Хогарт, Уильям: биография. Картины уильяма хогарта с описаниями и названиями Уильям хогарт краткая биография для детей

Этот выдающийся английский художник прославился как мастер сатиры, создатель особых видов искусства, старавшийся воспитывать нравственность в обществе при помощи искусства. Он внес огромный вклад в живопись и графику Англии XVIII века, да и всего мира тоже.

Будущий художник родился в 1697 году в , в бедной семье, где отец-учитель подрабатывал переводами с латыни, а мать изготавливала различные снадобья по народным рецептам. Он оказался первым ребенком в семье, которому удалось выжить – детская смертность в те времена была очень большой.

Творческие наклонности мальчика проявились в раннем детстве, он отличался редким умением для ребенка отмечать и запоминать даже самые мелкие детали. Но в школе он учился буквально из-под палки, не хотел заниматься ничем, кроме любимого рисования.

Когда его родные обнищали, а отец попал в долговую тюрьму, Уильям стал учеником гравера, серебряных дел мастера. Здесь он получил профессию, научился работать с металлом и изготавливать гравюры, а также узнал обо всех особенностях модного стиля рококо.

После смерти отца будущему художнику пришлось стать кормильцем для всей своей семьи – кроме него, у матери были еще две дочери. Работу свою он не любил, но был вынужден заниматься ею ради пропитания.

Чтобы реализовать свои мечты, Уильям начал самостоятельно учиться и брать уроки в частных художественных академиях. В 1720 году он сумел открыть свою мастерскую и стал печатать собственные гравюры, в основном сатирического содержания «на злобу дня».

Через четыре года Хогарт стал учиться в школе, которую основал придворный художник Д. Торнхилл. В период до 1730 года Уильям учится иллюстрировать книги, и в 1726 году работает с известной поэмой «Гудибрас» Сэмюэля Батлера. Еще через два года он написал свою первую живописную картину – она была создана по пьесе «Опера нищего» Д. Гея.

Художник женился на дочери своего бывшего учителя Торнхилла – тайно, без его согласия. Отец смирился с выбором дочери только после того, как Хогарт стал известным и сумел значительно поправить свое благосостояние.

В следующие годы мастер выпускал серии картин и гравюр, которые расходились широкими тиражами и пользовались огромным спросом и популярностью у всех слоев населения. К числу наиболее известных относится шесть картин и гравюр с них «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак», «Прилежание и леность», «Четыре стадии жестокости», «Выборы в парламент».

Созданный в 1745 году автопортрет художника отличается оригинальностью задумки – на картине изображен автопортрет Хогарта на фоне книги палитры, а рядом сидит собака.

В 1753 году он выпустил книгу об искусстве «Анализ красоты». Еще через четыре года король сделал Хогарта главным придворным живописцев, заменив на этом посту своего тестя.

За свою жизнь художник создал множество гравюр и живописных полотен, сатирически и иногда очень ядовито обличающих пороки тогдашнего общества. Он всегда стоял на позициях Просвещения и пытался таким образом донести до людей правду о их собственном поведении.

Скончался мастер в 1764 году в родном Лондоне.

(1764-10-26 ) (66 лет) Место смерти Лондон Подданство Королевство Англия Королевство Англия
Королевство Великобритания Королевство Великобритания Жанр портрет Медиафайлы на Викискладе

Жизнеописание

Ранние годы

Уильям Хогарт родился в одном из лондонских районов Бартоломью-Клоуз (англ. Bartholomew Close ) в семье бедного учителя латыни Ричарда Хогарта и Анны Гиббонс и был первым выжившим ребёнком супругов. Бедность вынудила отца Хогарта заняться корректурой латинских текстов для издателей.

Уильям с раннего детства проявил незаурядные способности к рисованию, был весьма наблюдателен и имел великолепную память на детали. В начальной школе учился неохотно, в основном проводя время за рисованием. В детстве Уильям был вынужден продавать приготовленные матерью народные средства лечения, поскольку идея отца основать кафе, где посетители могли бы общаться исключительно на латыни, потерпела крах. Отец на пять лет попал в лондонскую долговую «Флитскую тюрьму » . Поэтому приступить к учёбе Хогарт смог значительно позже сверстников.

