Возвышение папства: христианство в средние века (XII-XIII века). Борьба пап и императоров Священной Римской империи Борьба пап и императоров римской империи

Начатая еще до крестовых походов борьба между папством и империей продолжалась и во время крестовых походов. Вормсский конкордат 1122 г. прекратил спор за инвеституру, вытекавший из соединения церковных должностей с феодальным землевладением, но для борьбы пап с императорами существовали и другие причины. Главными из них были стремление императоров господствовать в Италии и их притязания на самостоятельное пользование властью. Немецкие короли еще с Оттона Великого всегда хотели владеть Италией, без которой не могли представить себе империи, а рыцарство Германии, искавшее подвигов и добычи, охотно оказывало им помощь. Но папам было невыгодно, чтобы Италия принадлежала императорам. С другой стороны, императоры не хотели подчиниться папской теории о главенстве духовной власти над светскою и сами стали заявлять такие теоретические притязания, которые противоречили папской теократии. В XII в. в Италии возобновилось изучение римского права (болонский университета), и ученые юристы стали защищать римскую теорию державной власти (imperium), которую народ передал государю, и которую ничья воля и сила не могут ограничить: «что благоугодно государю, то имеет силу закона» (quod principi placuit, legis habet vigorem). По этому взгляду император объявлялся «владыкою мира», стоящим «выше закона», «воплощенным законом на земле», и «покровителем церкви». Понятно, что папы не могли примириться с такою теориею, шедшею в разрез с их собственными притязаниями. Они нашли союзников как в немецких феодальных князьях, так и в итальянских городских общинах, одинаково не сочувствовавших политике императоров.

158. Гибеллины и гвельфы

Во второй половине XII и первой половине XIII в, императорский престол занимала фамилия Гогенштауфенов (1138 – 1254). Гогенштауфены были раньше герцогами швабскими и при своем возвышении встретили сопротивление со стороны другого немецкого княжеского рода Вельфов, владевшего Баварией и Саксонией и многими землями в Италии. Из имени Вельфов итальянцы сделали название их партии в Италии – гвельфы ,а имя родового замка Гогенштауфенов Вайблинг было переиначено в гибеллины, как и стали обозначать в Италии их партию. Первоначальное различие между гибеллинами и гвельфами состояло в том, что одни (гибеллины) защищали идеи универсальной монархии и самостоятельной светской вмети, тогда как другие (гвельфы) были сторонники национальной или местной независимости и интересов папства. У обеих партий были сторонники и в Германии, и в Италии, так что борьба папства и империи при Гогенштауфенах осложнялась еще внутренними междоусобиями в этих обеих странах.

159. Борьба Фридриха Барбароссы с папством

Династия Гогенштауфенов выставила несколько замечательных личностей. Вторым представителем этой династии был Фридрих I, прозванный итальянцами Рыжебородым (Барбаросса) и занявший своим царствованием почти всю вторую половину XII в. (1152 – 1190). Восстановив в Германии мир, нарушенный борьбою с Вельфами, он отправился в Италию за императорской короной. В это время в Риме произошло среди простого народа республиканское движение, направленное против папы и знати, а руководителем его был ученый Арнольд Брешианский ,схоластический богослов, подозревавшийся в ереси. Инсургенты овладели городом, но охотно подчинились бы Фридриху Барбароссе, как императору, если бы последний сам не испугался такой революции. Он поспешил восстановить папу (Адриана IV) в его правах и выдал ему Арнольда, который и был затем казнен. Но североитальянские (ломбардские и тосканские) городские общины, превратившиеся в настоящие республики, не захотели подчиниться требованию Барбароссы восстановить его царские права (регалии). На первых порах император сломил сопротивление ломбардцев, во главе которых стоял Милан, – и, разрушив этот город, поставил в других городах своих судей (подеста) и обложил их население денежными взносами. Между тем по смерти Адриана IV, возвращенного Барбароссою к власти, одни кардиналы выбрали одного папу, другие – другого. Император для решения спора созвал собор в Павии, на который приехали епископы Германии и Италии, но один из пап не захотел приехать, считая себя неподсудным собору. Это был Александр III, защитник теократического идеала папства. Собор решил дело в пользу его соперника, но в других странах не захотели признавать немцев повелителями всего мира и стали на сторону именно Александра III. Во Франции последний даже нашел убежище, из которого и послал императору отлучение от церкви. Тогда ломбардцы снова восстали против Барбароссы и восстановили разрушенный им Милан. Император пошел на них войною без достаточных для этого предприятия военных сил. Ему отказал в помощи как раз самый значительный его вассал, герцог баварский Генрих Лев (из фамилии Вельфов). Предание рассказывает, будто Фридрих просил у него помощи на коленах, но если этого и не было на самом деле, уже само предание хорошо характеризует слабость империи. При Леньяно (1176) ломбардцы нанесли императору поражение, которое заставило его отказаться от подчинения себе папы и итальянских городов. Мир между духовным и светскими главами западного христианства был скреплен свиданием обоих в Венеции, во время которого император стал перед папой на колена. Восстановив после этого свой авторитет в Германии, Фридрих Барбаросса окончил жизнь в третьем крестовом походе.

