Год написания: 1832
Жанр: сказка - загадка
Главные герои: старик , 12 птиц
Сюжет
Появился старик и махнул рукавом, и оттуда вылетели три пташки, сразу же сильно похолодало, пошел снег. Опять он махнул рукавом, повеяло теплом, побежали ручьи, трава зазеленела. Третий раз махнул – стало тепло, душно, крестьяне отправились рожь убирать, дети пошли за ягодами, в четвертый раз – похолодало, дождь пошел, деревья лишились своего зеленого убранства.
Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.
Кто таков этот старик? Какие волшебные создания вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?
Вывод (мое мнение)
Даль всю свою жизнь посвятил собиранию фольклора и в свой знаменитый словарь поместил не только пояснения к словам, но и загадки, сказки, пословицы и описания традиций восточных славян.
Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.
В. Даль « Старик – годовик » .
Цель деятельности учителя:
Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,
Развивать логическое мышление, память, речь,
Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.
Сообщение темы урока.
- Сказка , которую мы будем сегодня читать, это- « Старик – годовик » .
И это непростая сказка , это - сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.
Изучение нового материала.
1.Загадки. Какие бывают загадки.
– Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?
– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.
Стоит городок.
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов.
(подсолнух)
Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(берега)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
(болото)
2.Загадка-сказка «Старик-годовик».
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой , её автор - Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .
Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу - «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.
Чтение сказки учителем.
Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.
Владимир Иванович Даль . « Старик – годовик »
Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)
Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)
Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.
Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.
В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.
Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)
А как же зовут этих семерых братьев?
(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)
Ночь темная - черный цвет пера на крыле.
Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы
Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?
Правильно. З агадочный старик- годовик и есть - год .
Подведение итогов. Рефлексия.
Вот и разгадали мы с вами всю сказку .
Скажите мне, понравилось ли вам занятие?
Что нового вы узнали?
Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.
Домашнее задание:
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?
Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»
ТЕМА: «Сказка-загадка».
ЛОПЫРЕВА И. А.
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ с. Уруп»
Владимир
Иванович
Даль
1801 – 1872 г.
- Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
- Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
- Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
- 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.
слов
ЗИМА
декабрь
январь
февраль
ВЕСНА
март
апрель
ЛЕТО
июнь
июль
август
ОСЕНЬ
сентябрь
октябрь
ноябрь
0 Владимир Иванович Даль "Старик-годовик"
Россия,ЯНАО,г.Новый Уренгой
МБОУ СОШ №12
Учитель начальных классов
Грушевая Р.П.
Цели: познакомить уч-ся со сказкой В.И.Даля «Старик-годовик» и его творчеством, как писателя и составителя «Толкового словаря русского языка», развивать мышление, речь и навыки сознательного выразительного чтения; проверить и закрепить знания учащихся о временах года, сезонных изменениях, месяцах, днях недели, воспитывать любовь и умение видеть красоту в каждом времени года.
Оборудование: портрет В.И. Даля, выставка книг, «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля, загадки, слоговые таблицы Щедриной.
Ход урока,
1 . Организационный момент.
Приветствие учителей.
2. Упражнение и на постановку дыхания перед чтением.
Ребята, сядьте правильно. Приготовьтесь к упражнению для правильной постановки дыхания перед чтением.
3. Работа по слоговой таблице Щедриной. Чтение «Лифт».
Читаем четко, громко, дружно.
4. 3накомство с творчеством В. И. Даля.
1-й ученик.
В.И.Даль родился 200 лет назад на юге России в городе Луганске в семье врача.3а свою долгую жизнь он переменил множество профессий: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, но всю жизнь оставался верен призванию писателя.
Словарь: чиновник.
2-й ученик.
Владимир Иванович очень любил «живой русский язык» - тот, на котором мы говорим.И 53 года своей жизни он собирал...слова и разнообразные их значения (ведь у одного слова часто бывает не одно, а много значений).
3-й ученик.
Собирал писатель и пословицы, поговорки, сказки, загадки, которые называл «сокровищами» русского народа. И когда этих «сокровищ» набралось у него очень много, он составил словарь- «Толковый словарь русского языка».
4-й ученик.
А еще Даль любил обрабатывать русские народные сказки. Есть целые сборники его сказок, которые он переложил и пересказал.
5. Объявление темы урока.
Проблема: Так над творчеством, какого писателя сегодня мы будем работать? Как вы думаете?
Сегодня мы с вами прочитаем одну из его сказок «Старик-годовик». Это не просто сказка, а сказка-загадка.
Как вы думаете, о чем эта сказка? (Ответы учеников)
Кто прав из вас мы узнаем, прочитав эту сказку. Будьте внимательными. Подумайте. сколько загадок в этой сказке?
6. Первичное чтение сказки.
Читает учитель и лучшие ученики.
7. Вопросы по первичному восприятию сказки.
Понравилась ли вам сказка?
Так о чем же эта сказка? Так ли вы думали?
Сколько загадок в этой сказке?(4)
8. Физкультминутка.
9. Повторное чтение сказки по группам с отгадыванием загадок.
Жужжащие чтение.
1 группа. 1 .Чтение 1 -ой загадки и отгадывание ее.
2 группа.2.Чтение 2-ой загадки и отгадывание ее. (Весна. Март, апрель, май)
Что еще за три птицы выпустил старик? (Лето. Июнь, июль, август)
3 группа.3.Чтение 3-ей загадки и отгадывание ее.
Что за четвертая тройка птиц? (Осень. Сентябрь, октябрь, ноябрь)
4 группа. Чтение 4-ой загадки и отгадывание ее.
Какие последние три птицы выпустил старик?
Что за 4 крыла у каждой птицы? (4 недели в каждом месяце)
Почему семь перьев в каждом крыле? (7 дней в неделе: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
Что значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая черная? (день, ночь)
10. Игра «Угадай-ка».
Каждая из групп должна выбрать из данных им загадок те, которые подходят к их названию и времени года.
1 гр.-зима.
2 гр.-весна.
3 гр.-лето.
4 гр.-осень.
11. Подведение итогов урока.
Что интересного сегодня узнали на уроке? Чем занимались?
12. Домашнее задание.
Похожие статьи