Образование и раннее творчество

В 1713 году Хогарт, не закончив начальную школу, стал учеником у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла, где получил навыки гравировки, работы с металлом и познакомился со стилем рококо . В 1718 году умер отец Уильяма и он, будучи старшим ребенком в семье, был вынужден содержать свою мать и двух сестер, берясь за мелкие заказы. Он изготовлял коммерческие визитки, небольшие гербы и другие мелкие изделия. Такая работа не приносила Хогарту удовольствия, он считал её глупой и скучной, поскольку испытывал тягу к высокому искусству. Прежде всего его интересовала графика. Поэтому вскоре он начал брать уроки живописи в одной из лондонских частных художественных академий, которую основали Льюис Черони и Джон Вандербанк . Хогарт также много занимался самообразованием.



«Маскарады и оперы»

«Беспристрастный взгляд на
британскую сцену»

В 1720 году он открывает собственную небольшую граверную мастерскую. Его первыми самостоятельными работами были графические сатиры о крахе акций Компании Южных морей (The South Sea Scheme, ок. 1721), сатиры на маскарады и оперные спектакли (Masquerades and Operas, 1724) и на театральную жизнь Лондона (A Just View of the British Stage, 1724).

Хогарт забросил академию, а с 1724 года стал посещать школу живописи и рисунка, основанную в доме придворного художника Джеймса Торнхилла , известного своими росписями в лондонском Соборе Святого Павла . В -1730 годы Хогарт овладевает искусством книжной иллюстрации . В 1726 году он иллюстрирует известную антипуританскую приключенческую поэму «Хадибрас» Сэмюэла Батлера . Первое живописное произведение Хогарта появилось в 1728 году , это было полотно на сюжет популярной тогда пьесы Джона Гея «Опера нищего».

Женитьба

В 1724 году Хогарт познакомился с 15-летней дочерью Торнхилла - Джейн. Через пять лет, не надеясь получить согласие отца Джейн на брак, Хогарт и его возлюбленная тайно обвенчались в старой Паддингтонской церкви (23 марта 1729 год) . Примириться со своим тестем Хогарту удалось лишь после того, когда он достиг материального благосостояния и признания, как художник.

По воспоминаниям самого Хогарта: «Потом я женился и занялся рисовать небольшие салонные картинки от 12 до 15 дюймов высотой. Поскольку они были новинкой, то имели успех в течение нескольких лет и хорошо продавались».

В конце 1720-х годов Хогарт написал ряд групповых портретов английских семей, так называемые «разговорные портреты» (англ. conversation pieces ). К ним относятся «Музыкальная вечеринка» (A Musical Party, 1730, Музей Фицуильяма , Кембридж), «Собрание в доме Ванстед» (The Assembly at Wanstead House, 1729-31, Музей искусств Филадельфии), «Семья Волластон» (The Wollaston Family, 1730, частная коллекция) и «Семья Фаунтейн» (The Fountaine Family, 1730-32, Художественный музей Филадельфии).

Видео по теме

Творчество

В 1730-1731 годах Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название « ». Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин, вымышленной или реально существующей. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.

«Выборы в парламент» (1753-54)

«Предвыборный банкет»

«Агитация»

«Триумф избранных в парламент»

Следующая серия гравюр - «Карьера мота» - была опубликована в 1735 году, а в 1745 году появился знаменитый цикл «Модный брак ». Затем последовали другие серии, среди которых - «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости » (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755-1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин . В 1753 году вышел в свет его трактат «Анализ красоты». В 1757 году Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джеймса Торнхилла . В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна». В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет , композиция которого необычна - это «картина в картине».

Тематика

Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т.Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина », процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица ». Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.

Модный брак

В 1743-1745 годах Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Это предупреждение, показывающее катастрофические последствия опрометчивого брака по расчёту.

Семь из восьми гравюр серии «Карьера мота» через двести лет после своего создания легли в основу сюжета балета шотландского певца, актёра и композитора Гэвина Гордона. Постановка была осуществлена в 1935 году хореографом Нинет де Валуа . В 1951 году Игорь Стравинский написал оперу «Похождения повесы» под впечатлением творчества Хогарта. В 1946 году на экраны вышел американский художественный фильм «Бедлам» (режиссёр Марк Робсон), творческий коллектив которого вдохновили картины и гравюры Хогарта. В 2003 году было создано сценическое шоу под названием «Похождения повесы», в котором семнадцать актеров и актрис представили свой вариант интенсивного изучения офортов художника.

