Блаженная феоктиста воронежская о чем просят. Блаженная феоктиста михайловна шульгина

6 Марта 2015

В день 75-летия со дня преставления блаженной Феоктисты секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин совершил панихиду у ее могиле на территории Алексиево-Акатова монастыря.

Отцу Андрею Скакалину сослужили благочинные церковных округов г. Воронежа, настоятели городских храмов, духовенство монастыря.

За богослужением молилась игумения обители Варвара (Сажнева), сестры монастыря и прихожане.

Старческое служение на Руси известно испокон веков. И в периоды затишья, и в периоды лихолетья милосердный Господь даровал многострадальной России не десятки, а сотни духовных светильников, чтобы укрепить верующих людей и вывести заблудших из тьмы, в том числе и в годы безверия. В XX веке, когда повсеместно закрывались храмы и монастыри, многих священнослужителей и монашествующих расстреливали или обрекали на мучительные страдания и голодную смерть в лагерях или ссылка, оставшиеся в миру носители истинной веры со смирением несли тяжёлый крест старчества, ежеминутно рискуя жизнью, духовно поддерживали людей, молились за них. Они наставляли на путь истинный духовными советами, предупреждали об опасностях, врачевали духовные и телесные недуги, призывали к покаянию и смирению.

Старцы и старицы обладали даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию. По Промыслу Божиему им суждено было быть посредниками: одним - между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили верующие люди со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление…

Таким светильником веры и духовным носителем тяжелого креста старчества на Воронежской земле в тяжелые годы богоборчества явилась блаженная старица Феоктиста Михайловна Шульгина. Матушка Феоктиста, также, как и святая блаженная Ксения Петербургская, взяла на себя подвиг юродства во Христе после безвременной кончины мужа. Будучи морским офицером, он был убит во время Русско-Японской войны 1904–1905 годов.

Блаженная Феоктиста подвизалась в Воронеже в 1920–1930 годах. В Воронеже она жила в одной из келий Алексиево-Акатова монастыря, а после его закрытия (в 1931 г.) ей приходилось скитаться по разным местам, часто проводить ночи под открытым небом. Многие жители Воронежа высоко почитали блаженную Феоктисту за чистоту и святость жизни, желали получить от нее наставления. Были и недоброжелатели, ненавидевшие ее за обличения. Блаженная Феоктиста, со смирением переносившая все тягости, выпавшие на её долю, терпела насмешки, не уклонялась от побоев, всегда молилась за своих обидчиков. За великое смирение и терпение подвижница удостоилась даров Святого Духа - прозорливости и дара исцеления по молитве.

Первое время во время своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Позже, надевала не на ту ногу большие ботинки, с разрезанными задниками, которые постоянно спадали, натирая ей ноги. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.

Анна Васильевна Анисифорова, часто сопровождавшая блаженную старицу, рассказывала: «Когда я стала с матушкой ходить, научилась расшифровывать её «чудачества». Как-то в деревне ей подносили больных младенцев. Одних она целовала, а про других говорила, чтобы унесли прочь. Первые радовались, а я им объясняла, что этих младенцев ждёт смерть…» Так оно и было.

Прозорливая старица спешила предупредить верующих о надвигающейся беде, помогала материально в трудную минуту семьям репрессированных, врачевала телесные и духовные раны. Прозорливая старица говорила вопрошающим ее жив ли кто из родственников их, молитвой врачевала людей от различных болезней - зубной боли, воспаления легких и т.д. Предрекала блаженная и кровавую революцию, - говорила о толпах воинствующих богоборцев, шествующих по Большой Дворянской с красным знаменем. Она любила кормить народ. Много лет она ходила на базар и в лавках покупала белые булки, а потом раздавала их частью здесь же, иногда около церкви, а иногда несла их своим знакомым в те дома, куда она ходила.

Блаженная Феоктиста Михайловна была в духовной дружбе с архиепископом Воронежским Петром (Зверевым, † 1929 г., прославлен в лике святых как священномученик), который искренне уважал подвижницу за высоту духовной жизни. В своих письмах с Соловецкого лагеря к своей воронежской пастве (архиепископ Петр был сослан в Соловки осенью 1927 г.), Владыка неизменно просил молитв блаженной Феоктисты.

Протоиерей Митрофан Бучнев так отзывался о старице Феоктисте: «Эта раба Божия в меру Антония Великого». По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты.

В последние годы своей жизни матушка стала слабеть, приступы сильного кашля с мокротой не давали ей спать. Врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. Время кончины было открыто ей. В вечер перед кончиной блаженная спросила Анну Александровну, хозяйку дома, у которой пребывала: «Где вы меня положите сегодня спать?» Ей указали обычную кровать. «Нет, не здесь вы меня сегодня положите». Ее слова исполнились.

Скончалась блаженная Феоктиста 6 марта 1940 года, в среду, в 10 часов вечера. Похоронили ее 9 марта, на придаченском кладбище. В 1961 (по иным сведениям - в 1966) году останки блаженной были перенесены на новое кладбище. Перезахоронение совершил протоиерей Николай Овчинников (впоследствии иеросхимонах Нектарий), которому матушка предсказала священство, когда он еще был врачом.

16 сентября 2009 года в Воронежской и Борисоглебской епархии состоялось торжественное перенесение честных останков блаженной старицы Феоктисты Михайловны с Левобережного кладбища в некрополь Алексиево-Акатова женского монастыря города Воронежа.

В настоящее время комиссия по канонизации святых Воронежской епархии готовит материалы для прославления старицы Феоктисты в лике местночтимых святых.

Фоторепортаж



Дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о чудесном исцелении слепорождённого.

Об этом великом чуде обстоятельно повествует, только один Евангелист Иоанн. Увидев...



Наступил Великий пост – время, особых богослужений, чтений и песнопений. Одним из них является Пассия – последование, совершаемое в воскресные дни вечером, за которым читаются Евангельские зачала,...



«Будьте совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Христианское совершенство не достижимо без всеспасительной благодати Божией. Для достижения того идеала заданного Господом...



Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие - как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке...

