Технологическая карта литературного чтения. Тема: "Загадки

Год написания: 1832

Жанр: сказка - загадка

Главные герои: старик , 12 птиц

Сюжет

Появился старик и махнул рукавом, и оттуда вылетели три пташки, сразу же сильно похолодало, пошел снег. Опять он махнул рукавом, повеяло теплом, побежали ручьи, трава зазеленела. Третий раз махнул – стало тепло, душно, крестьяне отправились рожь убирать, дети пошли за ягодами, в четвертый раз – похолодало, дождь пошел, деревья лишились своего зеленого убранства.

Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.

Кто таков этот старик? Какие волшебные создания вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?

Вывод (мое мнение)

Даль всю свою жизнь посвятил собиранию фольклора и в свой знаменитый словарь поместил не только пояснения к словам, но и загадки, сказки, пословицы и описания традиций восточных славян.

Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В. Даль « Старик – годовик » .

Цель деятельности учителя:

Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,

Развивать логическое мышление, память, речь,

Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

    Сообщение темы урока.

- Сказка , которую мы будем сегодня читать, это- « Старик – годовик » .

И это непростая сказка , это - сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.

    Изучение нового материала.

1.Загадки. Какие бывают загадки.

Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов. (подсолнух)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега)


Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

(болото)

2.Загадка-сказка «Старик-годовик».

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой , её автор - Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .

Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу - «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

Чтение сказки учителем.

Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.

Владимир Иванович Даль . « Старик – годовик »

Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)

Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)

Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.

Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.

Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)

А как же зовут этих семерых братьев?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)

Ночь темная - черный цвет пера на крыле.

Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы

Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?

Правильно. З агадочный старик- годовик и есть - год .

    Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и разгадали мы с вами всю сказку .

Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Домашнее задание:

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.



Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.



Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.


Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

ТЕМА: «Сказка-загадка».

ЛОПЫРЕВА И. А.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп»


Владимир

Иванович

Даль

1801 – 1872 г.


  • Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
  • Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
  • Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
  • 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

слов






ЗИМА

декабрь

январь

февраль


ВЕСНА

март

апрель


ЛЕТО

июнь

июль

август


ОСЕНЬ

сентябрь

октябрь

ноябрь



0 Владимир Иванович Даль "Старик-годовик"

Россия,ЯНАО,г.Новый Уренгой
МБОУ СОШ №12
Учитель начальных классов
Грушевая Р.П.

Цели: познакомить уч-ся со сказкой В.И.Даля «Старик-годовик» и его творчеством, как писателя и составителя «Толкового словаря русского язы­ка», развивать мышление, речь и навыки сознательного выразительного чтения; проверить и закрепить знания учащихся о временах года, сезонных изменениях, месяцах, днях недели, воспитывать любовь и умение видеть красоту в каждом времени года.

Оборудование: портрет В.И. Даля, выставка книг, «Толковый словарь русско­го языка» В.И.Даля, загадки, слоговые таблицы Щедриной.

Ход урока,

1 . Организационный момент.

Приветствие учителей.

2. Упражнение и на постановку дыхания перед чтением.

Ребята, сядьте правильно. Приготовьтесь к упражнению для правильной постановки дыхания перед чтением.

3. Работа по слоговой таблице Щедриной. Чтение «Лифт».

Читаем четко, громко, дружно.

4. 3накомство с творчеством В. И. Даля.

1-й ученик.

В.И.Даль родился 200 лет назад на юге России в городе Луганске в семье врача.3а свою долгую жизнь он переменил множество профессий: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, но всю жизнь оставался верен призванию писателя.

Словарь: чиновник.

2-й ученик.

Владимир Иванович очень любил «живой русский язык» - тот, на котором мы говорим.И 53 года своей жизни он собирал...слова и разнообразные их значения (ведь у одного слова часто бывает не одно, а много значений).

3-й ученик.

Собирал писатель и пословицы, поговорки, сказки, загадки, которые называл «сокровищами» русского народа. И когда этих «сокровищ» набралось у него очень много, он составил словарь- «Толковый словарь русского языка».

4-й ученик.

А еще Даль любил обрабатывать русские народные сказки. Есть целые сборники его сказок, которые он переложил и пересказал.

5. Объявление темы урока.

Проблема: Так над творчеством, какого писателя сегодня мы будем работать? Как вы думаете?

Сегодня мы с вами прочитаем одну из его сказок «Старик-годовик». Это не просто сказка, а сказка-загадка.

Как вы думаете, о чем эта сказка? (Ответы учеников)

Кто прав из вас мы узнаем, прочитав эту сказку. Будьте внимательными. Подумайте. сколько загадок в этой сказке?

6. Первичное чтение сказки.

Читает учитель и лучшие ученики.

7. Вопросы по первичному восприятию сказки.

Понравилась ли вам сказка?

Так о чем же эта сказка? Так ли вы думали?

Сколько загадок в этой сказке?(4)

8. Физкультминутка.

9. Повторное чтение сказки по группам с отгадыванием загадок.

Жужжащие чтение.

1 группа. 1 .Чтение 1 -ой загадки и отгадывание ее.

2 группа.2.Чтение 2-ой загадки и отгадывание ее. (Весна. Март, апрель, май)

Что еще за три птицы выпустил старик? (Лето. Июнь, июль, август)

3 группа.3.Чтение 3-ей загадки и отгадывание ее.

Что за четвертая тройка птиц? (Осень. Сентябрь, октябрь, ноябрь)

4 группа. Чтение 4-ой загадки и отгадывание ее.

Какие последние три птицы выпустил старик?

Что за 4 крыла у каждой птицы? (4 недели в каждом месяце)

Почему семь перьев в каждом крыле? (7 дней в неделе: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

Что значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая черная? (день, ночь)

10. Игра «Угадай-ка».

Каждая из групп должна выбрать из данных им загадок те, которые подходят к их названию и времени года.

1 гр.-зима.

2 гр.-весна.

3 гр.-лето.

4 гр.-осень.

11. Подведение итогов урока.

Что интересного сегодня узнали на уроке? Чем занимались?

12. Домашнее задание.

Похожие статьи