  • Герман М. Ю. Уильям Хогарт и его время. - Л. : Искусство, Лен. отд., 1977. - 226 с. - (Из истории мирового искусства). - 25 000 экз.
  • Хогарт принадлежит к той, не столь уж редкой породе людей, которые сделали себя сами. Родившись в семье школьного учителя и репетитора, он не понаслышке знал, что такое бедность и нужда, поэтому рассчитывать мог исключительно на себя. Вот почему в мальчике рано проявились такие черты как упорство в достижении поставленной цели и невероятное трудолюбие. Хогарт не получил систематического школьного образования и рано оставил учебу, устроившись в подмастерье у гравера по серебру. Впрочем, этим ремеслом он тяготился, так как не находил в нем отрады для души. Кончилось тем, что собравшись с силами, Хогарт открыл собственную граверную мастерскую. Гравировка привлекала его только как способ заработка, а в мечтах было стать известным художником.

    Покровителем Хогарта стал Джеймс Торнхилл, с младшей дочерью которого художник тайно обвенчался. Попробовав свои силы в жанровой портретной живописи, Хогарт переключается на картины сюжетные, сложные в композиционном плане. После серии «Карьера проститутки» к художнику пришла широкая известность. Его признали и в высшем лондонском свете. Теперь не нужно было больше заботиться о хлебе насущном. После смерти Торнхилла, Хогарт занимает ставшее вакантным место ведущего английского художника в области исторической живописи. Однако бытовая, жанровая живопись неодолимо влечет его к себе по-прежнему. Выходят «Карьера мота» и «Модный брак». Хогарт сам переводит работы в гравюры, делая их дешевле и доступнее, благодаря чему они хорошо продаются.

    Призрак нищеты витал над Хогартом всю жизнь, вот почему он старался не упускать ни одной возможности заработать. Под его эгидой нередко проводились благотворительные лотереи и аукционы. Именно Хогарт первым поднял вопрос о защите авторских прав и добился принятия соответствующего закона. Хогарт проявил себя и в качестве теоретика искусства, выпустив трактат «Анализ красоты». И, тем не менее, все его попытки утвердиться в качестве живописца, терпели неудачу: публика воспринимала мастера исключительно в качестве гравёра. Скончался Уильям Хогарт от аневризмы аорты в возрасте 67 лет.

    Творчество Уильяма Хогарта

    Для творческой манеры Хогарта было характерно причудливое переплетение мотивов классицизма и сентиментализма. От классицистов он воспринял стойкий интерес к исторической живописи, хотя к мифологическим сюжетам обращался сравнительно редко. С сентименталистами его объединяло стремление к демократизму и психологизации произведений. Типы на картинах Хогарта словно подсмотрены им в реальной жизни, списаны с натуры. Навсегда сохранив в душе память детства, Хогарт раз за разом возвращался мыслью в те годы, когда семья отчаянно нуждалась. Трудно не уловить его сочувствиям персонажам из простого народа. Хогарт не судит, он размышляет и сопереживает. Совсем иное дело – его картины и гравюры, на которых изображена жизнь представителей высшего света. Здесь художник давал волю сарказму и язвительности, беспощадно вскрывал язвы и пороки современной ему Англии.

    Славу Хогарту принесли отнюдь не исторические картины, о чем он так мечтал и к чему стремился всеми силами, а анекдотические и сатирические сценки на злобу дня. Жанр этот до него считался традиционно низким. Хогарт сумел вдохнуть в него новую жизнь, наполнить иным содержанием. В определенном смысле сатиры Хогарта перекликались с некоторыми литературными источниками. Так, некоторые гравюры Хогарта словно являются иллюстрациями к книге его друга – писателя Г.Филдинга – «История Тома Джонса, найденыша». Хогарта отличало и стремление к цикличности, серийности гравюр, чтобы взятые вместе они воспринимались как единое целое.

    Уильям Хогарт родился 10 ноября 1697 года в самом центре Лондона. Отец его Ричард Хогарт — педагог и сочинитель, был человеком с причудами. Он выпустил ряд учебников, но их никто не покупал. Тогда Ричард стал изыскивать новые способы заработать на жизнь. Самым примечательным оказалось открытие литературной кофейни, которая также не имела успеха. И в 1708 году «предпринимателя» посадили в знаменитую долговую тюрьму Флит.