Андрей Изакар, председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии:
- С нашей областью связаны имена многих новомучеников... Много и не прославленных пока исповедников - скажем, блаженная Феоктиста Михайловна или протоиерей Митрофан Бучнев. Девушки из благотворительной общины отца Митрофана занимали очередь для тех, кто хотел попасть в тюрьму с передачей (стоять надо было всю ночь). Или раздавали на вокзале вещи людям, отправленным в Сибирь, - причем не только православным. Это стоит помнить. Но сегодня мы имеем дело с тотальным незнанием истории своей страны.

О. Митрофанъ (Мануиловъ) былъ вдовцомъ. Его покойная жена, Надежда Митрофановна, въ дѣвичествѣ Бучнева, часто бывала въ Оптиной Пустыни и даже считалась любимой ученицей Старца Нектарія, видно, думая въ юности посвятить жизнь свою монашеству, но гоненія на вѣрующихъ и ликвидація всѣхъ монастырей на Руси отстранили ее отъ такого намѣренія. Родной отецъ ея, Протоіерей Митрофанъ Бучневъ, былъ великимъ подвижникомъ благочестія, который не только хорошо зналъ и былъ близкимъ родственникомъ нашего О. Архимандрита Митрофана Парижскаго, но смотрѣлъ на своего тестя какъ на великаго духовнаго руководителя, духовника и душевѣдца и благоговѣлъ предъ нимъ.
Самъ Протоіерей О. Митрофанъ былъ оптинскаго духа. По благословенію Оптинскихъ Старцевъ онъ принялъ на себя подвигъ духовничества и велъ глубоко сосредоточенную литургическую жизнь, т. е. былъ крайне внимательнымъ къ совершенію суточнаго богослуженія, будучи въ міру, имѣя жену и дѣтей. Имѣя уйму хлопотъ по приходскимъ обязанностямъ, онъ былъ на постоянномъ учетѣ партійныхъ агентовъ, которые подобно демонамъ постоянно слѣдили за нимъ съ цѣлью вредительства, ставя козни, чтобы помѣшать ему въ дѣлахъ христіанской добродѣтели.
О. Митрофанъ своимъ духовнымъ авторитетомъ и праведной жизнью стяжалъ любовь къ себѣ народа; особенно тѣ любили его, чья душа стремилась къ болѣе совершенному образу жизни, тѣмъ болѣе, что совѣтская безпросвѣтная жизнь не удовлетворяла людей съ подлинно русской душой.
Со временемъ вокругъ О. Митрофана образовалась полумонашеская община, которую духовно удочерила мѣстная Блаженная, Христа ради юродивая Ѳеоктиста Михайловна, передъ которой О. Митрофанъ благоговѣлъ и считалъ себя ея послушникомъ. Блаженная же въ свою очередь очень чтила О. Митрофана и была большой его помощницей въ руководствѣ молодыхъ послушницъ — «черничекъ», какъ ихъ тогда называли. Они стремились къ иному образу жизни, чѣмъ тотъ тусклый коммунистическій «рай», что на опытѣ показалъ, что онъ — преддверіе интернаціональнаго ада всего человѣчества, отступившаго отъ Христа.
Протоіерей О. Митрофанъ былъ родомъ изъ Воронежа, сынъ псаломщика. Образованіе получилъ въ семинаріи и 18-ти лѣтъ женился на дочери священника, который служилъ при Воронежскомъ училищѣ для слѣпыхъ.
Имѣя болыной музыкальный талантъ, онъ все же предпочелъ священство и былъ рукоположенъ въ іереи. Вскорѣ душа его потянулась къ высшему и онъ сталъ посѣщать Оптину Пустынь и Старцевъ тамошнихъ Іосифа и Анатолія. Это было въ самомъ началѣ 20-го вѣка. Его духовная жизнь, прочно настроенная такими мастерами, скоро начала давать плоды. По его сильной молитвѣ Господь во время бездождія и засухи посылалъ ливень, и когда одинъ разъ слишкомь дождь умножился, то, по молитвамъ О. Митрофана, Господь его и прекратилъ. Былъ и такой случай, когда уже у него была группа монашествующихъ, которые и свидѣтельствуютъ о слѣдующемъ:
«О. Митрофанъ обычно начиналъ проскомидію еще во время утрени. Въ тѣхъ мѣстахъ зимою свѣтаетъ поздно, а утреня начиналась рано, еще задолго до зари. Темно въ храмѣ. Только мерцаютъ лампадки передъ иконами. Стоящія на клиросѣ дѣвушки какъ-то замѣтили, что въ алтарѣ то и дѣло вспыхиваетъ свѣтъ. Опасаясь, не загорѣлось ли что въ алтарѣ, кто-то изъ нихъ заглянулъ внутрь алтаря. О. Митрофанъ стоялъ у жертвенника. Онъ былъ виденъ въ профиль. Рука его, державшая копіе, двигалась отъ просфоры къ дискосу, вынимая частичку, О. Митрофанъ произносилъ имя поминаемаго и при каждомъ движеніи руки изо рта его вылетало пламя, свѣтъ котораго освѣщалъ алтарь и былъ виденъ стоящимъ на клиросѣ дѣвушкамъ. Это чудо Божіе!»
Не миновать было, конечно, О. Митрофану репрессій, тѣмъ болѣе, что онъ былъ большой противникъ обновленчеству. Исполняя благословленное Оптинскими Старцами послушаніе, О. Митрофанъ стремился продолжать регулярное служеніе молебновъ «надъ имущими духа недуга», т. е. одержимыми, и многимъ изливалось изцѣленіе. Образовалась община глубоко вѣрующихъ, общая трапеза, за которой читались житія святыхъ и мучениковъ. Ему было предувѣдомленіе въ связи со Свят. Иннокентіемъ Иркутскимъ, Просвѣтителемъ Сибири, т. е. дорога въ Сибирь. «Зоветъ меня къ себѣ онъ», — говорилъ О. Митрофанъ.
О совѣтской власти говорилъ, что она послана народу и Церкви въ наказаніе: «что заслужили, то и примите съ покорностью». Въ октябрѣ 1929 года онъ былъ арестованъ ГПУ. Былъ судъ и его осудили на 5 лѣтъ ссылки въ отдаленныя мѣстности Сибири. И сбылось предчувствіе его — въ Восточную Сибирь! Ѣхали долго и такъ утомительно, что О. Митрофанъ не выдержалъ и, заболѣвъ, продиктовалъ телеграмму: «Протоіерей Митрофанъ Бучневъ скончался сего дня». Такъ оно и случилось сразу послѣ этихъ словъ. Это было 22-го Марта 1930 года (9-го по ст. ст., на 40 Мучениковъ). Его похоронили на берегу рѣки Ангары
. (Блаженная Ѳеоктиста Михайловна, Воронежская Христа ради юродива)

