слова Ю. Жадовской).
Вершиной вокального творчества Даргомыжского являются его драматические и сатирико-комические произведения. Две драматические пьесы создал Даргомыжский: «Паладин» (текст Жуковского) и «Старый капрал» (текст Курочкина).
«Паладин» — это романтическая баллада, повествующая об убийстве странствующего рыцаря его завистливым слугой. Однако Даргомыжский не был бы Даргомыжским, если бы точно следовал традициям старого романтического жанра. Конечно же, он идет по своему, новому пути. Лишь некоторые стилистические приемы сохраняются в «Паладине» от старого. Это звукописное изображение скачки коня — после того, как «и шпоры и латы убийца надел», а затем падение тела убийцы («конь бешеный сбросил В реку седока»). Но в балладе Даргомыжского пет присущей этому жанру традиционной нарочитой приподнятости, условности. Композитор блестяще добивается драматического напряжения, требуя взволнованной стремительности декламации текста. Прибавим к этому необычную скупость фортепьянного сопровождения.
Даргомыжского называют открывателем новых земель в русской музыке, великим учителем музыкальной правды, блестящим портретистом, тонким психологом. Все эти характеристики точно определяют облик композитора, который чутко всматривался и вслушивался в окружающую его жизнь, улавливал происходившие в ней перемены и, глубоко осмыслив их, отражал в своем творчестве.
В 60-х годах XIX века выходил в Петербурге под редакцией поэта В. Курочкина сатирический журнал «Искра», близкий к революционно-демократическому движению. Кроме Курочкина, редактировал журнал художник-карикатурист Н. Степанов — родственник Даргомыжского. Через него композитор и сблизился с искровцами. Сторонники «натуральной» школы — искровцы откликались на все злободневные проблемы, выдвигавшиеся эпохой, бичевали уродливые явления в общественной жизни и смело поднимали вопросы социального характера. Все это как нельзя более отвечало художественным и гражданским убеждениям Даргомыжского.
В конце 50-х годов проникновенный слух композитора улавливает оживленные отклики на песенки Беранже, появившиеся в отличном переводе В. Курочкина. И вот впервые в истории русской музыки композитор обращается к изображению «повседневного»: героями вокальных произведений становятся забитые, униженные мелкие чиновники, «маленькие» люди. Возникает несколько гениальных, разных по своему характеру вокальных шедевров. И среди них драматизированная песня «Старый капрал».
Прототипом ей послужил «Ночной смотр» Глинки. Но как различны эти произведения!
Глинка написал балладу об императоре Наполеоне I, о его маршалах, о событиях, свершающихся в таинственное время —«в двенадцать часов по ночам», когда герой встает из гроба. Короче, в балладе
Глинки использованы все атрибуты традиционной романтики.
Иное у Даргомыжского. Он рассказал трагическую историю простого капрала. Слушаешь эту потрясающую трагедию в пяти куплетах-эпизодах, и перед тобой возникает суровая быль, образ гордого наполеоновского солдата, с высоко поднятой головой командующего своими «ребятами», которые ведут его на расстрел.
Пять куплетов одинаковы по своему построению, по темпам. И после каждого — неумолимая по ритму команда: «В ногу, ребята! раз! два!»
Только один раз темп этой команды замедляется; после куплета с воспоминаниями о жене. Впрочем, тут же, как бы спохватившись, капрал командует громче и в более быстром темпе: «Грудью подайся! Не хнычь, равняйся! Раз! два! раз! два!»
Образ простого человека, обладающего большой силой воли, композитор создал с явной симпатией к нему. Глубокое волнение звучит в последнем куплете, в котором так выразительны паузы: «Близко, ребята, за дело!. Прочь, не завязывать глаз! Целься вернее! Не гнуться! Слушать команды слова!» И медленно: «Дай бог домой вам вернуться!.» Снова пауза и два аккорда: первый очень громкий, сухой, как выстрел, второй — тихий и скорбный.
У Курочкина стихотворение заканчивается полным рефреном — старый капрал расстрелян, но символически остается живым.
Даргомыжский, следуя своим принципам, создает финал для хора, который тихо и медленно поет заключительные слова припева: «В ногу, ребята! раз!
два!», и после паузы снова: «Раз! два!.», и на этом заканчивает песню.
Выступая как мастер нового стиля, Даргомыжский создает свои сатирические произведения. Расскажу здесь о двух: «Червяке» (на текст Курочкина—по Беранже) и «Титулярном советнике» (на слова поэ-та-«искровца» Петра Вейнберга). Тесное творческое соприкосновение с бытом тогдашнего Петербурга, острая наблюдательность, врожденная саркастичность — все это привело к появлению этих гениальных сатирических зарисовок с натуры.
«Червяк» назван «комической песнью». Но, конечно, это сатира! Мы слышим музыкальную характеристику мелкого мещанина, беспомощного человека— «червяка», извивающегося перед «его сиятельством самим».
И в другом шедевре Даргомыжского — в песне «Титулярный советник» — музыка правдиво передает образы живых людей. В песне всего двадцать восемь тактов, и все они призваны нарисовать яркий портрет, воспроизвести печальную повесть о маленьком человеке, каком-то чиновнике, имеющем всего-то чин титулярного советника, который «посмел» влюбиться в генеральскую дочь и даже объясниться ей в любви!. «Возмездие» наступило немедленно: генеральская дочь прогнала его. И звучит потрясающая своей правдивой изобразительностью музыкальная картина, рисующая героя-неудачника, который пошел и с горя пропьянствовал всю ночь.
Песня эта насквозь проникнута гуманистическим отношением автора к" незадачливому влюбленному.
Когда я слушаю романсы Даргомыжского ярко декламационного характера, в которых интонационно изображаются героями простые люди, я чувствую, что слуховое восприятие музыки переходит в зримое ощущение этих образов.
Много новых путей проложил своим творчеством Даргомыжский. И вот о чем еще следует здесь сказать: о его исторически важной попытке ввести наряду с общепринятой итальянской музыкальной терминологией в определении темпов, динамических оттенков, нюансов — терминологию русскую.
В жанровой сценке-песне «Мельник» (на стихи Пушкина) все авторские ремарки даны, как обычно, на итальянском языке. Кроме одной. Повторение заключительных слов «.на ведрах медных шпор!» Даргомыжский снабдил ремаркой на русском языке — «с раздумьем».
Открыв ноты «Старого капрала», «Титулярного советника», «Червяка», мы увидим, что в них все указания автора — на русском языке. Причем это не перевод с итальянского, а именно русские обозначения темпов и нюансов. Даргомыжский пишет: «Темп весьма умеренный», «немного скорее», «поскорее», «не очень скоро», «удерживая». И характерно, что такие термины встречаются в тех романсах и песнях, в которых затронуты новые темы, даны новые образы.
Кроме обычных темповых обозначений, Даргомыжский— первоклассный педагог-вокалист — дает в тех же произведениях указания психологического и чисто сценического характера: «вздохнув», «скромно», «очень скромно», «с полным уважением», «улыбаясь и заминаясь», «серьезно», «прищурив глаз».
Введение русской музыкальной терминологий было очень важно для развития национальной музыкальной культуры.