160. Новая борьба Гогенштауфенов и Вельфов

Своего сына Генриха VI Барбаросса успел женить на наследнице Неаполя и Сицилии, но этот государь, соединивший под своею властью с прежними владениями империи и Южную Италию, царствовал недолго. Когда он умер (1196), в Южной Италии признан был королем его малолетний сын Фридрих, в Германии же снова произошла борьба Гогенштауфенов и Вельфов. Избранный в это время на папский престол Иннокентий III решил спор сначала в пользу вельфского претендента (Оттона IV), но когда этот новый немецкий государь проявил некоторую самостоятельность, то папа поддержал юного неаполитанского короля, который вскоре овладел наследием Гогенштауфенов и в Германии.

161. Папа Иннокентий III

Иннокентий III занимал папский престол в самом конце XII и начале XIII в. (1198 – 1216). После Григория VII это был самый замечательный средневековый папа. Иннокентий III происходил из одной графской семьи, учился юриспруденции в Болонье и богословию в Париже и папою сделался, не имея еще сорока лет от роду. Его правление было сплошным рядом успехов папской власти, которую Иннокентий Ш в теории поставил на недосягаемую высоту. Презирая мир, о чем он заявил в своем сочинении «О презрении к миру и о людских бедствиях», он с этим самым миром и боролся, чтобы его себе подчинить. Его идеалом была всемирная теократия папы, и он даже прямо ввел в каноническое право учение о том, что папская власть выше светской, и что папе принадлежит право распоряжаться коронами государей и вмешиваться во все политические дела. Он не довольствовался титулом викария ап. Петра и стал называть себя наместником Христа. По его теории, перенесение прав империи с греков на франков было делом папского изволения, – не даром же император и коронуется папою. Признав сначала императором Вельфа, Иннокентий III отлучил его потом от церкви и короновал Гогенштауфена (Фридриха II), которому сам же сначала отказывал в праве на корону. В других странах он тоже доставил папской власти полное торжество. Французского короля Филиппа II Августа, женившегося при живой жене, он заставил отказаться от второй жены и вернуть первую: папа наложил интердикт на Францию, и король смирился. Английский король Иоанн Безземельный не хотел признать назначенного папою архиепископа кентерберийского, и тогда Иннокентий III отлучил его от церкви, лишил престола, отдав последний французскому королю, и объявил против самой Англии крестовый поход. После этого Иоанн Безземельный признал себя вассалом папы, положив свою корону к ногам его легата. Второстепенные короли Запада тоже признавали один за другим власть папы над собою. При Иннокентии III образовалась Латинская империя, и предпринят был крестовый поход против альбигойцев и вальденсов. К его же правлению относятся начало нищенствующих монахов, введение инквизиции, основание парижского университета. Наконец, этот же папа отнял у мирян право причащаться под обоими видами и читать Библию. Преемники Иннокентия Ш поддерживали его политику и продолжали вести борьбу с империей в лице Фридриха II Гогенштауфена.

162. Фридрих II

Заняв императорский престол, Фридрих II (1216–1250) изменил политику своих предшественников. Те были немецкими королями, он был и по матери, и по месту воспитания (в Сицилии), и по симпатиям итальянцем. Германией он интересовался мало и даже признал за немецкими князьями широкие владетельные права, лишь бы они оказывали ему помощь на войне. Наоборот, в Южной Италии он стремился сделать свою власть самодержавною. Человек необыкновенно умный и энергичный, Фридрих II вырос в постоянном общении с греками и сарацинами, которых было много в его неаполитанском государстве, интересовался светской философией, охотно беседовал с арабскими учеными о таких предметах, как бессмертие души, оказывал покровительство высшим школам в своей столице и в Салерно, а в вопросах веры обнаруживал вольномыслие или, по крайней мере, равнодушие. Если он и предпринял пятый крестовый поход, то с его стороны это была лишь чисто политическая мера. Проводя в Италии гибеллинскую политику, Фридрих II встретился здесь с сильной гвельфской оппозицией в лице пап и городов Северной и Средней Италии. Преемники Иннокентия III, из которых Иннокентий IV проявил в борьбе с ним и всем «змеиным отродьем» Гогенштауфенов самую неукротимую злобу, вели с ним ожесточенную войну. Фридрих II объявлялся отлученным от церкви и лишенным престола, и на его владения налагался интердикт. После смерти императора его сын Конрад IV царствовал в Германии лишь четыре года, но затем в этой стране наступило великое междуцарствие (1254), Южную же Италию папа (Урбан IV) отдал французскому принцу Карлу Анжуйскому (брату короля Людовика IX). Наследовавший здесь Фридриху II его сын (Манфред) потерпел поражение; равным образом и попытка молодого Конрадина, сына Конрада IV, отнять Сицилию и Неаполь у французов кончилась полною неудачею и казнью претендента.

163. Упадок империи и папства

Падение Гогенштауфенов в середине XIII в. в борьбе с папством было и падением императорской власти в Священной Римской империи немецкой нации. Сама империя сделалась теперь простою фикцией. Италия и Германия разъединились, и обе совершенно раздробились. Но и папская власть, вышедшая победительницею из борьбы, скоро пришла в упадок. Папы находили поддержку в итальянских городах, когда те боялись подпасть под власть немецких королей, именовавшихся римскими императорами, но с исчезновением этой опасности в Италии начались страшные междоусобия городов, а в последних – отдельных партий. Папам сделалось даже не совсем удобным оставаться жить в Риме, и в начале XIV в. они перенесли свою резиденцию во французский город Авиньон. С другой стороны, власть национальных королей в это время стала крепнуть, и бороться с ними сделалось труднее. Наконец, в борьбе с Гогенштауфенами папы все более и более стали заботиться о чисто политических интересах и материальных средствах, не останавливаясь перед вероломством и другими подобными же способами борьбы, чем, конечно, они только подрывали свой нравственный авторитет. XIV и XV века уже были временем страшного упадка папства.

