Какие бывают предложения односоставные и двусоставные. Односоставные предложения: примеры, виды

При высказывании построение предложений играет далеко немаловажную роль. Это определяет не только компетентность говорящего, но и общую понятность того, что он хочет донести.

Предельное внимание стоит уделить построению художественных предложений.

Они активно используются в журнальных и газетных статьях, звучат в новостях и театральных постановках.

Собранное художественное предложение способно пробудить чувственность и интерес слушателя, либо ввести его в замешательство.

Двусоставное предложение

В стандартном варианте сказание должно в себе вмещать оба главных члена речи: прилагательное и сказуемое. Вы четко указываете, о чем или о ком идет речь и точно говорите о действии указанного лица.

Тогда выражение звучит полно, легко воспринимается тем, к кому оно идет. Такое предложение является двусоставным, ведь в нем выступают два состава – прилагательное и сказуемое. Разберем такого рода фразы на примерах.

  • Вечер коснулся города. (Предложение простое. Четко просматриваются оба состава).
  • Непринужденные прежде глаза Марии Ивановны отображали свет потускневшей лампы, а в голосе внезапно возникла дрожь. (Это сложное предложение, которое вмещает в себе 2 простых. Между ними сочинительный союз «а»).
  • Я посмотрела в аквариум: черепаха живо шевелила лапками. (Сложное бессоюзное предложение. Обе его части являются двусоставными).
  • Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки, в которой трудился его товарищ. (Сложноподчинительное предложение, где четко просматриваются основная часть: «Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки» и придаточная: «в которой трудился…». Обе части двусоставные).

Односоставное предложение

С односоставными фразами несколько сложнее. Они относятся больше к свободным, поэтическим сказаниям, нежели научным. Содержат такого рода предложения один состав : либо сказуемое, либо подлежащее. Рассмотрим специфику на нескольких примерах.

  • Весной соберу цветы. Прогуляюсь. Увижу завораживающие ночи.
  • Сметают пурпурную листву.

Односоставные сказания являются не целыми, однако понятными без контекста. При изучении они даются школьникам более тяжело, ведь имеют собственную классификацию. Виды односоставного выражения такие:

  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • безличное;
  • номинативное или назывное;
  • определенно-личное.

Обобщенно-личное

В таком выражении выступает главным образом глагол. Кто выполняет роль субъекта неясно. Это проясняется из контекста. Также обобщенно-личное предложение нередко используется для построения пословиц и других народных сказаний.

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Мечтают о будущем – забываю о былом.

Сказуемое задействуется во втором лице. Допускается как единственное, так и множественное число. Когда говорят о будущих событиях, задействуют глагол третьего числа во множественном числе.

Неопределенно-личное

Главным членом здесь также выступает сказуемое, а подлежащее остается неизвестным . Глагол стоит в третьем лице в множественном или единственном числе. Допускается как настоящее так, и будущее время. Наклонение может быть повелительное, либо изъявительное.

  • Во дворе играли со щенком.
  • Разрешили бы ей подумать о завтрашнем дне.
  • Пели песни до самого вечера.

Чтобы отличать неопределенно-личное от обобщенного важно понять один смысловой нюанс. В обобщенно-личных предложениях речь идет сразу обо всех . Кто именно задействован не важно – фраза является универсальной.

Допустим, пословица: «Что посеешь, то и пожнешь» не направлена на конкретное лицо, применять ее реально к любому человеку. В определенно-личных изречениях субъект также не упоминается, но затрагивает фраза конкретную группу людей.

Безличное

В отличие от вышеуказанных разновидностей, безличная фраза характеризуется полным отсутствием даже намека о лице. В подавляющем большинстве предложение короткое, может состоять из одного слова.

  • Похолодало.
  • Скоро светает.
  • В ночном саду затихло.
  • Каждое утро становилось прохладно.
  • Отправиться бы в Америку.
  • Замолчи!
  • Вспомнить бы.

Номинативное

Узнать данную разновидность односоставного предложения несколько проще других. Состав здесь выражается как количественно-именное сочетание , либо именное существительное. В такого рода предложениях обозначается только наличие сущности и ничего не говорится о действии.

  • Вот знак пешеходного перехода.
  • Там за углом аптека.
  • За окном солнце.
  • Скоро дождь.

Определенно-личное

Главным образом здесь выступает сказуемое . Отличить его также не сложно, ведь глагол проявляется в первом или втором лице во всех временах, за исключением прошедшего. Применяют как единственное, так и множественное число.