Русский композитор и критик Цезарь Кюи, заканчивая разбор вокальных произведений Даргомыжского, писал: «Романсы Даргомыжского так же забыты, как и романсы Глинки.»
А вот как закончил одну из своих статей о Даргомыжском наш современник, музыковед М. Пекелис: «Значение вокального творчества Даргомыжского исключительно велико. Это живая, звучащая сейчас, сохранившая всю силу своего воздействия репертуарная музыка и вместе с тем величайшая историческая ценность, раскрывающая сложную и богатую картину развития русской музыки в 30—60-х годах XIX века».
Думаю, что комментировать эти две цитаты нет нужды. Прав оказался —. к счастью! — советский исследователь.


№№

Наименование тем


Количество уроков

I четверть

1.

П.И. Чайковский. Жизненный путь композитора

2

2.

Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»

1

3.

Оперное творчество П.И. Чайковского. «Евгений Онегин»

1

4.

Повторение материала

1

5.

Музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века

3

6.

Контрольный урок

1

Всего

9 уроков

II четверть

1.

Обзор русской музыкальной культуры XX века

1

2.

С.С. Прокофьев. Жизненный путь композитора

1

3.

Симфония № 7 до диез минор

1

4.

Кантата «Александр Невский»

1

5.

Балет «Ромео и Джульетта»

1

6.

Д.Д. Шостакович. Жизненный путь композитора

1

7.

Контрольный урок

1

Всего

7 уроков

III четверть

1.

Симфония № 7 До мажор «Ленинградская»

1

2.

Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича

1

3.

А.И. Хачатурян. Жизненный путь композитора

1

4.

Творчество А.И. Хачатуряна

1

5.

Русские композиторы второй половины ХХ века

1

6.

Представители российского музыкального авангарда

1

7.

Искусство джаза

1

8.

Музыкальная культура Калмыкии

2

9.

Контрольный урок

1

Всего

10 уроков

IV четверть

Подготовка к выпускному экзамену

Тесты для контрольных уроков

Первый год обучения

а) Гармония

в) Мелодия

2.Чередование звуков различной длительности (длинных, коротких).

в) Гармония

3.Взаимосвязь звуков между собой, их согласованность.

а) Мелодия

в) Гармония

4.Последовательность аккордов, сопровождающих мелодию.

а) Гармония

в) Мелодия

5.Зона звучания музыки, разные отрезки диапазона.