Максим Козлов

Предшественники Григория VII Гильдебранда

Во второй половине X в. во Франции началось новое аскетическое движение, которое к концу столетия с большей или меньшей силой захватывает весь Запад (1000-й год рассматривался как конец света). Напряженное эсхатологическое чувство способствовало возрожденю монастырской жизни. Возникает много монастырей со строгим уставом. Появляются самоотверженные миссионеры и мученики. Среди них Адальберт, который проповедовал среди пруссов и от них претерпел мученическую кончину.

Появляются исключительно благочестиво настроенные люди. Но, часто, аскеза принимала специфическое направление. В качестве аскезы получает распространение бичевание, в том числе и самобичевание. Так, в начале XI в. кардинал Петр Домиани создал систему покаяния, рассчитанную строго арифметически. За каждый грех назначался соответствующий период покаяния. Так как грехов много, то была составлена система замены на жертву (например, 1 год покаяния заменялся либо откупом в 36 таллеров, либо 3000 ударов розгами при чтении 30 псалмов). Многие люди увеличивали эту жертву по своему желанию. Так, сам Петр Домиани выдержал 300 тысяч ударов и пропевал при этом 3000 псалмов. (?)

Это была аскеза личного воодушевления. Слова "хвалите Господа в тимпане" понимались Петром Домиани как восхваление Бога "в сухой коже" (тимпан), то есть, у кого изможденная кожа. Самобичевание было распространено особенно во время постов с конца X – начала XI в.

Из монастырей наиболее интересен монастырь в местечке Клюни во Франции. В середине X в. аббат Одон восстановил там забытый устав Венедикта Нурсийского. Требовалось безусловное послушание, личный физический труд, деятельное участие в делах милосердия. В этот монастырь послушников строго отбирали. Монастырь получил большую известность, и, вскоре, не мог включить в себя всех желающих. Стали образовываться монастыри филиалы с таким же уставом, которые церковно-административно подчинялись аббату Клюнийского монастыря. Клюнийские монастыри исключались из подчинения местным епископам, и подчинялись только аббату, а он – непосредственно папе. К XI веку возникает до 100 клюнийских монастырей. Такое обновленное монашество стало основой реформаторов в Риме, боровшихся за очищение Римской кафедры. В одном из таких монастырей прошел закваску и будущий папа Григорий VII.

Григорий VII до вступления на кафедру был ближайшим сотрудником целого ряда пап, начиная со Льва IX, при котором произошло разделение. Наполовину немец – наполовину лангобард. Сын крестьянина, он молодость провел в Клюнийском монастыре. Затем был вызван папой Григорием VI в Рим для участия в делах римской курии (Григорий VI был в Клюнийском монастыре до папства и был знаком с будущим Григорием VII).

Григорий VI был последним, кто покупал папскую корону у Бенедикта IX. Когда он был пресвитером, его уговорили стать папой. Став им, Григорий VI вызвал в Рим всех, кто побудил его стать папой, в том числе и Григория VII.

В этот период были две силы, влияющие на избрание пап: германские императоры и местная знать. Григорий VI выбрал опору в германском императоре. Следующих пап, немцев, также поддерживал император (Льва IX, Виктора II, Стефана IX, Николая II). При Николае II в Латеранском дворце в 1059 г. состоялся собор, который изменил порядок избрания пап. Главными выборщиками становятся кардиналы. Римская аристократия отстраняется от участия в выборах, ограничиваются и полномочия императоров. Так, в 1061 г. после Николая II кардиналами избирается Александр II, после чего император ставится в известность.

После смерти Александра II в 1073 г. папой становится Григорий VII Гильдебранд.

Деятельность папы Григория VII Гильдебранда

Идеалом для Гильдебранда был папа сильный и самостоятельный, фактически стоящий выше светских правителей. Это был теократический идеал. Фундаментом теократии мыслился авторитет Римской церкви как хранительницы неизменной религиозной истины. Организация теократии предполагалась строго монархической. Духовенство должно было господствовать над светским обществом и, в то же время, безоговорочно подчиняться папе. По словам Григория VII, "один только папа имеет право издавать законы и смещать епископов, судить его никто не смеет и приговор его не допускает возражений".

При Григории VII составлен с его подписью "Диктат папы". В нем есть ряд положений, до которых еще никто не доходил. Например, "папа является князем над царствами мира и обладает неограниченной властью над всеми князьями и монархами". Таким образом, всякий светский государь только уполномоченный папы. У светской власти нет своих легативных прав.

9-й пункт гласит: "Только у одного папы должно целовать ноги". Согласно 12-му пункту, папа имеет право низлагать императоров. В 22-м пункте говорится, что Римская церковь никогда не заблуждалась, и никогда не будет заблуждаться по свидетельству Писания. А по 23-му пункту получается, что каждый Римский первосвященник, если он канонично поставлен, заслугами ап. Петра несомненно соделывается святым.