    Спустя четыре года Ричард вышел на свободу. Он занялся репетиторством, однако ему уже не было суждено вырваться из нищеты. Энн Хогарт, мать будущего художника, пыталась торговать лекарственными снадобьями. Шестеро ее детей умерли, не дожив до десяти лет. Уильям отличался крепким здоровьем, поэтому оказался в числе троих выживших. Разумеется, голодное детство не могло не повлиять на формирование личности Хогарта, личности упрямой, целеустремленной.

    Когда пришла пора, Уильяма отправили в школу, где он проявил способности к живописи и комедиантству. Благодаря природному дару подражать и пародировать, он завоевал популярность среди однокашников. Что же касается учебы, то самым примечательным в работах Хогарта были украшавшие их виньетки, а не задания, скверно выполненные. Но именно эти виньетки определили дальнейшую судьбу Хогарта.

    Он рано покинул школу и стал подмастерьем у гравера по серебру. Юноша целыми днями вырисовывал чьи-то гербы или цветочные орнаменты на посуде, что ему казалось делом нетворческим.

    Окончилась его учеба тем, что в апреле 1720 года он открыл собственную граверную мастерскую в доме матери.

    Этот решительный шаг позволил Хогарту попробовать свои силы в книжной иллюстрации. С самого начала творческого пути Хогарта проявилась его склонность к сатире, карикатуре, жанровой сценке. Две первые самостоятельные гравюры художника, датированные 1721 годом, — на злободневные темы: скандал на фондовой бирже предприятия Южных морей и скандал, связанный с лотереями.
    В то время Хогарт не предполагал заниматься исключительно гравировкой, он мечтал стать признанным живописцем. В 1724 году молодой человек начал искать себе учителя — и нашел его. Сэр Джеймс Торнхилл (ок.1675-1734) согласился взять его в ученики. Торнхилл сделал хорошую карьеру. Он выиграл конкурс на получение престижного заказа — роспись собора святого Павла, за создание этих фресок первым из английских художников был посвящен в рыцари и удостоен дворянского титула, а король Георг I официально назначил его историческим живописцем. Наконец, Торнхилл был избран членом Парламента. Так что в лице учителя Хо-гарт увидел тот идеал, к которому сам страстно стремился.

    Хогарт пожелал, чтобы венчание прошло скромно, ведь он еще не успел завоевать признание как художник, поэтому боялся, что Торнхилл заподозрит корысть в его женитьбе, решив, будто он с помощью брака хочет прибрать к рукам чужое состояние и сделать карьеру. Но, несмотря на опасения Хогарта, его семейная жизнь складывалась счастливо.
    Став учеником Торнхилла, Хогарт рискнул попробовать свои силы в живописи, которую всегда считал более высоким жанром, чем гравюру. Он увлекся портретом, и в первую очередь жанровой портретной живописью, представляющей нечто среднее между неофициальным портретом и жанровой сценкой.

    Добившись некоторого признания, художник очень скоро оставил портрет, чтобы полностью посвятить себя сложным композициям и волнующим его сюжетам. Хогарт взялся писать театральные сценки, а в 1730 году завершил свою знаменитую серию «Карьера проститутки».

    Эта серия появилась почти случайно после того, как художник сделал набросок с изображением распутной женщины и ее прислуги. Друзья оценили рисунок и убедили Хогарта продолжить тему, которую он вскоре развил на шести картинах, моментально привлекших внимание публики. Начался настоящий бум — лондонский высший свет бросился скупать сделанные с картин гравюры. Так Хогарт проснулся знаменитым.

    «Карьера проститутки» принесла ему большие деньги и, если верить современникам, одобрение и прощение Торнхилла. В 1731 году чета Хогартов переехала в дом Торнхилла. Когда же спустя три года знаменитый художник скончался, зять был упомянут в завещании как один из наследников.

    Смерть учителя огорчила ученика, но она открыла ему новые возможности. Дело в том, что Торнхилл не оставил после себя преемника, способного возглавить английскую школу исторической живописи, и Хогарт решил занять это место. Услышав о том, что для написания фресок в госпитале святого Варфоломея правительство собирается выписать художника из Италии, Хогарт предложил выполнить работу бесплатно — и, разумеется, получил заказ. Готовые фрески были с благодарностью приняты комиссией, однако новых заказов ему не предложили.