а) Регистр

в) Динамика

6.Скорость исполнения музыкального произведения.

в) Регистр

7.Окраска звука, его отличительная особенность.

8.Распевная, широкая, свободно льющаяся мелодия.

а) Кантилена

9.Род вокальной музыки, приближенный к разговорной речи.

а) Мелодия

б) Речитатив

в) Кантилена

10.Расстояние от самого низкого до самого высокого звука голоса или инструмента (звуковой объем).

б) Регистр

в) Диапазон

11.Сила звучания музыки.

а) Динамика

в) Речитатив

12.Самый низкий по звучанию инструмент деревянно-духовой группы.

а) Флейта

13.Сколько струн у струнно-смычковых инструментов (скрипки, альта...).

в) 3
14.Медный духовой инструмент (выберите правильный ответ).

а) Кларнет

б) Ксилофон

15.Медно-духовой инструмент, имеющий выдвигающую трубку-кулису.

а) Тромбон

в) Валторна

16.Название этого инструмента переводится как "лесной рог".

б) Флейта

в) Валторна

17.Прием игры "пиццикато".

а) Смычком

б) Пальцем

в) Медиатором

18.Назовите клавишно-духовой инструмент.

а) Фортепиано

б) Клавесин

19.Кто изобрел фортепиано?

а) В.А. Моцарт

б) Б. Кристофори

в) Л. Бетховен

20.Инструмент, являющийся эмблемой музыкального искусства.

в) Скрипка

2 четверть

1.В каком государстве впервые возникло слово "оркестр"?

а) Древний Египет

б) Древняя Греция

в) Месопотамия

2.Кто руководит оркестром?

а) Органист

б) Контрабасист

в) Дирижёр

3.Какие инструменты не входят в состав симфонического оркестра?

б) Балалайка

в) Кларнет

4.В оркестровой яме находится.

а) Оперный оркестр

б) Концертный

5.Какие инструменты не входят в состав джазового оркестра?

а) Банджо

б) Контрабас

6.Инструменты, входящие в состав духового оркестра?

а) Тромбон

в) Скрипка

7.Сколько групп музыкальных инструментов насчитывается в симфоническом оркестре?

8.Согласны ли вы с тем, что до дирижёрской палочки применяли жезл, батуту, свёрнутые в рулон ноты и даже носовой платок?

9.Заблаговременный жест дирижёра для вступления оркестру.

а) Затакт

б) Ауфтакт

10.В состав какого оркестра чаще всего входит саксофон?

а) Симфонического

б) Народных инструментов

в) Эстрадного

11.В каком веке возник симфонический оркестр?

б) Сопрано

а) Меццо-сопрано

б) Дискант

в) Сопрано

17.Сопрано, которое поражает легкостью, необыкновенной подвижностью голоса, свободным звучанием высокого регистра.

а) Драматическое

б) Колоратурное

в) Лирическое

18.Инструментальная музыка, которая имеет какой-то конкретный сюжет или образ, раскрывающий её содержание.

а) Симфоническая

б) Программная

в) Маршевая

19.Какое произведение можно отнести к программной музыке?

а) "Избушка на курьих ножках" М.П. Мусорского

б) "Кикимора" А. К. Лядова

а) С. С. Прокофьев

б) А. К. Лядов

в) П.И. Чайковский

3 четверть

1.Жанр музыки, в переводе с французского означает "ходьба".

2.Какой оркестр обычно исполняет военные марши?

а) Духовой

б) Симфонический

в) Эстрадный

3.Трепак – это...

а) танец народов Кавказа

б) русская пляска мужчин

в) украинский танец

4.Польский народный танец.

а) Полонез

б) Краковяк

в) Халлинг

5.Полька – это...

а) чешский народный танец

б) венгерский народный танец

в) польский народный танец

6.Танцы, появившиеся в XX веке.

б) Рок-н-ролл

7.Народное творчество - песни, танцы, былины, одним словом называется...

а) музыка

б) симфония

в) фольклор

8.На каком инструменте играл народный сказитель былин Баян и былинный герой Садко?

9.Сколько струн у балалайки?

10.Какую форму часто используют композиторы, делая инструментальную обработку народных песен?

а) Трехчастную

б) Сонатную

в) Вариационную

11.Наименьшое музыкальное построение.

в) Предложение

12.Повторяющаяся тема в форме рондо.

а) Эпизод

б) Рефрен

13.Формула формы рондо.

б) А, А1, А2, А3, А4

14.Сколько основных танцев в старинной сюите?

15.Переведите слово "фуга".

б) Подражание

в) Повторение

16.Кто написал 48 прелюдий и фуг?

а) П.И. Чайковский

б) В.А. Моцарт

в) И.С. Бах

17.Как называется заключительный танец сюиты?

б) Аллеманда

в) Сарабанда

18.Сколько частей в классической сонате?

