Разработка урока "научное познание". Методический прием науроке кластер.docx - прием кластер на уроке

Кластер - это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде
схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой
изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного
материала.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является
педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие
учащихся. Кластер - один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
 вызов,
 осмысление,
 рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников
коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся
знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка
вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления
организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ

На стадии рефлексии полученные
полученных фактов.
знания
перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
 На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по
теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования
познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до
начала изучения темы.

 На стадии осмысления использование кластера позволяет
структурировать учебный материал.
 На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию
систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей
стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют
всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему
добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми
линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие
идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже
вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее
значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,
обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом
материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен
на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно
использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить
общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его
создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум,
даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы
неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.
Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая

работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться
значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить
как можно больше связей между ними. В процессе анализа все
систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при
изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно
любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в
зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и
коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на
стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся
создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в
качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе
персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется
общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ
организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем
случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания
при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся
высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу,
предположения и ассоциации. Например, форма правления, власть, глава
государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске.
Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с
материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми
фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока
должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или
неверности первоначальных суждений и обобщением полученной
информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
 он позволяет охватить большой объем информации;
 вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это
интересно;
 дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха
ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
 умение ставить вопросы;
 выделять главное;
 устанавливать причинно­следственные связи и строить умозаключения;

 переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
 сравнивать и анализировать;
 проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера
развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только
учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и
высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и
новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения
нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность
проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой
деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в
образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют
обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного
достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Выступление на кафедре дисциплин гуманитарного цикла

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

учителя МОУ Лицей г. Истры

Тюмаковой Ольги Николаевны

План доклада

1. Методические особенности технологии критического мышления;

2. Примеры уроков на основе элементов технологии критического мышления.

Задачи новой школы

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Очень важно грамотно работать с информацией.

1. Технология критического мышления:

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Понятие критического мышления

  1. В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика
  2. В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
  3. Какие условия для этого необходимы?
  4. Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

  1. возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  1. не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  2. не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  3. - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  4. - объективная оценка
  1. положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление - это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;

принимать независимые продуманные решения .

Думать критически:

  1. Проявлять любознательность
  2. Использовать исследовательские методы
  3. Ставить перед собой вопросы
  4. Осуществлять планомерный поиск ответов
  5. Вскрывать причины и последствия фактов
  6. Сомнение в общепринятых истинах
  7. Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  8. Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию . Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений . Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
  7. Что дает технология критического мышления ученику:
    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - повышение качества образования учеников;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
  8. Что дает технология критического мышления учителю:
    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
    - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Особенности и правила технологии развития

Критического мышления ………………………………….

  1. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
  2. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

Получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

Размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

  1. умение работать в группе;
  2. умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  3. умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Приемы и стратегии - прием кластера.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть приема

Суть этого приема –

  1. выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
  2. выделить главную смысловую единицу (тема);
  3. выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
  4. Конкретизировать фактами и мнениями.

Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые .

  1. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
  2. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
  3. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
  4. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий при составлении кластера

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Power Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  1. Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
  2. Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
  3. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
  4. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
  5. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Заключение

  1. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
  2. Важен результат.
  3. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
  4. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Урок по курсу “История Средних веков”.

(Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской)

Тема “В рыцарском замке”

Урок с элементами технологии критического мышления

Цель урока : формирование представлений у учащихся образа “рыцаря” как одного из важнейших символов Средневековья, посредством активизации “старых” и усвоения “новых” знаний; подвести учащихся к пониманию моральных норм рыцарства, основам рыцарской культуры.

Оборудование: иллюстративные материалы с изображением замков, доспехов рыцарей, их символики, оружия и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово учителя.

II. Изучение нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.

1. Стадия вызова. Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы. На этой стадии можно применять методы “корзины идей”, кластера, “мозгового штурма”, ассоциации и др. т.е. использовать те приемы, которые позволяют вовлечь в урок всех учащихся. В данном случае использовался метод ассоциации. На первом этапе на доске написано слово Рыцарь . Вопрос: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это слово?

Все ответы ребят фиксируются на доске. (Прим. Обычно ребята отлично справляются с этим заданием, т.к. во-первых, слово “рыцарь” уже встречалось им в ходе изучения данного курса истории в теме “Становление Средневековой Европы”, а во-вторых, слово более чем знакомо, часто встречается в кинофильмах, играх, книгах и до сих пор служит синонимом “настоящего мужчины”).