Хороший, значится, был поп Митрофан. В Воронеже-городе слово божие, наверняка, распространял, большевиков треклятых крестом и анафемой пужал, чем, право слово, заслужил канонизацию, мученичество и пожизенный религиозный респект и православную уважуху.
А ведь правильно говорит председатель комиссии Изакар - сегодня мы имеем дело с тотальным незнанием истории своей страны. Митрофан Бучнев, собачий нос, еще ту благотворительную общину создал

Безбожник, №6, 1930

Не стоит город без святого,

селение без праведника.

Народная мудрость

Введение

О людях, несущих подвиг юродства ради Христа, обычно мало что известно из их доподвижнической жизни. Юродство - особый, крайне тяжёлый путь христианского служения. По одному из современных определений, юродивый - это «подвижник, добровольно отвергшийся от человеческого рассудка ради ума Христова, который даруется любящим Бога (1 Кор. 2:16)»; «лишившийся житейских подпорок, не связанный условностями, он обретает свободу обличать мир в его всегдашнем самообмане, срывать с порока покровы респектабельности» .

В наших семьях сложилась многолетняя традиция посещать могилу матушки Феоктисты Михайловны Шульгиной (1855-1940) на Левобережном кладбище . О жизни воронежской старицы известно пока немного. При составлении настоящего жизнеописания основные сведения мы смогли найти в литературных источниках, периодической печати, интернете. Они были дополнены воспоминаниями людей, которые что-либо знали о подвижнице.

Цель работы: составить жизнеописание старицы Феоктисты Михайловны на основе исследованного материала.

Задачи:

1. Собрать и систематизировать материал о жизни Воронежской старицы Феоктисты Михайловны;

2. Уточнить факты из биографии матушки Феоктисты, по которым существуют разноречивые свидетельства;

3. Составить презентацию о нашей исследовательской работе и видеофильм о перенесении останков Воронежской блаженной;

Жизнеописание блаженной Феоктисты Михайловны

Феоктисту Михайловну в Воронеже знали многие, но если верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи, то для прочих она была просто дурочка. О Феоктисте Михайловне было известно, что родилась она в Новочеркасске в семье казака. По некоторым ее высказываниям и оборотам речи наблюдательные люди заключали, что Феоктиста получила хорошее образование, хотя сама она говорила, что неграмотна. Позже стало известно, что матушка жила в дворянской семье. Предполагают, что она была замужем за морским офицером, погибшим во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. После этой трагедии к ней пришло осознание скоротечности земной жизни, и все силы своей души она устремила к горнему миру, взяв на себя подвиг юродства во Христе.

Знавшие ее люди так описывают подвижницу: «У нее была особая внешность. Она была низкого роста, худощавая, уставшая, с особыми чертами лица и добрейшими глазами». Ветхая одежда и старая обувь, в которых она всегда ходила, не могли скрыть аристократические манеры и хорошее воспитание, она обладала замечательным умом и отточенностью выражения мыслей.

Одним из подвигов блаженной было «ходить по дорогам». Матушка Феоктиста посетила многие святые места - от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаеве, хотя монастырь этот находился за границей. В 1920-1930-х годах она подвизалась в Воронеже. Первые семь лет своих странствий юродивая ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками. Они постоянно спадали, растирая ноги. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно Задонск.

Из воспоминаний архимандрита Митрофана Парижского: «В Новочеркасске блаженная была весьма уважаема. Говорили, что она была принята у атамана Войска Донского и имела там немало друзей. Она свободно проходила мимо охраны, всё ей было открыто. Неспроста блаженная всех утешала в Новочеркасске, там были страшные бедствия, почти всех арестовали, сослали или погубили из-за того, что казачество было большой опорой для государства» .

До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась.

Из воспоминаний монахини Ксении (Новиковой, монастырь Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Франциско): «Ходила она по большей части по мостовой, была с нею какая-то сопровождающая её, возможно, монахиня или послушница из Покровского девичьего монастыря, так как жила она там среди оставшихся, случайно не изгнанных сестёр, в давно разорённом монастыре, превращённом в так называемый «рабочий городок» .

Одну сопровождающую её девушку Анну она называла «красноноска-водовозка» за её красный нос, а Анну Васильевну Анисифорову (1896-1967) - «белая девка». У Анны Васильевны было высшее образование, но из послушания она отказалась от всех благ и терпела все чудачества блаженной. Феоктиста Михайловна её предупреждала: «Со мной не бойся. Будешь ходить со мной, и там вместе будем» (см. записки Анны Васильевны ).

Из воспоминаний Е.В. Чичериной: «Феоктиста Михайловна часто бранилась, а то могла запустить в тебя, что под руку попадётся. Удивительно могла обличать, попадая в самую точку, почти без слов, жестами и мимикой. Но сквозь её суровость просвечивала удивительная ласка» .

Из воспоминаний А.Я. Лихоносовой: «Матушка не всегда юродством покрывала свою глубокую мудрость и прозорливость. Иногда, что нам особенно было дорого, она беседовала с нами, как обыкновенный человек, а мы слушали ее, как ее дети, внуки, ученики. В такие спокойные минуты она была для нас прекраснее всех людей на свете. Но она не позволяла нам любоваться собой. Иногда говорила мне: “У тебя каймаки в глазах, не смотри на меня”. Каймаки - это, должно быть, грехи наши» .