19.Раздел сонаты, в котором происходит развитие тем.

а) Разработка

б) Реприза

в) Экспозиция

20.Инструментальный цикл, состоящий из старинных танцев, расположенных в определенном порядке.

а) Соната

в) Фуга
4 четверть

а) Г. Ибсен

б) А.С. Пушкин

в) Э. Гофман

2.Как называли человека, сопровождавшего музыкой немые фильмы?

а) Концертмейстер

б) Аккомпаниатор

а) Либретто

б) Речитатив

4.Оркестровое вступление в опере.

а) Антракт

б) Увертюра

в) Действие

5.Назвать музыкальный спектакль, в котором главное выразительное средство – пение.

6.Ансамбль из четырех участников.

а) Квартет

б) Квинтет

в) Терцет

7.Совокупность всех партий музыкального произведения.

а) Либретто

в) Партитура

8.Персонаж оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила".

б) Святозар

9.Какой персонаж оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" не имеет вокальной партии?

а) Руслан

б) Фарлаф

в) Черномор

10.Сколько действий в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"?

11.Небольшая ария свободного построения.

а) Каватина

б) Ариозо

12."Есть пустынный край" начальные строчки...

а) 1-й песни Баяна

б) арии Руслана

в) 2-й песни Баяна

13.В каком городе находится музыкальный театр Ла Скала?

в) Лондон
14.Перерыв между действиями в спектакле.

а) Увертюра

б) Либретто

в) Антракт

15.Спектакль, в котором главным является танец.

16.Назовите жанр произведения П.И. Чайковского "Лебединое озеро".

17."Танец феи Драже" исполняет...

а) клавесин

б) ксилофон

в) челеста

18.Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик" написан на сюжет сказки...

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) Э. Гофмана

19.Игра актеров, основанная на выразительных жестах, мимике.

а) Пантомима

б) Увертюра

20.Большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах балета.

а) Кордебалет

б) Адажио

в) Па-де-де
Второй год обучения

1 четверть,

1.Родина жанра оперы.

а) Франция

б) Италия

в) Германия

2.Буквальный перевод слова "барокко".

а) Образцовый, достойный подражания

б) Причудливый, странный

в) Архаичный

3.Многочастное музыкальное произведение, сопровождающее католическое богослужение.

а) Псалмодия

4.Творчество Баха относится к стилю...

а) рококо

б) барокко

в) классицизм

5.Родина И.С. Баха – немецкий город...

а) Лейпциг

в) Эйзенах

6.Сколько лет прожил И.С. Бах?

7.В переводе на русский язык слово "Бах" означает...

8.Высказывание музыкального критика А.Н. Серова: "Для такого гения, как И.С. Бах, самым приличным, самым родным инструментом" был...

а) клавесин

в) клавикорд

9.Произведение, которое не принадлежит И.С. Баху.

а) "Страсти по Матфею"

б) Инвенции

в) Опера "Орфей и Эвридика"

10.Прелюдии и фуги в "ХТК" расположены...

а) по тонам

б) по хроматизмам

в) по тональностям квинтового круга

11.Концерты И.С. Баха для оркестра.

а) Кончерто гроссо

б) "Брандербургские концерты"

в) "Музыкальное приношение"

12.В творчестве И.С. Баха преобладал...

а) полифонический склад музыки

б) гомофонно-гармонический склад музыки

в) монодический склад музыки

13.Концерт И.С. Баха для клавира соло.

а) Французский концерт

б) Итальянский концерт

в) Английский концерт

14.При жизни И.С. Бах был более известен как исполнитель-импровизатор и педагог, чем как композитор?

15.Сложное полифоническое произведение в переводе с латинского "бег".

а) Прелюдия

б) Инвенция

16.Произведение, написанное И.С. Бахом для органа.

а) Токката и фуга ре минор

б) "Страсти по Иоанну"

в) Хроматическая фантазия и фуга

17.Хоровое песнопение католической церкви, основанное на интонациях народных немецких мелодий.

а) Тропарь

18.Раздел фуги, где нет проведения темы.

а) Интермедия

в) Противосложение

19.Обязательный танец в старинной сюите.

а) Менуэт

в) Аллеманда

20.Английский танец, завершающий старинную сюиту.

а) Сарабанда

в) Куранта
2 четверть

1.Й. Гайдн – основоположник жанра...

а) симфонии

в) оратории

2.Й. Гайдн, наряду с В.А. Моцартом и Л. Бетховеном является представителем Венского...

а) романтизма

б) классицизма

в) барокко

3.Симфония, которая не принадлежит Й. Гайдну.

а) "Прощальная"

б) "С тремоло литавр"

в) "Героическая"

4.Обычно Й. Гайдна считают композитором XVIII века, но он несколько лет прожил и в XVII веке. Сколько именно лет?