  • Попробуй себя проявить.
  • Не грустите более.

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу. Двусоставное простое предложение - основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков . (для ознакомления*Дифференциальные признаки простого предложения рассматриваются в трех основных аспектах:

Структурный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

Характер членимости/нечленимости предложения; - способ выражения предикативной основы;

Распространенность/нераспространенность; - полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов); - наличие осложнения предложения.

Семантический аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

Функция (цель высказывания) - повествовательные, вопросительные, побудительные;

Эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное); - характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).

Коммуникативный аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

Актуальное (тема-рематическое) членение; - информативный центр и способ его актуализации (см. Уч. пособие под ред Е.И. Дибровой, с. 57).

Основной признак двусоставного предложения - наличие двух главных членов - подлежащего и сказуемого, которые обозначают предмет речи (субъект, носитель предикативного признака) и его предикативный признак (действие, состояние ). Например, мальчик бежит; Земля круглая .

В строении двусоставного предложения есть ограничения:

1) в 2-составных инфинитивных предложениях глаголы д/б скоординированы по виду;

2) если подлежащее – инфинитив, то в именительной части сказуемого не употребляется полная форма прилаг. (Охотиться на змей опасно );

3) при сказуемом, которое выражено наречиями типа по – немецки в роли подлежащего никогда не используется существительное, а испол. инфинитив (По- хозяйски ли вычёркивать Сорокина из списка? ); вместо инфинитива м/б местоимение все/ это (У нас всё по- серьёзному )

Двусостав. предл.- сложный объект исследования.

Лекант по форме подлежащного делит предложения на:

- номинативно – подлежащные : позицию подлежащего в таком типе занимает имя сущ. в И.п., по форме сказуемого делится на:

а) номинативно – глагольные (Каникулы подошли к концу );

б) номинативно – именные (Степаша выглядел больным ).

- инфинитивно – подлежащные : инфинитив в роли подлежащего выходит на 1 место (Учиться – наша задача ), по форме сказуемого выделяет:

а) двуинфинитивные (Лекант называет инфинитивно – глагольными) (Возвращаться - значит признавать свои ошибки )

б) инфинитивно – именные (Ловить зайца руками глупо )

Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое). Например, Вечер; Вечереет. Шахматов полагает, что эти предложения являются выражением суждения. Это можно увидеть в его книге «Синтаксис современного русского языка» (август 1941). В 70 – х гг. происходит ревизия односоставных предложений. Золотова предлагает изучать в школе как 2составные (Мне холодно ), но Бабайцева и Лекант выделяют односоставные предложения, и это мнение существует до сегодняшних дней.

Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

    умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;

    развитие речевых навыков;

    воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Предикативный центр двусоставных предложений состоит из двух главных членов – подлежащег о и сказуемого (укр. підмета і присудка). Подлежащее и сказуемое могут быть распространены второстепенными членами. Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами образует состав (или группу) подлежащего. Соответственно сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами образует состав (или группу) сказуемого. Например: Сытый и выбритый Воробьянинов бойко торговал билетами (И. Ильф, Е. Петров). Состав подлежащего образуют подлежащее Воробьянинов и два согласованных определения сытый и выбритый , которые относятся непосредственно к подлежащему. Состав сказуемого образуют сказуемое торговал , дополнение билетами и обстоятельство образа действия бойко.

Группы подлежащего и сказуемого взаимопроницаемы. Нередко члены предложения одного состава могут находиться на “территории” другого. Например: Мечталотец Востриковособственномсвечномзаводе (И. Ильф, Е. Петров).

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом предикативными отношениями. Именно в системе форм главных членов выражается объективно модальное значение, то есть соотнесённость того, о чём говорится в предложении (содержания) с действительностью.

Двусоставные предложения – основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения.

П о д л е ж а щ е е (укр. підмет) – главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет, признак которого назван в сказуемом . Предметное понимание подлежащего понимается очень широко: это может быть и лицо, и одушевлённый или неодушевлённый предмет, явление, отвлечённое понятие. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, а также словосочетанием. Наиболее часто в роли подлежащего выступают существительные и местоимения. Например: Война выдвинула его на высокую командную должность. Но оказалось, хозяином он не сделался (В. Гроссман); Жить – Родине служить (пословица); Служили два товарища .