Матушка была великая раба Божия, ее знали и чтили не только епископы и священники, но и многие горожане, люди из самых разных слоев общества. Блаженная не имела места, где могла бы жить постоянно. В последние годы, где бы она ни останавливалась, как приходила без предупреждения, так и уходила, во всякую погоду, иногда вся мокрая и обледенелая. Часто кашляла и болела.

Протоиерей Митрофан Бучнев так отзывался о старице Феоктисте: «Эта раба Божия - в меру Антония Великого, я бы рад был и ночь пребывать у её ног» . Старица Феоктиста Михайловна была в духовной дружбе со священномучеником Петром (Зверевым, †1929), архиепископом Воронежским, который искренне уважал подвижницу за высоту духовной жизни. С 1927 года он находился в заключении в Соловецком лагере, откуда писал письма своей пастве. В них Владыка неизменно просил молитв Феоктисты Михайловны.

Выдержки из писем архиепископа Петра (Зверева) .

«4 марта 1928 года. … Если я стал дорог и близок вам оттого, что много вы страдали за меня, то что сказать мне о том, как вы все мне дороги и близки, когда я и страдал, и страдаю за вас всех… Слава Богу, жив и здоров… Прошу вас всем передать мой привет, поклон и прочее. За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны...».

«25 декабря 1928 года. …Искренне благодарю вас и всех за молитвы, память и поддержку. Мысленно всегда с вами и среди вас… Я за ваши святые молитвы пока жив и здоров, и на новом своем уединенном и пустынном местожительстве. Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями… Не ослабевайте в молитвах и доброделании, да сподобимся все в свое время милости Господней. Поклон и просьбы о молитвах Феоктисты Михайловны».

Многие ненавидели матушку за обличения и укорение совести, насмехались и били ее. Но она намеренно сносила поругания и молилась за своих обидчиков. Высотой духовной жизни подвижница стяжала необычайный дар прозорливости, которым она служила ближним. Причем ее предсказания сбывались с необыкновенной точностью.

Помощь и предсказания старицы Феоктисты Михайловны, записанные очевидцами

1. Молитвенная помощь в болезнях: избавление от зубной боли, высокой температуры, воспаления лёгких, от мучительных болей умирающего человека.

2. Молитвенная помощь в житейских нуждах: в выплате налога за дом, возвращении заключённого отца, получении места работы, замужестве, предсказание пожара.

3. Предсказание разрушения Воронежа немцами в 1942 году.

4. Предсказание священнического служения.

5. Предсказания арестов.

Сведения о жизни блаженной Феоктисты Воронежской, собранные во время исследовательской работы

Воспоминания А.П. Козловой, келейницы матушки Феоктисты, пересказанные П.В. Новиковым (1924 г.р.) .

Одной из келейниц блаженной Феоктисты была Анна Петровна Козлова (†1980). Нам удалось встретиться с Павлом Васильевичем Новиковым, проживающим в пос. Масловка (близ Воронежа), который дохаживал Анну Петровну в последние годы её жизни. Он передал нам воспоминания Анны Петровны о Феоктисте Михайловне.

Аня Козлова была послушницей в Покровском монастыре в то время, когда там жила Феоктиста Михайловна. Большинство насельниц монастыря то ли не замечали, то ли не придавали особого значения тому, что рядом с ними находится блаженная. Анна Петровна келейницей Феоктисты Михайловны была недолго. Но вспомнить было о чем. Случалось, что матушка ставила Анну на колени и говорила: «Дочка, работай, работай…», подразумевая, видимо, молитвенный труд. Феоктиста Михайловна всегда ждала приезда местного архиерея - архиепископа Воронежского Петра (Зверева), и обязательно напоминала: «Нюра, звони!» А когда Владыка приезжал, кричала: «Бом! Бом! Нюра, Владыка идёт!» И сама звонила в колокольчик.

Однажды блаженная Феоктиста ехала на извозчике по городу. Проезжая по главной улице Воронежа (ныне проспект Революции), она вдруг вывернула свой кафтан подкладкой наружу, а подкладка была красная, встала и начала кричать во всю: «Ура-а!» Потом по этой улице проходили отряды Будённого .

Анна Петровна тоже многим казалась не такой как все. Ходила по улицам в опорках, хотя добрые люди не раз покупали ей обувь. А она - приходит в церковь, и опять в опорках. Ее считали прозорливой, и если она видела, что в состоянии человека что-то неладно, то могла сказать и так: «Машка, пойдём исповедовать». Павел Васильевич рассказал, что взял Анну Петровну в свою семью, когда она совсем ослабела. Они, правда, тогда не думали, что это так не просто - ухаживать за блаженной. «С ней надо особо говорить, ухаживать с постоянной молитвой», - отмечал он.

Уточнение некоторых фактов, изложенных в жизнеописаниях блаженной Феоктисты

1. О месте рождения матушки Феоктисты

Во многих источниках о месте рождения матушки сказано, что она родилась в селе Оськино близ Новочеркасска (ныне Ростовская область). У нас возникли сомнения - так ли это? Два села с таким названием есть в Воронежской области, и, возможно, что она в них бывала, и это отразилось в ее рассказах. Мы решили выяснить: было ли село Оськино в Ростовской области? В краеведческом отделе городской библиотеки Новочеркасска нам ответили, что такого села быть не могло, так как в этих краях существовали только хутора и станицы, сёла начали здесь появляться уже после установления советской власти. Это позволило нам сделать вывод о том, что, скорее всего, Феоктиста Михайловна происходила из самого Новочеркасска, поскольку она часто туда приезжала, и все её там знали. Кроме того, фамилия Шульгины в Новочеркасске - самая распространённая.

2. О пребывании матушки Феоктисты в воронежских монастырях

Во многих опубликованных источниках сказано, что матушка Феоктиста «жила в одной из келий Покровского женского монастыря», а после его закрытия скиталась по разным местам, часто проводила ночи под открытым небом. Некоторые источники указывают на то, что она жила в Алексиево-Акатовом мужском монастыре. Но, изучив все обстоятельства того времени, мы предположили, что в мужском монастыре она могла поселиться после 1925 года, т.е. в период, когда часть монахинь и послушниц Покровского женского монастыря репрессировали по делу архиепископа Петра (Зверева), а некоторых просто выгнали . Саму Феоктисту Михайловну арестовывали несколько раз. Ее приводили на допросы, но быстро отпускали как сумасшедшую.