5.Где родился Й. Гайдн?

а) Зальцбург

6.Встечался ли Й. Гайдн с В.А. Моцартом?

7.Встречался ли Й. Гайдн с Л. Бетховеном?

а) 12 Лондонских симфоний

б) 6 французских сюит

в) 6 русских квартетов

9."Сотворение мира" и "Времена года" Й. Гайдна написаны в жанре...

а) концерта

б) цикла фортепианных пьес

в) оратории

10.В какой форме написана вторая часть симфонии №103 Й. Гайдна?

а) В сонатной форме

б) В форме двойных вариаций

в) В сложной 3-х частной форме

11.Назовите мецената Й. Гайдна, у которого он проработал 30 лет.

а) Николло Порпора

б) Граф Моруин

13.В своих симфониях Й. Гайдн в качестве 3 части использовал...

б) менуэт

в) скерцо

14.Количество симфоний в творческом наследии В.А. Моцарта.

б) Более 40

15.Сочинение В.А. Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы.

в) Реквием

16.Кто из перечисленных героев не является персонажем оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро"?

а) Папагено

б) Керубино

в) граф Альмавива

17.Основная тональность симфонии №40 В.А. Моцарта.

а) до минор

б) соль минор

в) ля минор

18.Действующие лица оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро".

а) Сюзанна

б) Розина

в) Лепорелло

19.Сколько опер написал В.А. Моцарт?

20.Произведение В.А. Моцарта,3 частью которого является "Рондо в турецком стиле".

а) Симфония№40

б) Соната №11

в) Маленькая ночная серенада

3 четверть

1.Где родился Людвиг ван Бетховен?

а) Зальцбург

в) Эйзенах

2.Историческое событие, оказавшее влияние на творческое мировоззрение Л. Бетховена.

а) Лионское восстание

б) Французская буржуазная революция

в) Война 1812 года

3.Кто сказал о юном Л. Бетховене: "Обратите на него внимание. Он всех заставит говорить о себе!"

а) В.А. Моцарт

б) И.С. Бах

в) Й. Гайдн

4.Сколько сонат написано Л. Бетховеном?

5.Название фортепианной сонаты №8.

а) "Аврора"

б) "Патетическая"

а) И. Гете

б) У. Шекспир

в) Д. Байрон

7.Сколько симфоний написал Л. Бетховен?

8.Одночастное симфоническое произведение, часто имеющее свою программу.

а) Увертюра

б) Соната

9.В какой симфонии Л. Бетховена участвует хор, который исполняет "Оду радости" Ф. Шиллера?

10.Как называется симфония №3 Л. Бетховена?

а) "Пасторальная"

б) "Военная"

в) "Героическая"

11.Количество увертюр, написанных Л. Бетховеном.

12.Работал ли Л. Бетховен в оперном жанре?

13.Художественное направление, к которому принадлежит творчество Ф. Шуберта.

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм

14.Ф. Шуберт родился в 1797 году в Лихтентале – предместье...

а) Берлина

в) Варшавы

15.Ф. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, написав произведение...

а) "Зимний путь"

б) "Маргарита за прялкой"

в) "Лесной царь"

16.Количество частей в "Неоконченной симфонии"

а) 2 части

в) 4 части

17.Писал ли Ф. Шуберт фортепианные сонаты?

18.Песня Ф. Шуберта, в которой звучат слова: "Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной..."

а) "Спокойной ночи"

б) "Колыбельная ручья"

в) "Серенада"

19.Друг Ф. Шуберта, прекрасный исполнитель его песен.

а) М. Швинд

б) И. Фогль

в) И. Зенн

20.Вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" открывается песней...

а) "Шарманщик"

б) "В путь"

в) "Форель"
4 четверть

1.Ф. Шопен – польский композитор, но большую часть своей жизни он прожил...

а) в Париже

б) в Лондоне

2. Юзеф Эльснер – это...

а) друг Ф. Шопена

б) учитель Ф. Шопена

в) исполнитель музыки Ф. Шопена

3.Ф. Шопен – основоположник жанра...

а) фортепианного концерта

б) вокального цикла

в) инструментальной баллады

4.Жанры, в которых не работал Ф. Шопен.

а) Соната

б) Симфония

5.Знаменитый этюд до минор Ф. Шопена носит название...

а) "Революционный

б) "Пламенный"

в) "Героический"

6.Польский друг Ф. Шопена...

а) Г. Гейне

б) А. Мицкевич

в) И. Гёте

7.Польские народные танцы, характерные черты которых использовал в своем творчестве Ф. Шопен.

а) Полонез

в) Чардаш

8.Вальс №7 Ф. Шопена написан в тональности...

а) си минор

б) до диез минор

в) ре минор

9.Под псевдонимом Жорж Санд печатались романы близкого друга Ф. Шопена...