Со словом “Рыцарь” у школьников возникают следующие ассоциации: воин, дама сердца (прекрасная дама), честь, отвага, замок (крепость), конь, меч, доспехи, смелый, благородный человек, Европа.

На втором этапе ребятам предлагается написать рассказ из 3-4 предложений, используя слова, записанные на доске. Читаем предложения.

На третьем этапе стадии вызова необходимо задать вопрос: достаточно ли нам этих знаний о рыцаре? И в данном конкретном случае ребята, скорее всего, ответят “да”. Поэтому, чтоб побудить учащихся к дальнейшей работе учитель поясняет, что понятие “рыцарь” намного сложнее и глубже, чем мы только что представили. И в доказательства оного можно зачитать первую и вторую сирвенту Б. де Борна. В этих отрывках наверняка встретятся ребятам незнакомые слова, да и текст сирвент заставит их задуматься о моральных нормах поведения рыцарей.

2. Стадия осмысления. Осуществляется работа с текстом учебника (маркировка текста) и делаются записи в тетради. Предварительно в тетради оформляется таблица. Она представлена на доске к ней выписываются маркировочные знаки.

Далее идет работа с текстом учебника. Ребята сначала маркируют текст, а затем заполняют 1 и 2 колонки Таблицы. Зачитываем слова со знаком “+”. Учитель выписывает эти слова рядом с теми, которые ребята назвали в начале урока.

3. Стадия рефлексии. Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.

(Прим. Здесь учитель может проиллюстрировать изучаемый материал, используя изображения замков, рыцарских гербов, одежды и доспехов и т.д. Это поможет в формировании образа “рыцаря”).

III. Итогом урока может стать совместное составление синквейна.

Например:

Рыцарь

  1. Смелый, ловкий
  2. Воюет, пирует, состязается
  3. Конный воин, защитник.
  4. Благородный, но алчный, жестокий, хитрый

IV. Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: заполнить колонки 3 и 4 Таблицы.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени рыцаря; 2) Синквейн; 3) Кластер; 4) Толстый и тонкий вопрос.


Научное познание

Бинарный урок по обществознанию и физике на основе применения технологий РКМ (развития критического мышления) и научно- исследовательской деятельности.

Цели:

Познавательные цели: учащиеся должны определить особенности научного познания; с помощью физических экспериментов и теоретического материала усвоить методы научного познания.

Воспитательные цели: формирование духа толерантности, умения работать в группе на основе соответствующих правил (обозначенных в памятках).

Развивающие цели: развитие критического мышления; формирование исследовательских навыков через осуществление научно-практической деятельности; развитие умений графически оформлять материал, обобщать полученные знания.

Оборудование: Физические приборы для исследовательской деятельности, четыре листа ватмана (по количеству групп), фломастеры, памятки «Правила и принципы успешной работы в команде», «Алгоритм исследовательской деятельности», тексты «Методы научного познания», листы с кластером «Методы научного познания».

Ход урока

Класс делится на группы (4-5 чел.), которые будут работать в течение всего урока.

Группы знакомятся с памяткой «Правила и принципы успешной работы в группе» (Приложение 1).

I этап. Повторение ранее изученного материала .

На прошлом уроке была проведена лекция, в ходе которой был структурирован весь материал по теме «Познание как деятельность». Был составлен опорный конспект. Учащимся было дано задание, выучить конспект урока, который был представлен в виде денотатного графа. На обратной стороне доски до урока написать опорный конспект.

Группы получают задания.

Задания 1-ой группе:

Задание 1.

Познание, представление, чувственное, ощущение, этапы, восприятие, вкус, слух, вид познания, зрение, осязание, обоняние, один, является, включает, делится.

Задание 2.

Задания 2-ой группе

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Мыслительные операции, понятие, анализ, суждение, синтез, сравнение, умозаключение, абстрагирование, познание, обобщение, вид познания, рациональное, этапы познания, состоит, включает

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания 3-ей группе.

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Критерии истины, Абсолютная, относительная, соглашение ученых, субъективная, практика, критерии, истина, объективная, разум, знание, соответствующее самому предмету, бывает, являются.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания 4-ой группе.

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Народная мудрость и здравый смысл, пути познания, ненаучное познание, паранаука, жизненная практика, мифология, социальное познание, научное познание, самопознание, относится, являются.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Проверка заданий с помощью опорного конспекта.