В отношении духовенства Григорий VII настаивал, что ни у одного клирика не может быть другого государя, кроме папы, и другой семьи, кроме Церкви. И именно такой клир, свободный от стороннего влияния, должен избирать папу.

Григорий VII вел борьбу с симонией и за целибат духовенства. В этом он был искусным политиком и соединил две различные по характеру реформы (симония – вопиющее безобразие, а целибат – спорное явление). Соединив эти два вопроса воедино, Григорий VII достиг успеха.

Его опорой было несуществующее монашество, так называемые "патарии" (оборванцы) – это странствующие проповедники по благословению папы. Толпы патариев не давали людям ходить в те храмы, где не признавался целибат.

Целибат был нужен, чтобы освободить духовенство от других привязанностей, кроме папской теократии. появились трактаты, доказывающие необходимость целибата (Петр Домиани – один из авторов этих трактатов).

Во внешней политике Григорий VII вел борьбу против права монархов облекать епископов их полномочиями, то есть, против светской инвеституры. (Епископы были не только духовными вождями, но и крупными феодалами. И когда назначался епископ с санкции папы, в выборах участвовали местные феодалы данной епархии). Григорий VII стал добиваться, чтобы и духовная, и светская инвесттитура принадлежали папе. Земли, принадлежавшие епископам, составляли 1/3 всех европейских земель и передавались следующим епископам без наследования кому-либо. И если бы Григорий VII достиг своего, он мог бы стать владельцем почти половины Европы.

Борьбу с инвеститурой папа начал вести сначала удачно в Англии, Испании, затем в Богемии (Чехии), Скандинавии, Польше, Венгрии и даже на Западе Руси. Наибольшее сопротивление папа встретил со стороны короля Франции Филиппа I, английского монарха Вильгельма Завоевателя и императора германского Генриха IV. Филиппа I Григорий VII усмирил, пригрозив анафемой, Вильгельма – оставил в покое.

Главная борьба папы развернулась с Генрихом IV. На требование папы отменить инвеституру Генрих собрал собор немецких епископов в г. Вормсе. Епископы осудили ложно папу в предосудительной связи с маркизой Тасканской Матильдой (аскетически настроенной), и объявили его низложенным как еретика, прелюбодея и узурпатора императорской власти. Григорий VII ответил отлучением императора и всех епископов, принявших такое решение. Подданные императора были объявлены папой свободными от присяги ему на верность. Князьям Германии папа предложил выбрать нового императора. Одновременно был дан срок, во время которого предлагалось разрешить ситуацию перед угрозой наложения интердикта. Данный указ был зачитан во всех храмах. (На соборе были не все епископы, многие было за папу).

Князья дали Генриху год на размышление, и император должен был отступить. Зимой 1077 г. Генрих с женой едет в замок Каносса, где папа гостил у Матильды Тасканской. Трое суток император ожидал приема папы в одежде кающегося. Наконец, по просьбе Матильды, папа принял Генриха IV, сказав: "если искренне каешься – то во спасение, если хищно скрываешь – то в осуждение".

28 января 1077 г. анафема была снята с Генриха, а слух о его трехдневном ожидании приема папы быстро разлетелся по Европе.

В 1080 г. немецкие князья поставили нового императора по указанию папы. Григорий VII утвердил нового императора Рудольфа, а Генриха отлучил. Этим папа хотел добить Генриха, но перегнул палку.

Генрих IV вынужден был сопротивляться. Он собирает собор в Майнце, где дублирует все решения предыдущего собора и решается даже на избрание нового папы – архиепископа г. Равенны Гиберта, принявшего имя Климента III. Возникает двоепапствие. И хотя избрание Климента III было неканоничным, оно было в пользу Генриха, ибо собирало под свои знамена всех, недовольных Григорием VII. Такие явления антипап были и ранее, но без поддержки светских сил.

В том же году Рудольф умирает. Генрих вторгается в Италию и завоевывает Рим весной 1084 г. Папа Климент III был интронизован в храме Святого Петра.

Папа укрывается в замке Святого Ангела в Риме. (Изначально этот замок был мавзолеем императора Адриана. При Григории Двоеслове около него совершилось чудо во время крестного хода от чумы: отрок увидел ангела, предсказавшего скорое прекращение чумы. Мавзолей был перестроен, позже стал папской тюрьмой).

На выручку папе спешат наемники норманы и арабы. Огнем и мечем они квартал за кварталом пробиваются к замку Святого Ангела и освобождают Григория VII. Но бесчинства арабов-мусульман привели к возмущению населения Рима против них, и против папы тоже (есть данные, что в соборе Святого Петра арабы пропели суры из Корана). Римляне встают невольно на сторону императора для изгнания арабов из города.

Григорию VII с помощью норманов удалось бежать на юг Италии, где он продолжал борьбу против Генриха IV до своей кончины в 1085 г. Ему приписывают слова: "Я любил справедливость и умер в изгнании".

Римской церковью управлял Климент III до 1087 г. Лишь тогда вступил на кафедру как законный преемник Григория VII папа Виктор III, противник Климента, которого изгнали. Преемники Григория VII вели серьезную борьбу с преемниками Климента III, продолжая раскол около 10 лет. Не прекращалась борьба и против светской инвеституры.