а) Войцеха Живного

б) Марии Шимановской

в) Авроры Дюдеван

10.В международный конкурс имени Ф. Шопена проводится...

б) в Варшаве

а) Э. Григ

б) Ф. Лист

в) Р. Шуман

12.Где родился Р. Шуман?

а) Желязова Воля

б) Цвиккау

в) Берген

13.Кто из композиторов принял сан аббата?

а) Ф. Лист

б) Ф. Шопен

в) Э. Григ

14.Был ли Э. Григ знаком с П. И. Чайковским?

15.Как звали Вагнера?

а) Роберт

б) Рихард

в) Ференц

16.Был ли Д. Верди в России?

17.Кто написал оперы "Дон Прокопио", "Искатели жемчуга", "Кармен"?

а) Р. Вагнер

б) Д. Верди

в) Ж. Бизе

18.В каком виде искусства зародился импрессионизм?

а) Музыка

б) Живопись

в) Архитектура

19.Кто был основоположником музыкального импрессионизма?

а) К. Моне

б) К. Дебюсси

а) К. Дебюсси

б) М. Равель

в) Д. Пуччини

Третий год обучения

1 четверть

1.Знаки для записи церковной музыки на Руси.

2.Бродячие музыканты, певцы, танцоры, актеры на Руси.

б) Миннезингеры

а) Романс

4.Классик русской хоровой музыки конца XVIII- начала XIX века.

а) И. Е. Хандошкин

б) М.А. Матинский

в) Д.С. Бортянский

5.Сколько лет прожил М.И. Глинка?

6.Высказывание музыкального критика В.В. Стасова: "Во многих отношениях М.И. Глинка имеет в русской музыке такое значение как:

а) М.В. Ломоносов

б) М.Ю. Лермонтов

в) А.С. Пушкин

в русской поэзии".
7.М.И. Глинка родился в...

б) г. Санкт-Петербург

в) с. Новоспасское Смоленской губернии

8.М.И. Глинка написал...

а) одну оперу

б) две оперы

в) три оперы

9.Опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила" написана на сюжет сказки...

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) П.П. Бажова

10.Исполнитель партии Вани в опере М.И. Глинки "Иван Сусанин" поет...

б) контральто

в) тенором

11.Музыкальноя форма, в которой написана симфоническая фантазия "Камаринская".

б) Двойные вариации

в) Двухчастная

12.Увертюра симфонического оркестра "Арагонская хота" написана под впечатлением от путешествия по...

а) Италии

б) Франции

в) Испании

13.Романс, написанный М.И. Глинкой на стихи А.С. Пушкина.

а) "Жаворонок"

б) "Я помню чудное мгновенье..."

в) "Попутная песня"

14.Один из танцев, используемых М.И. Глинкой во 2 действии оперы "Иван Сусанин".

а) Полька

б) Краковяк

в) Лезгинка

15."Ты взойдешь, моя заря!

Над миром свет прольешь!" – это текст из...

а) арии Б. Собинина

б) песни М.И. Глинки

а) М.Ю. Лермонтов

б) Н.В. Кукольник

в) В.А. Жуковский

17.Согласны ли вы с тем, что великий певец Федор Шаляпин любил исполнять партию Черномора в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"?

18.Разновидность русского церковного песнопения.

в) Тропарь

19.Назовите жанр "Вальса-фантазии" М.И. Глинки.

а) Соната

б) Симфоническая фантазия

в) Романс

20.Кому посвящен романс М. Глинки "Я помню чудное мгновение"?

а) Н.Ф. Мекк

б) А.П. Керн

в) Е.Е. Керн

2 четверть

1.В каком жанре не работал А.С. Даргомыжский?

б) Симфония

в) Романс

2.В творчестве А.С. Даргомыжского, как и в творчестве Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, художника П.А. Федотова утверждалось направление...

а) классицизма

б) романтизма

в) критического реализма

3.Назовите первое произведение композитора А.С. Даргомыжского в оперном жанре.

а) "Эсмеральда"

б) "Русалка"

а) А.С. Даргомыжский

б) В.В. Стасов

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.И. Глинка
7.Жанр оперы А.С. Даргомыжского "Русалка"

а) Героическая народная музыкальная драма

б) Сказочно-эпическая

в) Психологическая бытовая музыкальная драма

8.Какой персонаж не является действующим лицом оперы "Русалка"?

б) Фарлаф

в) Мельник

9.Сколько романсов написано А.С. Даргомыжским?

а) более 50

б) более 10

в) более 100

10.Согласны ли вы с тем, что великая балерина Майя Плисецкая в детстве выступала в роли Русалочки в опере А.С. Даргомыжского "Русалка" на сцене Большого театра?

11.Произведение А. С. Даргомыжского, написанное на стихи французского поэта П. Беранже.