3. Основания для предположения, что блаженная Феоктиста могла принять тайный постриг

Матушка говорила, будто она неграмотная, а сама называла латинские буквы на серебряных ложках. Она знала все Евангелие, всю церковную службу. Одна старая монахиня утверждала, что матушка помнила такие молитвы и церковные песнопения, которые читаются и поются в особо редких случаях. В Новочеркасске многие звали её Анфисой . Уже после кончины блаженной были найдены документы, из которых следовало, что Анфиса - это ее настоящее имя, которое она получила в крещении. Таким образом, возможно, что она приняла тайный постриг, и Анфиса (что означает «цветущая») стала Феоктистой («Богом созданная»).

Житийные сравнения блаженных Феоктисты Воронежской, Ксении Петербургской и Матроны Московской

То, что мы узнали о жизни Феоктисты Воронежской, очень похоже на известные жизнеописания двух других любимых народом святых - блаженной Ксении Петербуржской и старицы Матроны Московской. Эти необыкновенные женщины в своей жизни нередко подвергались насмешкам, испытывали поругания и побои, но они молились за своих обидчиков.

Блаженные Ксения и Феоктиста были замужем за военными, рано потеряли мужей, у них не было детей. Избрав путь подвига ради Христа, они стали жить, где придётся, часто проводили ночи под открытым небом, ходили в ветхой одежде и старой рваной обуви.

Матушка Феоктиста «кормила людей», а Ксения Блаженная отдавала копейки - «царя на коне» таким же беднякам, какой была сама.

Матушка Феоктиста спала мало, молилась по ночам. А. Лихоносова вспоминала, как она «спустит ножки с кровати и сядет, потом встанет и скажет: “Я послужу”, и ходит по комнате». А святая Ксения Петербуржская в любую погоду уходила молиться из города куда-нибудь в поле, и там всю ночь стояла коленопреклоненно, не поднимаясь до самого восхода. Старица Матрона также часто молилась ночью.

Феоктисту Михайловну и Ксению блаженную любили торговцы и извозчики: их посещения всегда обещали хорошую прибыль.

За блаженной Феоктистой и за святой Матроной ухаживали послушницы - хожалки, их навещали священники и монахи.

Феоктиста Михайловна утверждала, что неграмотна, но много знала и хорошо говорила. Старица Матрона, действительно, была неграмотна, но рассуждала как образованная. Известны её предсказания о Великой Отечественной войне.

Многие ненавидели блаженных матушек за обличения и укорение совести, осыпали их насмешками и даже били. Но подвижницы все сносили с истинным смирением, и высотой своей духовной жизни стяжали необычайный дар прозорливости, которым служили ближним. По молитвам этих святых совершалось много чудес и исцелений.

История захоронений останков местночтимой святой - блаженной Феоктисты Воронежской

В последние годы своей жизни матушка стала слабеть. А. Лихоносова вспоминала:«В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: “Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут”» . В 1940 году матушка скончалась. До погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее тела. Хоронили матушку в субботу 9 марта 1940 года на Придаченском кладбище в Воронеже.

15 июня 1966 года останки блаженной были перенесены на новое кладбище - «На баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (впоследствии принял монашество, в схиме получил имя Нектарий). Этому батюшке блаженная Феоктиста предсказала священство.

Из письма отца Николая Овчинникова: «…Поставили условие эксгумировать только ночью: в 1 час 45 минут были на кладбище… На дне могилы стоял маленький гробик… Приложившись к гробику, я начал руками с широко разведёнными пальцами перекладывать (останки) в гроб… С тёплым чувством и нежностью поставили гроб в автобус… с пением “Святый Боже…” двинулись к новому месту её упокоения. Перед открытой могилой была отслужена мною полная панихида… На новом кладбище наша панихида была первой, и окружающий воздух впервые был сотрясён могучим… заупокойным православным напевом» .

Важной и интересной оказалась для нас встреча с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня в Берёзовой Роще . Отец Виктор рассказал, что когда он служил в Спасском храме, к нему приходили родственники протоиерея Николая Овчинникова, которые говорили отцу Виктору о блаженной Феоктисте. Могилку блаженной постоянно посещают верующие люди, почти никогда здесь не бывает пусто. Такое народное почитание подтверждает, что Феоктиста Михайловна - не простой человек. Поэтому, по благословению митрополита Воронежского Сергия, в месте упокоения святой было начато облагораживание надгробья. Это важное дело отец Виктор поручил прихожанам Спасского храма. Один из этих людей - Геннадий Иванович Иванчев , отец нашего одноклассника, а другой - сейчас священник, отец Олег.

1 сентября 2009 года мы всем классом после богослужения в Успенском семинарском храме направились на Левобережное кладбище, чтобы посетить могилу блаженной Феоктисты. Сразу видно, что это место часто посещают люди: горит лампада, стоят свечи, у креста живые цветы, конфеты. Наш учитель истории А. Ю. Симончик рассказал о тяжком подвиге блаженных, юродивых ради Христа. Мы уже знали, что останки матушки Феоктисты будут в скором времени переносить на новое место, и решили обязательно присутствовать при этом событии, участвовать в крестном ходе, панихиде.

В скором времени во всех храмах города было объявлено, что 16 сентября 2009 года состоится перенесение останков блаженной Феоктисты в Алексиево-Акатов монастырь. Директор и духовник нашей гимназии протоиерей Сергий Васин благословил нас участвовать в этом событии. Мы всем классом приехали на кладбище в 10 часов утра, где уже собрались верующие люди, священники, монахини Алексиево-Акатова монастыря. К 12 часам останки переложили в маленький гробик, все приложились к нему, затем его увезли на автобусе. До 16 часов останки блаженной Феоктисты находились во Введенском храме, а затем крестным ходом были перенесены в монастырь.