    Потерпев неудачу на поприще исторической живописи, художник вновь обратился к жанровым сценкам. Успех «Карьеры проститутки» вдохновил его на создание новых серий, самыми знаменитыми из которых стали «Карьера мота» и «Модный брак». Как и прежде, картины были широко доступны в виде гравюр и очень хорошо распродавались. Это заставило Хогарта задуматься об авторских правах художников и поднять вопрос о том, как прекратить выпуск поддельных гравюр. Закон, защищающий авторские права художников, был принят Парламентом в 1735 году. Он получил название «Акт Хогарта», а авторы картин получили возможность в течение 14 лет пользоваться исключительными правами на свою продукцию.

    Преследуемый воспоминаниями о нищем детстве, Хогарт использовал любую возможность заработать. Одной из его затей стали лотереи и аукционы. Например, его гравюру «Поход в Финчли» можно было купить за семь шиллингов и шесть пенсов, однако, доплатив еще три шиллинга, можно было участвовать в лотерее, победитель которой получал подлинник.
    В 1751 году Хогарт задумал распродать полотна из серии «Модный брак» через закрытый аукцион. Любой желающий мог написать предложенную им за полотно сумму, после чего записка запечатывалась и хранилась в запертом шкафу до дня объявления результатов. Победителем объявлялся тот, кто сумел предложить самую большую сумму. Ход этого аукциона освещался в прессе, художник предсказывал, что каждая из картин серии должна уйти приблизительно за 600 фунтов стерлингов. Каково же было его разочарование, когда победителем оказался человек, предложивший 120 фунтов за всю серию, то есть по 20 фунтов стерлингов за полотно! Это событие лишний раз показало, что публика высоко ценила Хогарта как автора гравюр, но совершенно не принимала его живопись.

    Не желая сдаваться и вновь стремясь пробудить интерес к себе, художник в 1753 году опубликовал трактат «Анализ красоты». Он выступал здесь против академических теорий красоты, доказывая: красота есть все то, что «радует и забавляет глаз».

    Не оставлял Хогарт и своих попыток утвердиться как исторический живописец. Последней оказалась большая работа, изображающая трагическую героиню Сигизмунду. Узнав об измене любимого, девушка покончила с собой, приняв яд. Хогарт приложил все усилия, стремясь довести полотно до совершенства, но, увы, все его порывы окончились провалом: клиент, заказавший картину, отказался заплатить за нее оговоренные 400 гиней, в результате чего она так и осталась в мастерской художника.

    Умер Хогарт неожиданно, от аневризмы, 25 октября 1764 года и был похоронен в Чизвике. По просьбе вдовы актер Дэвид Гаррик сочинил эпитафию, и эти строки были выбиты на могиле художника:

    Прощай, великий художник человечества, Достигший высот мастерства, Создатель бессмертных картин.

    Творчество английского художника Уильяма Хогарта

    Творчество Хогарта многогранно, он известен и как живописец, и как график. В основном он известен, конечно же, как автор сатирических жанровых сценок, но также писал портреты, как традиционные, так и нехарактерные для того времени (Портрет слуг, Продавщица креветок), где, как и в своем необычно решенном автопортрете (в который включил и свою любимую собаку Трампа) показал свою свободную технику, владение цветом и воображение. По большей части, его портреты нельзя назвать парадными: даже когда ему позируют известные люди, например, знаменитый актер Гаррик (Портрет Гаррика с женой), в картине совсем нет пафоса, это забавная сценка из жизни счастливой семейной пары.

    Портрет слуг Хогарт и Трамп Портрет актера Гаррика с супругой

    Хогарт тяготел к театру — в его сериях видна ясная связь с литературой и театром.

    Серии картин у него — своего роды театральные постановки, где присутствуют четкое деление на сценические планы, ясность композиции, амплуа героев. Хогарт любит повествовать о судьбе героя. Чаще всего это история порока и деградации. Например, первая его серия, которая принесла ему успех, написанная в 1731 и повторенная им самим в гравюрах годом позже — Карьера продажной женщины. Это нравоучительная история молодой провинциалки, попавшей в Лондоне в руки сводни, ее падения, разгульной жизни и жалкой смерти. Последующие серии Хогарт тоже повторял в гравюрах, часто сам и в основном жил на средства от их продажи.

    Карьера проститутки Карьера проститутки

    Хогарт создавал и другие серии и отдельные сатирические рисунки: Карьера мота, Спящие прихожане. Очень интересна мини-серия, состоящая из двух гравюр — Улица пива и Водочный переулок.