II этап. «Стадия вызова»

Все уроки по теме «Познание как деятельность» с сегодняшнего урока будут рассматривать основные пути познания.

Я предлагаю вам сравнить несколько утверждений и выбрать из них то, что относится к научному познанию и определить, почему вы так считаете, т.е. определить суждение и доказательство.

    У каждого человека есть своя аура.

    Каждый человек стремится к материальному достатку.

    У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

    Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности.

Итак, сегодня мы будем изучать научное познание и цель нашего урока будет следующей: узнать особенности научного познания , т.е. то, что отличает его от других путей познания.

В тетради записывается эта проблема. Учащиеся получают задание: в ходе урока выявить эти особенности, а дома: написать рассказ на эту тему .

По ходу урока можно уже записать первую особенность: наука имеет дело только с реальными, уже установленными фактами.

III этап. «Осмысление»

В научном познании существуют особые методы познания.

Задания группам:

Задание 1. Прочтите текст «Методы научного познания» (Приложение 2 ). Используйте метод «Заметка на полях»

Мне это известно

Новое, неизвестное

Не понятно

Хочу знать больше

Задание 2. Заполните кластер: Формы и методы научного познания(Приложение 3).

Проверка выполнения задания: Одна из групп выполняет задание на доске.Остальные комментируют выполнение задания этой группой.

Мы с вами говорили, что целью любого знания является установление истины в данной сфере знаний. Одним из критериев истинности знаний является договор ученых.

Вопрос к классу. О чем же ученые могли договориться в научном познании? Ведь здесь же прослеживается субъективизм, а мы с вами говорили, что истина должна быть как можно более объективной?

Вывод : ученые договорились о многом и, в частности, о том, как должен идти процесс познания, т. е. вывели алгоритм исследовательской деятельности (Приложение 4).

Чтение вслух (можно на доске написать). Проследить связь с прошедшим материалом: структурой деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность . Работает учитель физики Илюшина Нина Ивановна.

Задание 1. Даются задания с использованием физических знаний и методов научного исследования

Групп № 1

В 18 веке в Петербурге был построен памятник Петру I из 20-тонной монолитной скалы. Эту скалу нашли далеко от города. Предложите варианты перемещения скалы в то время. Докажите физическими расчетами, что это возможно.

В этом вам могут помочь следующие приборы: динамометр, два карандаша, вода.

Группа № 2

Любуясь египетскими пирамидами, люди не перестают удивляться: как в то время можно было поднять огромные глыбы камня на такую высоту?

Используйте для этого эксперимента следующие приборы: динамометр, наклонная плоскость, блок. Желаем удачи!

Группа № 3

Используйте мензурку и справочник.

Группа № 4

Предложите варианты нахождения массы тела, имеющего неправильную форму.

Используйте цилиндр правильной формы и справочник.

Задание 2. Оформить результаты научно-исследовательской деятельности. Учащиеся с помощью алгоритма исследовательской деятельности оформляют свою работу на специальных листах.

Представление работ.

IV этап. Рефлексия.

Что вы можете записать к вопросу об особенностях научного познания на основании вашей исследовательской работы?

1. Что из того, что вы узнали на уроке, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения, или, с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.

Дома : написать рассказ «Особенности научного познания» (записи, §10)

Приложения

Приложение 1. ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В КОМАНДЕ.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды

В команде нет лидеров. Все члены команды равны

Правила и принципы успешной работы в команде

Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело Не должно быть «спящих» партнеров

Команды не соревнуются

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом

Приложение 2.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Работа с помощью метода «Заметка на полях».

Задание: Прочтите текст, используя метод «Заметка на полях»

Мне это известно

Новое, неизвестное

Не понятно

Хочу знать больше

Процесс научного познания в самом общем виде представ­ляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых прие­мов (методов), позволяющих перейти от того, что уже извест­но, к новому знанию. Такая система приемов обычно и назы­вается методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Каждая наука использует различные методы, которые за­висят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно незави­симы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их ро­ли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочета­ние методов и их структура. Благодаря этому возникают осо­бые формы (стороны) научного познания, важнейшими из ко­торых являются эмпирическая, теоретическая и производст­венно-техническая . Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их пер­вичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщени­ем, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открыти­ем новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функ­ция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, проклады­вая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собст­венно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно явля­ются и ступенями развития научного знания. Так, эмпириче­ское, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устро­йств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавлива­ются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (пред­положительное - с помощью гипотез , проверенное и доказан­ное - с помощью теорий и законов науки ), на образование по­нятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпи­рической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обу­словливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым. Методы естествознания могут быть подразделены на сле­дующие группы:

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изу­чаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных мето­дов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и экс­перимент . В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность. Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс вос­приятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланирован­ному образцу. Наблюдение как метод познания действительности приме­няется либо там, где невозможен или очень затруднен экспе­римент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функциониро­вание или поведение объекта (в этологии, социальной психо­логии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций.