Подлежащее с лексическим значением приблизительности времени, количества предметов может быть выражено и не именительным падежом: Прошло около часа . (Ср.: Прошёл час ); Прошло около сорока человек . (Ср.: Прошло сорок человек ).

С к а з у е м о е (укр. присудок) – главный член двусоставного предложения, выражающий признак предмета, названного подлежащим . Наиболее типичная форма сказуемого – глагол в личной форме, обозначающий действие или состояние субъекта, названного подлежащим. По структуре различают три типа сказуемого:1. Простое глагольное. 2.Составное (составное глагольное и составное именное). 3. Сложное.

В простом глагольном сказуемом значения выражаются одним словом, в составном – два слова: а) связка и именная часть; б) вспомогательный глагол и инфинитив. Сложное сказуемое состоит из трёх слов: а) три глагола; б) два глагола и имя.

Простое глагольное сказуемое (укр. простий дієслівний присудок) выражается глаголом в изъявительном, повелительном или сослагательном наклонениях, а также инфинитивом. Примеры: С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна…(М. Шолохов); Ты посмотри на него!; Птица словно бы услышала и поверила ему (Г. Семёнов); А он давай выспрашивать .

Простое глагольное сказуемое может быть осложнённым повторением одной и той же глагольной формы, или сочетанием двух глагольных форм, или сочетанием глагольной формы с модальными и экспрессивными частицами (так, знай (себе), ну и, таки и др.). Примеры: Тоскуют брошенные пашни, и вянет, вянет лебеда (С. Есенин); Знать не знаю этого человека; А Иван Васильевич знай себе молчит .

Простое глагольное сказуемое может быть также выражено фразеологическим сочетанием , по значению равным одному слову. Например: Он выжил из ума ; Я пришёл к убеждению , что вы правы; Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое (А. Пушкин); Наставь его на разум , Василиса Игнатьевна! (А. Островский).

Составное глагольное сказуемое (укр. дієслівний складений присудок) – это такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива . В роли вспомогательного глагола могут выступать:

1. Фазисные глаголы , обозначающие начало, продолжение, конец действия, названного инфинитивом: бросить, кончить, начать, начинать, остаться, перестать, продолжать, стать и т.п.: Мы бросили удить и начали грести к берегу (К. Паустовский); Уже ты стал немного отцветать (С. Есенин); Перед грозой рыба переставала клевать (К. Паустовский).

2. Глаголы с модальным значением , выражающие различные оттенки модальности: а) возможность (невозможность), долженствование, предрасположенность к действию: Примеры: Ах, если б вас могла я ненавидеть (А.Пушкин); Она не могла нарадоваться на неё и нахвалиться ею (Г. Семёнов); Он сумел начать всё сначала; б) желание, решение или стремление. Примеры: Я хочу идти вперёд… (Л. Толстой); Путники пожелали остановиться ; в) мыслительные процессы, различные психические переживания. Примеры: Он любил искать и неожиданно находить ; Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно (М. Лермонтов). 3. Фразеологические сочетания с модальным значением (быть не в состоянии; гореть желанием и т.п.). Примеры: Я был не в состоянии выполнить вашу просьбу; Гости изъявили желание выйти в сад.

Составное именное сказуемое (укр. іменний складений присудок)– это такое сказуемое, которое состоит из основной, именной, части и глагольной связки . В основной части могут употребляться: имя существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие (именная форма глагола), а также изредка наречие: Он был учителем ; Он талантливый ; Ты не такой ; Я зайду первым . Мой друг зачислен в университет; Кони наготове и т.д. Связка бывает словесно выраженной и словесно не выраженной, то есть нулевой. Наличие нулевой связки в составе сказуемого выявляется при помощи построения парадигмы предложения. Например: Николай настоящий спортсмен – Николай был настоящим спортсменом – Николай будет настоящим спортсменом .

Связочные элементы составного именного сказуемого. Среди связочных элементов составного именного сказуемого выделяют:

а) незнаменательные (отвлечённыё) связки: был – будет – был бы – будь – пусть будет и т.д., является. Например: Эти счастливые дни были быстротечны и легки как воздух ;

б) полузнаменательные связки (с более конкретным значением): кажется, становится, стал, оставался, оказался, считается, называется, выглядит, слыть: В последнее время он сделался вовсе молчаливый (А. Иванов);

в) знаменательные связки. В роли таких связок выступают, как правило, глаголы с полным лексическим значением, обозначающие или движение, или состояние предмета: ходить, сидеть, работать, вернуться, идти и т.д.: Несколько дней Иван Петрович ходил угрюмый.