    Если сравнить их, то становится очевидно, в пользу какого напитка сделал выбор Хогарт. На Улице пива здоровые, сильные люди строят новые дома, и единственное здание, находящееся в упадке, это лавка ростовщика (ее знак — три золотых шара), т.к., видимо, жители улицы неплохо обеспечены и без него. В Водочном же переулке все совсем наоборот: ростовщик процветает, к нему выстроилась очередь, а кругом творятся всякие непотребства и ужасы — пьяная мать роняет ребенка и не замечает, что ее саму грызет собака; дома разрушаются, люди дерутся и убивают друг друга и т.п.

    Последняя, весьма злободневная серия, сделанная Хогартом в 1754, называется Парламентские выборы. Здесь мы видим все возможные и невозможные злоупотребления во время выборов: подкуп избирателей, дурацкие правила голосования и т.п. Триумфальное шествие победителей — настоящая вакханалия.

    В современном искусстве есть много художников, которые прибегают в своих работах к юмору. Но сколько шутливых картин удастся вспомнить из периода рассвета классической живописи? Одним из ярчайших сатириков-живописцев является английский художник и мастер гравюр Уильям Хогарт (William Hogarth) .

    Он на личном примере подтверждает высказывание: юмор приходит из бедности. Уильяму «повезло» родиться в нищей семье в Лондоне в 1697 году. Его отец с грехом пополам пытался заработать на кусок хлеба: то выпускал серии учебников, не пользующиеся популярностью, то открывал литературные кафе, которые никто не посещал. Смелые идеи не спасли его от долговой тюрьмы.

    Шестеро детей Хогартов умерли, не дожив и до десяти лет. Уильям оказался крепким ребенком. Всю жизнь он сохранял сильный и упрямый характер. В школе Хогарт открыл в себе способности к изобразительному искусству. Благодаря им ему удалось стать подмастерьем у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла. Рисовать цветы и гербы в классической манере Хогарту казалось дурацким занятием. Но занятия в мастерской определили направление его творчества.

    Хогарт начал создавать собственные гравюры. Многие из них носили комический характер и высмеивали пороки английского общества. Его гравюры становились настоящими театрализованными постановками. В двух работах - «Пивная улица» и «Переулок джина» - художник обличает англичан в пьянстве. Здесь виден характерный почерк автора: неправильные, изогнутые линии, даже в мелких деталях, гротескные лица, комичные и порой пугающие ситуации.

    Злободневной стала и серия миниатюр «Выборы в парламент», выполненная уже как картины. Происходящее на четырех полотнах можно назвать одним словом – балаган. Множество народа, наличие деталей, вроде музыкальных инструментов, которые передают гомон людского сборища. Конечно, чтобы отыскать все смыслы, заложенные в эти картины, нужно было родиться в то время, или хотя бы очень хорошо его понимать. Но посмеяться над увиденным может и современный зритель.

    Чаще всего Уильям Хогарт выстраивает сатиру на противопоставлении названия картины с происходящим на ней. Это, например, очень удачно сработало в серии картин «Модный брак», и они стали весьма популярными у современников художника. В шести картинах Хогарт рисует семейную жизнь пары из высшего общества. Все начинается с заключения брачного контракта, где герои выглядят вполне адекватно, хотя жених и невеста сидят спиной друг к другу. Дальше в трех картинах нам намекают на неверность обоих супругов, а лица героев становятся комичными. На последних двух полотнах в результате постоянных измен погибает сначала муж, а затем и жена. На последней картине с матерью прощается маленькая дочь, оставшаяся совсем одна. На ее лице и ноге можно разглядеть черные пятна, что является признаком сифилиса.

    Интересно также и то, что некоторые исследователи относят Хогарта к основоположникам такого привычного сейчас жанра как комикс. В работе под названием (A Harlot"s Progress), Хогарт воспроизвёл последовательное визуальное повествование, напоминающее действия, как на сцене, придав ему драматический оттенок.

    Уильям Хогарт был сподвижником английского Просвещения, но его нравоучения публика воспринимала неоднозначно. За гравюры художнику платили больше, чем за картины, что свидетельствует о предпочтениях его зрителей. Но художник не терял внутреннего запала энергии. Он пишет трактат «Анализ красоты», где утверждает новый взгляд на прекрасное, как на то, «что радует и забавляет глаз» .

    А забавлять своего зрителя Уильям Хогарт умел, как никто другой.

    Похожие статьи