Ча­стными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение. Эксперимент - метод познания, при помощи которого яв­ления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмеша­тельством в исследуемый объект, то есть активностью по от­ношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ог­раничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непо­средственного воздействия на изучаемый процесс или измене­ния условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обыч­ных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому воз­никает задача организации такого исследования, при кото­ром можно было бы проследить ход процесса в «чистом» ви­де. В этих целях в эксперименте отделяют существенные фак­торы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глу­бокому пониманию явлений и создает возможность контро­лировать немногие существенные для данного процесса фак­торы и величины. Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это, прежде всего, относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой меха­нике, квантовой электродинамике и т.д.).

Аналогия - метод познания, при котором происходит пере­нос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо од­ного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предме­тов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете. Применение метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффек­тивно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобре­тают доказательную силу.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появ­ление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмеша­тельства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на дру­гой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моде­лью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

Приложение 3.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

(кластер)

Формы (стороны)

научного познания

обобщение

объяснение

Создание теорий

Создание материальных объектов

Сбор фактов

особенные

общие

Методы познания

средства

средства

Объяснение фактов

Регистрация фактов

средства

Приложение 4.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

    Тема - это определение сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования.

    Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы (пример) обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п.

    Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

    Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.

    Цель исследования - это его конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти.

    Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы

    Методы исследования - это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания.

Познание мира 3 класс

Тема: Профессиональные праздники.

Цель: ввести в активный словарный запас понятие «профессиональные праздники».

Задачи : развитие умения работать в паре, группе; формировать креативные навыки при выполнении практических работ.

Ход урока

    Мотивационно- целевой этап.

    Приветствие.

    Эмоциональная рефлексия «Смайлик»

    Запрос темы и цели урока.

Отгадайте загадки и определите тему урока.

Мы землю глубоко копаем

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли. (Шахтер)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

Волкам и беркутам на страх

Всегда пасёт овец в горах. (Чабан.)

По каким признакам вы догадались? Где могут работать люди этих профессий?

А какой сегодня праздник? Люди каких профессий его отмечают?

II . C одержательно - познавательный этап.

    Мозговой штурм (работа в группе).

Выполните кластер по теме «Профессии моего города».

Демонстрация выполненных работ.

7) Работа со схемой «Фишбоун»

Какие праздники отмечают в нашем городе?

Классифицируй в рыбной кости.

8) «Путаница»

Профессии и их обязанности перепутались – распутай.

Водитель учит детей.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

    Дебаты «+ и – Нужны ли профессиональные праздники?»

Ребята делятся на две группы: + и -.

Вспомнить правила проведения дебатов.

III. Оценочно- рефлексивный этап.

9) Оценивание.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

10) Рефлексия.

Какие праздники называют профессиональными?

Когда празднуется День учителя? Шахтера?

11) Домашнее задание.

Составить синквейн о профессии.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Математика 3 класс Дата_________

Тема: Письменное деление с остатком.

Цель: способствовать формированию умения выполнять деление с остатком «уголком».

Задачи: познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления с остатком; формировать практические навыки в самопроверке.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

-

1

2

4

2

5

3

2

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Ключевое слово ДЕЛЕНИЕ

    Мозговой штурм.

Какой пример лишний и почему?

67:7 45:2 38:2 55:4

    Изучение нового материала.

    Физминутка.

    Закрепление материала.

Самостоятельная работа.

Учебник с.121 № 2 (1столбик), с. 122 № 7, 9.

    Оценка по критериям.

Более 5 ошибок -2

3-5 ошибок - 3

1-2 вычислительные ошибки -4

Без ошибок – 5

    Рефлексия «Светофор».

    Домашнее задание

    С.122 №6,8

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Выполни решение с остатком «уголком».

495:4 759:4 924:5 1848:9 2495:2

Представь алгоритм решения примеров в постере.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Похожие статьи