Именные компоненты составного именного сказуемого

1. Существительное и сочетание существительного с прилагательным . Например: Место сбора – плац (М. Шолохов); Наш сосед до конца жизни оставался авантюристом . Часто в сказуемом существительные употребляются вместе с прилагательными, реже – с другими определяющими компонентами, образуя с ними неразделимое смысловое целое: Мой друг – человек талантливый; Весна – пора пробуждения . Употребление существительного без определительного компонента в подобных случаях или невозможно, или совершенно меняет содержание (Ср.: Мой друг – человек; Весна пора ). Основная смысловая нагрузка в подобных предложениях заключается именно в определительном компоненте. Существительное здесь может быть опущено или его можно заменить другим словом. Например: Мой друг – (человек) талантливый ; Весна – пора (время) пробуждения .

2. Прилагательное . В именной части сказуемого может использоваться три формы прилагательного: а) краткая ; б) полная в именительном падеже ; в) полная в творительном падеже . Все три формы допускаются только при незнаменательной связке: Моя подруга была болтливая была болтлива была болтливой ; Моя подруга - болтливая болтлива . (Творительный падеж с нулевой связкой не употребляется). В современном русском языке краткая форма реализуется, как правило, только в роли сказуемого. Употребление её в функции определения обычно исключается. Характерно, что в сказуемом полную форму практически всегда можно заменить краткой, но не наоборот. Нередко краткая форма употребляется лишь как единственно возможная. Это в том случае, если:

1) обозначается признак, характерный только для определённого условия: Пиджак мне широк (а не “широкий вообще); К подчинённым строг (а не “строгий” вообще); 2) указывается

на временное состояние (речь идёт о тех прилагательных, которые способны обозначать как временное, так и постоянное качество лица): Сосед болен гриппом (в настоящее время, а не вообще) и Сосед – человек больной (речь идёт о постоянном состоянии, то есть в данном случае о хронически больном человеке); Сегодня он – сыт, весел, зол, спокоен и т.д. Кроме того, есть группа прилагательных, употребление которых возможно либо только в краткой форме, либо краткая и полная формы которых существенно расходятся по смыслу и воспринимаются чуть ли не как разные слова: рад, прав, волен (Ср.: волен поступить каким-то образом – вольный человек ), виден (Ср.: пруд виден из далека – видный учёный ) и т.д. Нередко по нормам языка допускаются как полная, так и краткая формы. В этом случае следует помнить о том, что краткая форма больше характерна для письменной речи. К тому же она отличается большей категоричностью выражаемой оценки. В разговорной же речи чаще доминирует полная форма: Зимы у нас холодные (а не «холодны»); Девушка симпатичная (а не «симпатична»).

3. Причастие . Причастие в роли именной части сказуемого встречается часто, особенно это характерно для кратких страдательных причастий прошедшего времени: Дверь была открыта ; Город разрушен ; Пострадавшим выражено сочувствие. При полузнаменательных связках обычно употребляются полная форма в творительном падеже: История оказалась вымышленной ; Задача осталась нерешённой . Действительные причастия в роли именной части сказуемого употребляются очень редко: Студент нынче пошёл думающий .

4. Местоимение . Именная часть сказуемого может быть выражена также местоимением. Употребление местоимений в этой синтаксической функции сходно с употреблением существительных и прилагательных. Например: Что это?; Мы не такие и т.д.

5. Числительное . Употребление числительных в составе сказуемого является или следствием сокращения количественно-именного сочетания, или это порядковое числительное (порядковое прилагательное): На улице мороз сорок (сорок градусов); Мой дом третий справа.

6. Наречие . В качестве именной части сказуемого могут выступать наречия. Например: Ему было невтерпёж ; Его сестра давно замужем ; Все двери настежь .

7. Инфинитив. Функцию именной части сказуемого может выполнять также инфинитив: Содействовать вашим замыслам – значит помогать самому себе; Наша задача выполнить план. (Ср.: Наша задача – выполнение плана).

Сложное сказуемое (укр. складний присудок) – это такое сказуемое, которое состоит из трёх или более слов и представляет собой как бы осложнённое составное глагольное или составное именное сказуемое . Сложное сказуемое называют ещё трёхчленным сложным сказуемым. Сложное сказуемое может состоять из одних глаголов (Я хочу начать учиться самостоятельно) и может сочетать в своём составе глаголы и имя решил стать учителем ).