а) "Титулярный советник"

б) "Мельник"

в) "Старый капрал"

12.На склоне лет А.С. Даргомыжский воскликнул: "Опять Тезка! Что делать, не могу шагнуть без него!" Кого композитор имел в виду?

а) А.С. Пушкин

б) А.С. Грибоедов

13.Оперы А.С. Даргомыжского, написанные на сюжеты А.С. Пушкина.

а) "Эсмеральда"

б) "Русалка"

в) "Каменный гость"

14.Романс А.С. Даргомыжского "Мне грустно" написан на стихи...

а) А.С. Пушкина

б) М.Ю. Лермонтова

в) Н. В. Кукольника

15.Композитор, давший название содружеству "Могучая кучка".

а) М.А. Балакирев

б) В.В. Стасов

в) А.П. Бородин

16.А.П. Бородин обладал не только выдающимся музыкальным и литературным дарованием, но и огромным талантом ученого...

а) физика

б) химика

в) биолога

17.Поход князя Игоря против половцев состоялся в...

в) XVII веке

б) XIV веке

в) XII веке

18.Кто из крупнейших музыкантов мира сказал А.П. Бородину: "Следуйте своим путем"

а) Ф. Шопен

б) Ф. Шуберт

в) Ф. Лист

19.А.П. Бородин – основоположник _________ симфонизма. Какого?

а) жанрово-бытового

б) эпического

в) лирико-психологического

20.Назовите фамилию композитора, не входившего в содружество "Могучая кучка"

а) А.П. Бородин б) А. С. Даргомыжский в) Н.А. Римский-Корсаков
3 четверть

1.Годы жизни М.П. Мусоргского.

2.Годы жизни А. П. Бородина.

3.Кто написал симфоническую картину "В Средней Азии"?

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.П. Мусоргский

4.Действующие лица опера А.П. Бородина "Князь Игорь"

а) Колчак

б) Галицкий

в) Юродивый

5.Как называется симфония №2 А.П. Бородина?

а) "Классическая"

б) "Богатырская"

в) "Прощальная"

6.На чьи стихи написан романс А.П. Бородина "Спящая княжна"?

а) А.П. Бородин

б) И. Гёте

в) А.С. Пушкин

7.По мотивам какого произведения написана опера А.П. Бородина "Князь Игорь"?

а) "Слово о полку Игореве"

б) "Повесть огненных лет"

в) "Летопись"

8.Кто из персонажей не является действующим лицом оперы "Князь Игорь"

а) Ярославна

б) Шуйский

в) Кончак

9.Где родился М.П. Мусоргский.

а) с. Карево Псковской губернии

б) с. Новоспасское Смоленской губернии

в) г. Петербург

10.Какое учебное заведение закончил М.П. Мусоргский.

а) Училище правоведения

б) Школа гвардейских подпрапорщиков

в) Музыкальное училище

11.Сколько пьес в фортепианном цикле "Картинки с выставки"?

12.Кому посвящен фортепианный цикл "Картинки с выставки"?

а) В.А. Гартману

б) Н.В. Кукольнику

в) Ц.А. Кюи

13.В какой форме написана пьеса М. П. Мусоргского "Избушка на курьих ножках"?

а) 3-частной

в) Вариационной

14.Чье произведение положено в основу оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов"?

а) М.Ю. Лермонтова

б) А.С. Пушкина

в) У. Шекспира

15.Сколько действий в опере "Борис Годунов"?

16.Песня, написанная М. П. Мусоргским.

а) "Попутная"

б) "Сиротка"

в) "Жаворонок"

17."Месяц едет, котенок плачет…" – кто из персонажей оперы "Борис Годунов" исполняет эту песню?

а) Царь Борис

б) Юродивый

в) Князь Шуйский

18.Действующие лица оперы "Борис Годунов"

б) Ксения

в) Галицкий

19."Улетай на крыльях ветра…" – в опере А.П. Бородина "Князь Игорь" – это…

а) хор народа

б) хор крестьян

в) хор невольниц

20.В каком жанре написана опера "Борис Годунов"?

а) Лирическая

б) Психологическая

в) Народная музыкальная драма

4 четверть


  1. Даты жизни Н.А. Римского-Корсакова.
а) 1804-1857

в) 1844-1908


  1. С 1856 по 1862 год Н.А. Римский-Корсаков учился…

Предварительный просмотр:

А. С. Даргомыжский

«Великий учитель музыкальной правды – так называл Даргомыжского Мусоргский. Младший современник Глинки, в молодости испытавший его сильное влияние, Даргомыжский избрал в музыке свой путь. Он обладал способностью улавливать тончайшие оттенки душевного состояния людей. Девизом его творчества стало известное высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.» Даргомыжский вслед за Глинкой – один из основоположников русской классической музыки. Композитор, пианист, блестящий учитель пения, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества…

Начало жизненного пути Даргомыжского вовсе не предвещало такой будущности.