Значительного успеха достиг папа Каллист II (1119-1122 гг.). Ему удалось получить в свои руки противника преемника Климента III Григория VIII. Григория подвергли публичному поруганию (провели по улицам Рима с издевками и насмешками).

При Каллисте II был заключен Вормский конкордат в 1122 г. Согласно этому договору, выборы епископа должны были производиться духовенством, но в присутствии императора. Инвеститура кольцом и посохом представлялась архиепископу, совершителю рукоположения. Инвеституру мирскую, то есть право на землевладение, епископ должен был получить у императора. И для Германии было важно в то время, чья власть выше – папы или императора – на тот или иной момент истории.

В конце XI – начале XII веков вопрос об инвеституре вызвал конфликт между духовной и светской властью в Англии при архиеп. Ансельме Кентерберийскоми, английских королях Вильгельме II и Генрихе I. В итоге Ансельм одержал победу.

В середине XII в. вновь обострились отношения между германском императором и папой при императоре Фридрихе Барбароссе. Вновь появились антипапы. Война папы с императором продолжалась около 17 лет. Папу поддерживали гвельфы, а императора гиббелины. Борьба шла с переменным успехом, но в итоге победа осталась за папой.

В итоге этой борьбы со светской властью при папе Александре III в 1179 г. состоялся III Латеранский собор, постановивший, чтобы папа избирался 2/3-ми кардинальских голосов.

Похожие рефераты:

Вероучение римско-католической церкви. Таинства и обряды в католицизме. Канон и каноническое право католической церкви. Отличия белого и черного духовенства. Основные положения "Диктата папы". Нищенствующие, духовно-рыцарские и иезуитские ордена.

Учение отцов Церкви об исхождении Святого Духа. Триадология Блаженного Августина. Распространение на Западе учения Блаженного Августина. Триадология Блаженного Августина и православный Восток. Ферраро-Флорентийский собор о чистилище.

Спор на IV Вселенском Соборе. Разрыв общения Рима с Константинополем. Спор о титуле "Вселенский". Дело папы Гонория (625-638 гг.). Конфликт пап Николая I и Адриана II с Константинопольской церковью.

Медиоланская (Миланская) церковь. Аквилейская церковь. Равеннская церковь. Фессалоникийская церковь.

Список всех пап Римской католической церкви.

В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возгла­вили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой «фео­дальной лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Отгон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Отгон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов - вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля.

Отгону благоприятствовало снижение в го время авторитета папы. Знать Римаи Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Отгон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей. Папы попали в полную зависимость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Отгона, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был принят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь |несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от участия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны ^подчиняться только ему, а не императору.

В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований

Григорий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась открытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпа­ла от империи.

В XII в. власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам оканчива­лись неудачей. В середине XII в. императором стал Фридрих Барба­росса. Это был умный и решительный человек. Он сумел несколь­ко укрепить свою власть в Германии и хотел вновь подчинять Италию, но его рыцарское войско было разбито ополчением ита­льянских городов, которые поддержали папу. Поражение импера­тора еще более усилило значение пап. Самым могущественным из них стал папа Иннокентий III (1198- 1616). Иннокентий называл себя наместником Христа на земле. Он свергал и назначал импе­раторов и королей. По приказу Иннокентия начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с ере­тиками и мусульманами.

Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена .

Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быст­рому росту населения. Однако к конку XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники - голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказа­ниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к не мусульманам, паломни­чество туда стало почти невозможным.

Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Ур­бан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украша­ли свою одежду и доспехи крестами - отсюда и его название. В первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и кре­стьяне.

В 1096- 1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок - сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассальными владениями которого считались графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Государства кре­стоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правите­лями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Во­стоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не уча­ствовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры

и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохра­нившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила.

В Палестине при поддержке римских пап были созданы духов­но-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монаха­ми-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-мо­нахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ор­дена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверж­дали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства.

Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвое­вал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине - Акра.

Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они спо­собствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту го­родов и ремесленного производства. Отток наиболее воинствен­ной части феодалов, и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти.

Ереси и борьба с ними церкви .

Ереси, т.е. отклонения от цер­ковных догматов, возникли еще во времена становления христи­анской церкви. Однако с XII -XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призыва­ли вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее слу­жители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.

Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг Другу силы, - Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, - слугами дьявола. Еретики призывали к унич­тожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поде­лить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим: общими иногда были даже жены.

Еретики отказывались молиться в «испорченных" храмах, пла­тить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, в том числе правители больших областей, недовольные претензиями римских пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики со­ставляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свою церковную организацию.

Служители церкви осуждали ереси и проповедях, накладыва­ли проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые и ере­сях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, жалевших своих подданных, папы создали церковный суд - святую инквизицию (расследование)- Человек, попавший в руки инквизиции, под­вергался самым изощрённым пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иног­да сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков ин­квизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дья­волом ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений. Имущество осужденных делили между церковью и местными сластями. Поэтому от инквизиции особенно страдали богатые горожане.

В области, где еретиков было очень много, устраивали кресто­вые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции про­тив еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III- Входе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.

Борьба пап за независимость от светской власти и за обладание светской властью в XI-XIV веках

Максим Козлов

Предшественники Григория VII Гильдебранда

Во второй половине X в. во Франции началось новое аскетическое движение, которое к концу столетия с большей или меньшей силой захватывает весь Запад (1000-й год рассматривался как конец света). Напряженное эсхатологическое чувство способствовало возрожденю монастырской жизни. Возникает много монастырей со строгим уставом. Появляются самоотверженные миссионеры и мученики. Среди них Адальберт, который проповедовал среди пруссов и от них претерпел мученическую кончину.