Связь сказуемого с подлежащим. Сказуемое, как правило, согласуется с подлежащим. Если подлежащее выражено существительным, то сказуемое ставится в З-м лице единственного или множественного числа, а в прошедшем времени согласуется в роде и числе: Идутдожди осенние; Заряокликает другую (С. Есенин); Вчера выпалснег.

Если подлежащее является неизменяемым существительным, то форма числа сказуемого зависит от реального значения подлежащего: Новое пальтокуплено в универмаге .

Если подлежащее выражено количественным числительным или инфинитивом, сказуемое употребляется в единственном числе, а в прошедшем времени и в сослагательном наклонении – в среднем роде: Четыределится на два без остатка; Участвовать в презентации было приятно .

Если подлежащее выражено местоимением кто, кто-то, кто-нибудь, кое-кто , то сказуемое

ставится в единственном числе, независимо от реального значения местоимения: Ктоидёт по улице?; Кто-топостучал в окно . Однако если местоимение кто является подлежащим придаточной части, то сказуемое при нём может стоять во множественном числе (когда в главной части подлежащее имеет форму множественного числа). Например: Это были те самые люди , ктовстретились мне в городе .

Если подлежащее выражено сочетанием существительных (местоимений) в творительном падеже с предлогом, то сказуемое употребляется во множественном числе: Борис с другомсвернули с дороги . Если сказуемое стоит в единственном числе, то это указание на то, что подлежащим является не сочетание слов, а только существительное (местоимение) в именительном падеже: К ночи Извеков с Володей, с корзинами и пакетами добрался до Петровки.

Вопросы и задания

І. Почему двусоставные предложения относят к основному структурно- семантическому типу простого предложения, обладающему наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения? Перестройте приведённые ниже односоставные предложения в двусоставные, а двусоставные в односоставные. Сравните их.

1.Сижу за решёткой в темнице сырой…(А.Пушкин). 2. Я по первому снегу бреду…(С. Есенин). 3. Лодку унесло в море. 4. Кто-то ходит во дворе.

ІІ. В приведённых ниже предложениях определите группы подлежащего и сказуемого. Укажите способ выражения главных членов. Обратите внимание на то, какие второстепенные члены предложения обычно группируются вокруг подлежащего и какие – вокруг сказуемого. При анализе сложные предложения разбейте на части.

1.Возле села, на берегу реки толклись несколько парней и девчонок (А. Иванов). 2.Лето стояло засушливое, дождей не было, с утра до вечера палило в небесном мареве солнце…(Г. Семёнов). 3.Уважал его Буранный Едигей, Елизарова, и тот отвечал ему тем же (Ч. Айтматов). 4.Пьян от запаха цветов капитан мертвецки, но и ихний капитан тоже в доску пьян (В. Высоцкий). 5. У двери паспортного отделения стоял столик, и седой, в усах, чиновник выдавал билетики с номерами, изредка, как школьный учитель, поглядывая через очки на небольшую разноплеменную толпу (В. Набоков). 6. И вместе трое все в него впряглись (И. Крылов).

ІІІ. Какие типы сказуемого вы знаете? Приведите примеры предложений с названными вами типами сказуемого. Что значит осложнённое глагольное сказуемое? Приведите примеры.

ІV. Найдите сказуемые и определите способ их выражения. Что значит сложное (трёхчленное) сказуемое? Выделите предложения с такими сказуемыми.

1.Избыток лет бесповоротных не лечит слабостей иных (А. Твардовский). 2. Часть матросов со «Смелого», под командой Марченко, ушла драться с Корниловым (К. Паустовский). 3.Два кривых костыля в капитальную стену забиты (К. Симонов). 4.Он умел быть верным самому себе (М. Горький). 5. Дверь была тоненькая и хлипкая, а крючок проволочный (М. Горький). 6. Я б не стал курить махорку, а достал бы я «Казбек» (А. Твардовский). 7.Человек на любом месте должен оставаться человеком (Д. Гранин). 8.Мой друг хотел научиться летать.

V. Какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом? Какие вы знаете связочные элементы составного именного сказуемого? Приведите примеры предложений с составным именным сказуемым, где именная часть выражена названными вами частями речи.

VІ. Приведите примеры согласования сказуемого с подлежащим. В чём оно проявляется?

Похожие статьи