Сейчас матушка Феоктиста вернулась в Алексиево-Акатову обитель, где при жизни служила Богу. Здесь же пребывают мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (в августе 2009 года его мощи были перенесены из Соловецкого монастыря в Воронеж). Матушка Феоктиста являлась сподвижницей владыки, который глубоко ее почитал. В день торжественного перезахоронения останков местночтимой святой митрополитом Сергием была совершена панихида по блаженной старице, и теперь Феоктиста Михайловна Шульгина покоится рядом с похороненными в монастыре Воронежскими архипастырями. После панихиды Владыка Сергий произнес проповедь и сказал, что блаженная Феоктиста «как голос Божий напоминала людям о Боге».

Почитание блаженной Феоктисты Воронежской как святой

Феоктисту Михайловну хорошо знают и почитают за границей, в США. Выше мы приводили воспоминания монахини Ксении (Новиковой) из монастыря Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Франциско. Жизнь воронежской блаженной стала известна за границей по воспоминаниям эмигрантов, покинувших Россию после революции. В некоторых источниках указано, что Православная Церковь Заграницей почитает старицу Феоктисту как святую. Написана её икона, составлен тропарь. Для уточнения этих сведений мы обратились к председателю Комиссии по канонизации святых Воронежской епархии протоиерею Андрею Изакару, и он нам пояснил, что когда Комиссия проверяла списки канонизированных святых Русской Православной Церкви Заграницей, то имени матушки Феоктисты в них не нашли. Но, вот, любопытный факт - в храме села Годеново Ярославской области наши паломники видели икону блаженной Феоктисты.

Результаты исследований

1. Собраны и систематизированы сведения о жизни блаженной Феоктисты Воронежской.

2. Уточнены факты из биографии Феоктисты Михайловны в Воронеже.

3. Составлена презентация по жизнеописанию святой Феоктисты, которая показана учащимся среднего звена Традиционной гимназии на День пожилых людей.

4. Подготовлен рассказ о встречах блаженной Феоктисты со священномучеником Петром (Зверевым), архиепископом Воронежским, в рамках внутришкольного мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий (для учащихся 8-9 классов гимназии).

5. Итоги проведенной учебно-исследовательской работы представлены на областной конференции «Край Воронежский православный».

6. Сделан видеофильм «История захоронений останков блаженной Феоктисты Михайловны».

7. Готовится для публикации в «Церковных ведомостях» (издание Ростовской епархии) статья «Жизнеописание Воронежской блаженной Феоктисты, история захоронений её останков».

8. Составлен отчёт о поездке в город Новочеркасск, который передан в Комиссию по канонизации святых Воронежской епархии.

Заключение

Матушка Феоктиста со смирением переносила все тяготы, выпавшие на её долю. Она стяжала благодатные дары Святаго Духа, которыми служила ближним. Дар прозорливости и исцелений не всегда является необходимым признаком святости в христианстве, но если это дар Божий, то его нередко сподобляются именно юродивые.

У Феоктисты Михайловны не было детей, не осталось родственников, но её могилку в течение 70 лет сохраняли жители Воронежа, в трудные времена богоборчества они спасали её от разрушений на старом кладбище. Все эти годы не прекращался поток людей к месту упокоения блаженной, не останавливалась молитва. Люди обращались к ней как к святой с просьбой о помощи, и многие эту помощь получали. Мы верим, что Святейший Патриарх Кирилл благословит общецерковное почитание старицы Феоктисты. Она теперь так близко к Господу и молится за нас. Дай Бог, чтобы мы могли петь ей, как святой, и тропари, и кондаки, и всегда просить заступничества у Господа её молитвами .

Список литературы и источников

1. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. - Воронеж, 1994.

2. Архимандрит Митрофан Парижский. «Блаженная Феоктиста Михайловна» // Русский паломник, 1999. №19.

3. Девятова С. Блаженная Феоктиста. // Сайт «Для тебя» (www.ForU.ru).2007.

4. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Т.2. - М., 2000.

5. Ильинская А. Жены-мироносицы XX века. - М., 2005.

6. Лихоносова А.Я. «Она ушла к себе домой». // Усмань православная, 2001. № 14-19.

7. Монахиня Ксения (Новикова). «Блаженная Феоктиста» // Русский паломник, 1999. №19.

8. Орехов Д. Святые места России. - СПб., 2002.

9. Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методич. пособие. - Воронеж, 2008.

10. Перенесение честных останков блаженной Феоктисты Михайловны (Шульгиной). // www.veramolodih.ru.

11. Православные подвижницы XX столетия. - М., 2008.

12. Протоиерей Анатолий Стаднюк. // Воронежский епархиальный вестник. 1992. №3.

13. Путь исихастов. Православные старцы XX века. Блаженная Феоктиста // www.russian-inok.org . Февраль 2006 г.

14. Святые земли Воронежской и Липецкой. Сайт Воронежско-Борисоглебской епархии. // www.vob.ru . 2008.

15. Чичерина Е.В. У Бога все живы. - М.: Даниловский благовестник, 1996.

Устные источники

1. Интервью с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня (Воронеж).

2. Интервью с Г.И. Иванчевым.

3. Интервью с П.В. Новиковым.

4. Рассказ Кирилла Ивченко.

Рецензия

Дорогие друзья!

Вам удалось провести интересное и нужное исследование. Но только не ясно, кто из вас за какую часть исследования отвечал?

У вас представлена хорошая библиография по теме исследования. Но следует разделять литературу и источники. Литература дает теоретическую базу для исследования; к литературе, а не к источникам следует относить статьи и монографии, написанные до вас по теме вашего исследования. В библиографическом списке полагается сначала приводить фамилию автора, даже если он находится в священном сане или монашеском чине. Например: Новикова Ксения, монахиня; Стаднюк Анатолий, протоиерей. Также следует заметить, что когда вы делаете ссылку, необходимо указывать страницы, в вашем случае страница должна указываться в квадратных скобках. Было бы замечательно, если бы вы смогли дополнить введение историографией.