14 февраля 1813 года. В семье Сергея Николаевича и Марии Борисовны Даргомыжских родился второй сын Александр. Они жили тогда в Тульской губернии у родственников, а когда армия Наполеона была изгнана из России, вернулись в свое имение Юхновского уезда Смоленской губернии.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где отец вскоре занял место чиновника особых поручений при Министерстве императорского двора.

В раннем детстве Саша очень беспокоил родителей: он не разговаривал до 4 лет, опасались, что ребенок так и останется немым, но обошлось. К воспитанию детей в семье Даргомыжских относились очень ревностно. Не богатство и знатность ценились в ней, а нравственные качества, образованность, любовь к искусствам. Все дети получили только домашнее, но серьезное образование.

Музыкальному развитию в семье уделялось самое серьезное внимание. Сашу с шестилетнего возраста обучали игре на фортепиано. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке. Поощряемый Шоберлехнером, Даргомыжский стал сочинять и в начале 30-х годов создал по его словам, «множество сочинений для фортепиано и скрипки, а также множество романсов.

  1. сл. М. Лермонтова «Мне грустно» (И. Грищенко)

Казалось бы, растущие успехи Александра на музыкальном поприще не оставляли сомнений в выборе будущей деятельности. Однако, в дворянской среде профессия музыканта не поощрялась.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. Именно Глинка убедил Даргомыжского серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский. - Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях".

  1. Вальс (П.Манахов)

В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он вскоре переделал в оперу. Работа над оперой «Эсмеральда» продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов. В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

3. «Юноша и дева» (И. Грищенко)

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: «Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором».

4 . Даргомыжский сл. А. Кольцова. «Не скажу никому». Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, «Русалку», на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы.

Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за «Русалку», Даргомыжский закончил ее в 1855 г. Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.

  1. «Сватушка»

Первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

Работая над оперой «Русалка», Даргомыжский продолжал писать романсы, и эти два основных вида его творчества находились в постоянной взаимосвязи. Романс стал для композитора настоящей творческой лабораторией. Здесь возникали новые темы, новые образы, оттачивалось мастерство, проходил активный поиск музыкальных средств. Появляется ряд оригинальных вокальных пьес: "Титулярный советник", "Старый капрал", "Паладин", "Червяк", замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Цель своей работы Даргомыжский сформулировал так: « Я не намерен снизводить...музыку до забавы . Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».


Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Даргомыжский

Место рождения. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье.

Мария Борисовна Козловская. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: «Подарок моей дочери».

Сергей Николаевич. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.

Детство. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора.

Образование. Александр Сергеевич получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке.

Первые произведения. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах.

А. Даргомыжский сл. М. Лермонтова «Мне грустно»

Служба. В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой.

Знакомство с М. И. Глинкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов.

А.Даргомыжский Вальс

Опера «Эсмеральда» Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа " Notre Damе de Paris " и лишь по окончании оперы (в 1839) перевел его на русский язык.

Опера «Торжество Вакха». В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха". Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.

Романсы В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева»

А.Даргомыжский сл. А. Кольцова «Не скажу никому».

Гастроли. В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.

Опера «Русалка» Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина. Р абота над лирико-драматической оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки.

Опера «Русалка» хор «Сватушка»

А. Даргомыжский Сл.Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»

Меланхолический вальс

опера «Каменный гость». Опера написана не на специально составленное либретто, а на подлинный текст Пушкина.

Даргомыжский умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).


Александр Сергеевич Даргомыжский
Оделась туманами Сиерра-Невада. Болеро
Испанский романс. Романс Лауры из оперы "Каменный гость"

Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.
Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).
Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.

Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.



Валериан Федорович Ширков (1805 - 1856)


Прозрачные безный эфира

Луной и звездамый горят!

Открой мне вентану. Элвира,

Минуты блаженства летят!

Уснул ли идалго дакучный?

Спусти мне с узлами снурок!

Со мною кинжал неразлучный

И смертного зелия сок!

Не бойся, цвет милой Гренады!

Вентану за мною закрой!

Пускай нам поёт серенаду

И плачет Карехо младой!

Оделась туманами Сиерра-Невада,

Волнами играет кристалный Хенил,

И к берегу веет с потока прохлада,

И в воздухе блещет сребристая пыль.

романс Лауры из оперы «Каменный Гость» (I действие, 2 картина)




Не бойся друг милый,
Мрак нас сокроет от взоров коварных!
В восторге безмолвном,
В объятиях страсти
Забудем мы время,
Забудем заботы мирские.
Но что же ты медлишь, Эльвира?
Иль страх безрассудный владеет тобою?
Пылким лобзаньем, друг милый,
Навеки его заглушу я.

Похожие статьи