Появляются исключительно благочестиво настроенные люди. Но, часто, аскеза принимала специфическое направление. В качестве аскезы получает распространение бичевание, в том числе и самобичевание. Так, в начале XI в. кардинал Петр Домиани создал систему покаяния, рассчитанную строго арифметически. За каждый грех назначался соответствующий период покаяния. Так как грехов много, то была составлена система замены на жертву (например, 1 год покаяния заменялся либо откупом в 36 таллеров, либо 3000 ударов розгами при чтении 30 псалмов). Многие люди увеличивали эту жертву по своему желанию. Так, сам Петр Домиани выдержал 300 тысяч ударов и пропевал при этом 3000 псалмов. (?)

Это была аскеза личного воодушевления. Слова "хвалите Господа в тимпане" понимались Петром Домиани как восхваление Бога "в сухой коже" (тимпан), то есть, у кого изможденная кожа. Самобичевание было распространено особенно во время постов с конца X – начала XI в.

Из монастырей наиболее интересен монастырь в местечке Клюни во Франции. В середине X в. аббат Одон восстановил там забытый устав Венедикта Нурсийского. Требовалось безусловное послушание, личный физический труд, деятельное участие в делах милосердия. В этот монастырь послушников строго отбирали. Монастырь получил большую известность, и, вскоре, не мог включить в себя всех желающих. Стали образовываться монастыри филиалы с таким же уставом, которые церковно-административно подчинялись аббату Клюнийского монастыря. Клюнийские монастыри исключались из подчинения местным епископам, и подчинялись только аббату, а он – непосредственно папе. К XI веку возникает до 100 клюнийских монастырей. Такое обновленное монашество стало основой реформаторов в Риме, боровшихся за очищение Римской кафедры. В одном из таких монастырей прошел закваску и будущий папа Григорий VII.

Григорий VII до вступления на кафедру был ближайшим сотрудником целого ряда пап, начиная со Льва IX, при котором произошло разделение. Наполовину немец – наполовину лангобард. Сын крестьянина, он молодость провел в Клюнийском монастыре. Затем был вызван папой Григорием VI в Рим для участия в делах римской курии (Григорий VI был в Клюнийском монастыре до папства и был знаком с будущим Григорием VII).

Григорий VI был последним, кто покупал папскую корону у Бенедикта IX. Когда он был пресвитером, его уговорили стать папой. Став им, Григорий VI вызвал в Рим всех, кто побудил его стать папой, в том числе и Григория VII.

В этот период были две силы, влияющие на избрание пап: германские императоры и местная знать. Григорий VI выбрал опору в германском императоре. Следующих пап, немцев, также поддерживал император (Льва IX, Виктора II, Стефана IX, Николая II). При Николае II в Латеранском дворце в 1059 г. состоялся собор, который изменил порядок избрания пап. Главными выборщиками становятся кардиналы. Римская аристократия отстраняется от участия в выборах, ограничиваются и полномочия императоров. Так, в 1061 г. после Николая II кардиналами избирается Александр II, после чего император ставится в известность.

После смерти Александра II в 1073 г. папой становится Григорий VII Гильдебранд.

Деятельность папы Григория VII Гильдебранда

Идеалом для Гильдебранда был папа сильный и самостоятельный, фактически стоящий выше светских правителей. Это был теократический идеал. Фундаментом теократии мыслился авторитет Римской церкви как хранительницы неизменной религиозной истины. Организация теократии предполагалась строго монархической. Духовенство должно было господствовать над светским обществом и, в то же время, безоговорочно подчиняться папе. По словам Григория VII, "один только папа имеет право издавать законы и смещать епископов, судить его никто не смеет и приговор его не допускает возражений".

При Григории VII составлен с его подписью "Диктат папы". В нем есть ряд положений, до которых еще никто не доходил. Например, "папа является князем над царствами мира и обладает неограниченной властью над всеми князьями и монархами". Таким образом, всякий светский государь только уполномоченный папы. У светской власти нет своих легативных прав.

9-й пункт гласит: "Только у одного папы должно целовать ноги". Согласно 12-му пункту, папа имеет право низлагать императоров. В 22-м пункте говорится, что Римская церковь никогда не заблуждалась, и никогда не будет заблуждаться по свидетельству Писания. А по 23-му пункту получается, что каждый Римский первосвященник, если он канонично поставлен, заслугами ап. Петра несомненно соделывается святым.

В отношении духовенства Григорий VII настаивал, что ни у одного клирика не может быть другого государя, кроме папы, и другой семьи, кроме Церкви. И именно такой клир, свободный от стороннего влияния, должен избирать папу.

Григорий VII вел борьбу с симонией и за целибат духовенства. В этом он был искусным политиком и соединил две различные по характеру реформы (симония – вопиющее безобразие, а целибат – спорное явление). Соединив эти два вопроса воедино, Григорий VII достиг успеха.

Его опорой было несуществующее монашество, так называемые "патарии" (оборванцы) – это странствующие проповедники по благословению папы. Толпы патариев не давали людям ходить в те храмы, где не признавался целибат.