При проведении исследования вы записали рассказы тех, кто сохранил в памяти свидетельства очевидцев подвига блаженной старицы. Это то, что в научной среде называют полевыми материалами автора, сокращенно - ПМА. Когда вы используете их в тексте, следует сопровождать соответствующей ссылкой. В вашем случае, возможно, стоит указать, кто из вас двоих собирал данные полевые материалы, при этом обязательно указывается населенный пункт, где произошла беседа с информатором, год, когда она состоялась, фамилия, имя, отчество информатора и год рождения.

Работа написана хорошим языком. Однако от неудачных выражений и опечаток никто не застрахован. Так, на стр. 1 вы пишете, перечисляя задачи исследования: «Уточнить сведения, которые вносят неточности в жизнеописание блаженной Феоктисты». Мы предлагаем несколько изменить предложение: «Уточнить моменты в жизнеописании блж. Феоктисты, по которым существуют разноречивые свидетельства». В самом начале стр. 2 мы также предлагаем исправить предложение. Вот один из вариантов: «Ветхая одежда и старая обувь, в которых она всегда ходила, не могли скрыть аристократические манеры, знатное происхождение и хорошее воспитание. Она обладала … (далее по тексту)».

Вы даете краткий сравнительный анализ житий блаженных Фектисты Воронежской, Ксении Петербургской и Матроны Московской. Но тут, к сожалению, вкралась неточность. Как известно, блж. Ксения Петербургская была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем Петровым.

На стр. 5 вы приводите в кавычках цитату, внутри которой также стоят кавычки. Обычно в таких случаях, во избежание путаницы внутренние кавычки делают другими. Схематично это выглядит следующим образом: «…"…"…».

Пока блаженная Феоктиста не прославлена в Воронежской епархии как местночтимая святая, лучше ее так и не называть, несмотря на то, что Русская Православная Церковь Заграницей (а не Зарубежная Православная Церковь, как на стр. 7) почитает блаженную как святую.

Мы надеемся, что вы продолжите исследовательскую деятельность. Так, вы можете продолжить исследование о судьбах подвижников благочестия Воронежской земли, попробовать собрать материал о судьбе монахов и монахинь Воронежских монастырей, о жизни простых православных жителей Воронежа в период гонений. Пока еще живы свидетели той эпохи, важно успеть записать их воспоминания.

Желаем новых творческих успехов!

Юренко А. И., к. и. н.


© Все права защищены

), подвижница, Христа ради юродивая .

К концу ее земной жизни врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было ей открыто заранее. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: "Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут ." Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: "Где вы меня положите сегодня спать ?" Ей указали обычную кровать. "Нет, не здесь вы меня сегодня положите ." Так и случилось. В 10 часов вечера в тот день, в среду 6 марта года, она преставилась. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.