Целибат был нужен, чтобы освободить духовенство от других привязанностей, кроме папской теократии. появились трактаты, доказывающие необходимость целибата (Петр Домиани – один из авторов этих трактатов).

Во внешней политике Григорий VII вел борьбу против права монархов облекать епископов их полномочиями, то есть, против светской инвеституры. (Епископы были не только духовными вождями, но и крупными феодалами. И когда назначался епископ с санкции папы, в выборах участвовали местные феодалы данной епархии). Григорий VII стал добиваться, чтобы и духовная, и светская инвесттитура принадлежали папе. Земли, принадлежавшие епископам, составляли 1/3 всех европейских земель и передавались следующим епископам без наследования кому-либо. И если бы Григорий VII достиг своего, он мог бы стать владельцем почти половины Европы.

Борьбу с инвеститурой папа начал вести сначала удачно в Англии, Испании, затем в Богемии (Чехии), Скандинавии, Польше, Венгрии и даже на Западе Руси. Наибольшее сопротивление папа встретил со стороны короля Франции Филиппа I, английского монарха Вильгельма Завоевателя и императора германского Генриха IV. Филиппа I Григорий VII усмирил, пригрозив анафемой, Вильгельма – оставил в покое.

Главная борьба папы развернулась с Генрихом IV. На требование папы отменить инвеституру Генрих собрал собор немецких епископов в г. Вормсе. Епископы осудили ложно папу в предосудительной связи с маркизой Тасканской Матильдой (аскетически настроенной), и объявили его низложенным как еретика, прелюбодея и узурпатора императорской власти. Григорий VII ответил отлучением императора и всех епископов, принявших такое решение. Подданные императора были объявлены папой свободными от присяги ему на верность. Князьям Германии папа предложил выбрать нового императора. Одновременно был дан срок, во время которого предлагалось разрешить ситуацию перед угрозой наложения интердикта. Данный указ был зачитан во всех храмах. (На соборе были не все епископы, многие было за папу).

Князья дали Генриху год на размышление, и император должен был отступить. Зимой 1077 г. Генрих с женой едет в замок Каносса, где папа гостил у Матильды Тасканской. Трое суток император ожидал приема папы в одежде кающегося. Наконец, по просьбе Матильды, папа принял Генриха IV, сказав: "если искренне каешься – то во спасение, если хищно скрываешь – то в осуждение".

28 января 1077 г. анафема была снята с Генриха, а слух о его трехдневном ожидании приема папы быстро разлетелся по Европе.

В 1080 г. немецкие князья поставили нового императора по указанию папы. Григорий VII утвердил нового императора Рудольфа, а Генриха отлучил. Этим папа хотел добить Генриха, но перегнул палку.

Генрих IV вынужден был сопротивляться. Он собирает собор в Майнце, где дублирует все решения предыдущего собора и решается даже на избрание нового папы – архиепископа г. Равенны Гиберта, принявшего имя Климента III. Возникает двоепапствие. И хотя избрание Климента III было неканоничным, оно было в пользу Генриха, ибо собирало под свои знамена всех, недовольных Григорием VII. Такие явления антипап были и ранее, но без поддержки светских сил.

В том же году Рудольф умирает. Генрих вторгается в Италию и завоевывает Рим весной 1084 г. Папа Климент III был интронизован в храме Святого Петра.

Папа укрывается в замке Святого Ангела в Риме. (Изначально этот замок был мавзолеем императора Адриана. При Григории Двоеслове около него совершилось чудо во время крестного хода от чумы: отрок увидел ангела, предсказавшего скорое прекращение чумы. Мавзолей был перестроен, позже стал папской тюрьмой).

На выручку папе спешат наемники норманы и арабы. Огнем и мечем они квартал за кварталом пробиваются к замку Святого Ангела и освобождают Григория VII. Но бесчинства арабов-мусульман привели к возмущению населения Рима против них, и против папы тоже (есть данные, что в соборе Святого Петра арабы пропели суры из Корана). Римляне встают невольно на сторону императора для изгнания арабов из города.

Григорию VII с помощью норманов удалось бежать на юг Италии, где он продолжал борьбу против Генриха IV до своей кончины в 1085 г. Ему приписывают слова: "Я любил справедливость и умер в изгнании".

Римской церковью управлял Климент III до 1087 г. Лишь тогда вступил на кафедру как законный преемник Григория VII папа Виктор III, противник Климента, которого изгнали. Преемники Григория VII вели серьезную борьбу с преемниками Климента III, продолжая раскол около 10 лет. Не прекращалась борьба и против светской инвеституры.

Значительного успеха достиг папа Каллист II (1119-1122 гг.). Ему удалось получить в свои руки противника преемника Климента III Григория VIII. Григория подвергли публичному поруганию (провели по улицам Рима с издевками и насмешками).

При Каллисте II был заключен Вормский конкордат в 1122 г. Согласно этому договору, выборы епископа должны были производиться духовенством, но в присутствии императора. Инвеститура кольцом и посохом представлялась архиепископу, совершителю рукоположения. Инвеституру мирскую, то есть право на землевладение, епископ должен был получить у императора. И для Германии было важно в то время, чья власть выше – папы или императора – на тот или иной момент истории.