Блаженная Феоктиста Воронежская (Шульгина) Феоктиста Михайловна Шульгина, Христа ради юродивая, подвизалась в Воронеже в 1920–1930 годах. Лично знавшие блаженную говорили, что она происходила из дворян, была женой морского офицера, погибшего во время русско-японской войны 1904–1905 годов. После смерти мужа, проникшись мыслью о скоротечности земной жизни, все силы своей души Феоктиста устремила к горнему миру, взяв на себя подвиг юродства во Христе. Блаженная была известна всем горожанам, но если верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи, то для прочих она была просто дурочкой. Многие ненавидели ее за обличения и укоры, насмехались и били. Но подвижница терпела поругания и молилась за своих обидчиков. Высотой духовной жизни блаженная Феоктиста стяжала дар прозорливости, которым она служила ближним. Причем ее предсказания сбывались с необыкновенной точностью. Знакомые с ней так описывали юродивую: «У нее была примечательная внешность. Она была низкого роста, худощавая, уставшая, с особыми чертами лица и добрейшими глазами». Ветхая одежда и старая обувь, в которых она всегда ходила, не могли скрыть аристократические манеры и хорошее воспитание; Феоктиста обладала замечательным умом и четкостью в выражении мыслей. Из воспоминаний современницы блаженной: «Феоктиста Михайловна часто бранилась, а то могла запустить в тебя что под руку попадется. Удивительно могла обличать, попадая в самую точку, почти без слов, жестами и мимикой. Но сквозь ее суровость просвечивала ласка». Блаженная Феоктиста по временам ютилась у разных воронежцев, но имела свой круг знакомых, которых постоянно навещала. Ночами она бодрствовала, проводя это время в молитве. Одним из подвигов юродивой было «хождение по дорогам». Матушка посетила многие святые места – от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаеве, хотя монастырь тогда находился за границей. Первые семь лет своих странствий она путешествовала босиком, а когда начала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился: она ходила в больших ботинках с разрезанными задниками, надетых не на те ноги, что причиняло ей много неудобств. Зимой блаженная носила пальто нараспашку, несмотря на различные болезни. Феоктиста Михайловна часто посещала Новочеркасск, села Воронежской области и Задонск. До Новочеркасска она добиралась на поезде, но в Задонск ходила пешком, еле передвигая ноги и выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути подвижница непрестанно молилась. В Воронеже тогда был известен праведной жизнью протоиерей Митрофан Бучнев. Оставшись без прихода, он продолжал регулярно служить молебны, на которых многие получали исцеление от своих недугов. По благословению Оптинских Старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него за неимением монастырей. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, батюшка оставил свою общину под покров матушки Феоктисты. На вопрос, почему он почитает юродивую, отец Митрофан отвечал, что «эта раба Божия в меру Антония Великого». Блаженная Феоктиста Михайловна состояла в духовной дружбе со священномучеником архиепископом Воронежским Петром (Зверевым), который искренне уважал ее за высокую подвижническую жизнь. Священномученик Петр писал своей пастве из Соловецкого лагеря: «4 марта 1928 года <...>. За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны»; «25 декабря 1928 года <...>. Непрестанно молю Господа нашего, да хранит Он вас всех в правой вере, в мире, в здравии и благополучии и да благословит Своим небесным благословением <...>. Я за ваши святые молитвы пока жив и здоров и на новом своем уединенном и пустынном местожительстве. Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями <...>. Не ослабевайте в молитвах и доброделании, да сподобимся все в свое время милости Господней. Поклон и просьбы о молитвах Феоктисте Михайловне. Предаю вас всех Господу и Его Пречистой Матери. С любовью о Господе, грешный архиепископ Петр». В тяжелое время, когда Воронеж был погружен во мрак обновленчества, духовную жизнь в нем поддерживали блаженные Феоктиста Михайловна и Максим Павлович. «Фроська, жизнь надо держать! Держать надо жизнь!» – грозно повторял Максим Павлович, постукивая палочкой. Из воспоминаний духовной дочери старицы Агнии Лихоносовой: «Матушка говорила, будто она неграмотная, а сама как-то называла латинские буквы на серебряных ложках. Матушка знала и все Евангелие, и всю церковную службу, а одна старая монахиня, у которой я, будучи в Новочеркасске, ночевала, сказала, что матушка знает такие церковные молитвы и песнопения, которые редко, раз в году читаются и поются и даже не все священники их знают. <…> Феоктиста Михайловна любила кормить народ. Мне рассказывали о том, что еще много лет тому назад она ходила на базар и в лавках покупала белые булки, а потом раздавала их частью здесь же, иногда около церкви, а иногда несла их своим знакомым в те дома, куда она ходила. Булочники зазывали блаженную, чтобы она у них покупала булки, так как матушку все знали и говорили, что у кого она покупала, те весь свой товар распродавали с особой удачей. И извозчики, тоже хорошо знавшие матушку, старались, чтобы она садилась в их коляску, веря, что это принесет им счастье. И вот матушка с полными руками булок или батонов едет на извозчике через весь город к кому-либо из знакомых. И к нам нередко приходила она, а иногда и приезжала, держа в руках кулек с пряниками или булку. Детям нашим это очень нравилось, но матушка давала, кому сама хотела, а иногда и не давала кому-либо, кто очень хотел от нее получить. <…> Умирал наш дорогой сосед – старик Павел Павлович. Однажды он мне рассказал про матушку (хотя вообще не жаловал юродивых): „Она самая умная, самая добрая и самая хорошая, какую я когда-либо знал“. Павел Павлович умирал от гнойного плеврита, и болезнь шла так быстро, что не успели позвать священника, которого нелегко было тогда найти. У нас ночевала матушка. Ночью Павлу Павловичу было очень плохо, и, вероятно, его мучила сильная боль. Он был в полной памяти и громко стонал, так что и у нас слышно было. Мы стали просить матушку сходить к нему. Она велела положить варенье в блюдечко и пошла <…>. Ее посещение было особенное, какое-то торжественное и благодатное. Она подошла к его кровати и села на стул, подала ему блюдечко с вареньем и велела все съесть. Павел Павлович ел без сопротивления и только говорил: „Какая сладость, какая сладость“, и боли как будто не чувствовал. Матушка посидела молча и ушла, мы за ней вышли. Павел Павлович притих и больше не стонал. Он умер на следующий день без сильных мучений. Великая раба Божия была матушка, и ее чтили и знали и епископы, и священники, и многие в городе из самых разнообразных слоев общества. Матушка не имела места, где бы она постоянно жила, и в последние годы своей жизни так же приходила и уходила во всякую погоду, иногда вся мокрая и обледенелая. Кашляла и болела, но только изредка перележит у близких знакомых дня два и опять пойдет. <…> Блаженная Феоктиста была великой молитвенницей. Видели даже,что матушка во время молитв поднималась на воздух. В последние годы своей жизни матушка стала слабеть, приступы сильного кашля с мокротой не давали ей спать. Худенькая и сухонькая фигурка уменьшалась на глазах. А ходила, все ходила сама во всякую непогоду и в морозы. По-прежнему – пальто нараспашку, иногда позволит подвязать пальто пояском. В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. Придет к нам на несколько дней, полежит. Однажды матушка велела Поле проводить ее к Анне Александровне на Чижовку. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: „Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут“. <…> В домике Анны Александровны матушка осталась до последнего дня. Мы ходили к ней туда опять с горестями, с заботами и не думали, что матушка совсем уйдет от нас. <…> В день ее кончины, к вечеру, она спрашивала: „Где вы меня положите спать?“ Ей указали на кровать, где она спала в эти дни. Матушка ответила: „Нет, не здесь вы меня положите“. Слова блаженной исполнились. В эту ночь она скончалась, и ее положили на небольшую постель, а потом на стол. Ночью с 21 на 22 февраля по церковному календарю (6 марта н. ст.) 1940 года нас разбудили: пришли от Анны Александровны сообщить, что матушка скончалась. <…> Мы все вскочили <…> и побежали. Вероятно, это было около часа ночи. Матушка лежала на узенькой небольшой постели. Ее уже обмыли и одели. О своем впечатлении я не буду говорить, для меня матушка была жива и есть, но вот Мария Алексеевна, врач, видевшая много умерших людей, сказала: „Таких покойников я еще не видала – это мощи“. Матушка лежала светлая, чудная, уснувшая вечным сном блаженных и праведных людей. При жизни она говорила: „Пойду домойки“, хотя у нее не было своего крова нигде, а теперь-то она ушла к себе домой. До рассвета мы пробыли около матушки. В эти дни до погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее драгоценного тела. Хоронили в субботу, 9 марта 1940 года. С утра положили ее в небольшой белый гроб. Когда клали в гроб, я держала ножки и вспомнила матушкины слова: „Ты меня, мать, в гроб будешь класть“. День был солнечный. Матушкин гробик не поставили на сани, а так и несли на руках до самого кладбища. Провожающих было много, всем хотелось нести гроб…» 16 сентября 2009 года состоялось перенесение честных останков блаженной Феоктисты Михайловны с городского Левобережного кладбища Воронежа в некрополь Алексиево-Акатова женского монастыря. Комиссией по канонизации святых Воронежской митрополии готовятся материалы для прославления старицы в лике местночтимых Воронежских святых. Подготовила Ксения МИРОНОВА P.S. Фотография сделана во время паломнической поездки в Воронеж.На фото могилка Блаженной Феоктисты Воронежской

Похожие статьи