В конце XI – начале XII веков вопрос об инвеституре вызвал конфликт между духовной и светской властью в Англии при архиеп. Ансельме Кентерберийскоми, английских королях Вильгельме II и Генрихе I. В итоге Ансельм одержал победу.

В середине XII в. вновь обострились отношения между германском императором и папой при императоре Фридрихе Барбароссе. Вновь появились антипапы. Война папы с императором продолжалась около 17 лет. Папу поддерживали гвельфы, а императора гиббелины. Борьба шла с переменным успехом, но в итоге победа осталась за папой.

В итоге этой борьбы со светской властью при папе Александре III в 1179 г. состоялся III Латеранский собор, постановивший, чтобы папа избирался 2/3-ми кардинальских голосов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.org.ua/

Похожие работы:

  • Сербские земли в VII-середине XIV века

    Курсовая работа >> История

    VII - середине XIV в. План... независимого положении и примерно четверть века ... получил от папы Григория... основанная в конце XI в., и Охридская... борьба с Византией за ... вытекавшие из обладания ею, ... властью и ведут междоусобную борьбу , ... пр.). Светская переводная литература...

  • Культурология

    Учебное пособие >> Культура и искусство

    ... борьбу духовной (папы ) и светской (императоры, короли) властей за ... вв. В эту эпоху расцвета в ней большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба ... открытой борьбы за обладание всей Русью... веку : авангард – вырвавшийся вперед отряд, независимо от ...

  • История отечественного государства и права

    Учебное пособие >> Государство и право

    И светская власть . Функции... борьбе за политическую Новгорода. Новгород давно стремился избавиться от власти ... конца XI в. началась борьба за ... борьба велась за обладание ... Римский папа - покровитель... в политической борьбе XIV - XV веков .М., 1986. ...

  • По мере роста владений и богатства христианской церкви римские папы старались усилить и свою власть. Их не устраивало вмешательство светских правителей в церковные дела. Папы не хотели больше мириться с тем, что аббаты и епископы посвящались в сан императором и королями, что церковные должности продавались, в том числе мирянам.

    Кроме того, пап беспокоило положение в самой церкви. Отступление духовенства от библейских заповедей, стяжательство и другие пороки вызывали общее осуждение. А среди беднейших слоёв населения стали распространяться ереси - учения, призывавшие к «истинно евангельской» жизни и уходу от официальной церкви.

    Укреплением церкви активно занялись папы, правившие во второй половине XI в. Латеранский собор (1059 г.) принял решение о том, что с этого времени папа римский будет избираться собранием высшего духовенства - конклавом кардиналов (до этого пап назначали светские государи). Тогда же было запрещено католическим священникам принимать должности от мирян и вступать в брак.

    Средневековый рисунок

    Особенно энергично действовал Григорий VII (занимал папский престол в 1073-1085 гг.). Он запретил верующим под угрозой отлучения от церкви принимать причастие от женатых священников (то есть нарушивших положение о безбрачии католического духовенства) и тех, кто купил свой сан за деньги. Григорий VII также объявил, что власть папы выше власти любого светского государя. Он считал, что право назначать и утверждать в сане епископов принадлежит только папе, а не королям.

    Средневековая миниатюра

    Против позиции папы Григория VII выступил германский император Генрих IV. Он продолжал назначать в подвластных ему землях угодных ему епископов. Конфликт дошёл до того, что каждый из противников издал указ о низложении другого с трона.

    Кроме того, папа объявил об отлучении Генриха IV от церкви, а его подданных освободил от присяги и повиновения ему. В этих обстоятельствах Генрих IV вынужден был смирить свою гордость и признать себя неправым. Зимой 1077 г. он явился в замок Каносса, где находился Григорий VII, и три дня простоял босиком в одном рубище во дворе, ожидая приёма и прощения папы. Память об этом событии сохранилась в поговорке «пойти в Каноссу», означающей унизительное поражение.

    Таким образом, в зрелое Средневековье католическая церковь не только усилила свои экономические позиции, но и добилась укрепления папской власти. В борьбе со светскими государями и феодальной знатью она отстояла право самостоятельно управлять своими владениями, а также назначать служителей в приходы и епископства. Церковь пыталась также очистить и упорядочить свою внутреннюю жизнь. Для этого поощрялась деятельность новых монашеских орденов, проводились отдельные реформы. В то же время отступление духовенства от заповедей религиозной жизни вело к падению его авторитета среди населения. В поисках истинной веры люди обращались к учениям, противостоявшим официальной церкви, - ересям.

    Вопросы и задания 1.

    Раскройте, какое место занимала религия в жизни средневекового человека. 2.

    Почему средневековую церковь называют феодалом? 3.

    Объясните, что такое «бедные», нищенствующие ордена. Чем они отличались от других монашеских объединений? 4.

    Чем были вызваны конфликты между папами и светскими государями в XI в.? 5.

    Расскажите о жизни в средневековом монастыре. 6.

    Как вы объясните то, что нищенствующие ордена получали не только признание в народной среде, но и поддержку римских пап? 7.

    Какие важнейшие задачи решали римские папы в XI-XIII вв.? Чего они сумели добиться? 8.

    *Сравните отношения светской и церковной властей в Средние века в Византии и Западной Европе. В чём заключались различия?

    Источник: Алексашкина JI. Н.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / JI. Н. Алексашкина. - М. : Мнемозина. - 207 с. : ил.. 2012 {original}

    Похожие статьи