Поворотная головка для штатива. Про штативные головки

В предыдущей статье мы рассматривали аспекты, которые важны при выборе штатива. Сегодня же, обсудим, наверное, самую важную его деталь – штативную головку, или, как называют её фотографы «голову». Хорошая головка по стоимости не уступает штативу, а довольно часто, профессиональные, узконаправленные штативные головки и вовсе дороже.

Правильный выбор головки – это не только последующая удобная съемка. Отсутствие определенных функций, делает некоторые виды фотосъемки и вовсе невозможными. Поэтому головки разделяют по типам, в зависимости от назначения, что и определяет их конструкцию:

По названию сразу становится понятно, что основным конструктивным элементом этой головки является сферический шарнир. Именно благодаря ему, можно быстро перемещать камеру во всех направлениях, причем можно это делать в нескольких плоскостях одновременно. Положение фиксируется с помощью одного единственного винта, или защелки, у которой фактически два положения: либо камера свободно перемещается по всем осям, либо жестко зафиксирована. Однако, такая свобода перемещения одновременно является и недостатком. Очень неудобно снимать такой головкой, например панорамы, где нужно перемещение только в одной плоскости, без сдвига в других плоскостях. Также неудобно такой головкой будет снимать сюжеты, в которых очень важна точная компоновка кадра: неудобно рукой жестко фиксировать камеру, одновременно зажимая шарнир, да ещё и так, чтоб камера не сдвинулась.

К тому же, как правило, шаровые головки рассчитаны на камеры небольшого веса. Очень удобны такие головки при видеосъемке, где более важна оперативность перемещений.

3 D -головка . Этот тип головки позволяет регулировать положение камеры в трех плоскостях, независимо друг от друга. Благодаря широкому ассортименту этого вида головок, они – самые распространенные. За перемещения в каждой из плоскостей отвечает свой отдельный шарнир. Соответственно и конструктивно такая головка сложнее, соответственно и дороже. Отдельные ручки регулировки для перемещения камеры по одной из плоскостей позволят точно скомпоновать кадр, с такой головкой удобно снимать круговые панорамы. Опциально могут присутствовать градусные отметки и водяной уровень, опять же, для удобства съемки панорам и точной установки камеры в строго горизонтальном положении. Кроме того, платформа камеры может откидываться на 90 градусов, для быстрой смены положения при ландшафтной либо портретной съемке.

Панорамные головки. Являются более узкоспециализированным вариантом предыдущего вида головок. Их основное отличие – более точная возможность перемещения камеры строго по одной оси, что позволяет снимать не только круговые панорамы, но и сферические, кубические, цилиндрические. Для цилиндрических панорам дополнительно с такой головкой используется ещё и рельсовая площадка.

Макроголовки. Это самые сложные по своему строению головки. Их отличительная особенность – очень точная, буквально микронная регулировка положения камеры. Причем камера перемещается не только в стороны, но и вперед-назад. Дело в том, что когда объект съемки по размерам сравним с размером матрицы, а глубина резкости очень и очень мала, добиться точной фокусировки только фокусировочным кольцом очень тяжело. Поэтому «доводится» фокусировка с помощью кропотливого перемещения камеры по миллиметрам.

Итоги. Не экономьте при выборе головки для вашего штатива. Хорошие головки очень долговечны. Вы можете сменить несколько штативов, используя с ними одну и ту же штативную головку.

Новичкам я бы не советовал начинать с узконаправленно варианта. Покупайте что-то качественное, но универсальное, в зависимости от вашего темперамента, предпочтения в объектах и типах съемки. Большинство ваших потребностей удовлетворит функциональная 3D головка. Если вы собираетесь снимать в основном динамичные сцены, репортажи – присмотритесь к шаровой головке.

Начнем с небольшого слесарного отступления.

Несмотря на старательную стандартизацию, существуют два основных размера креплений фотоаппаратов к штативной головке и штативной головки к штативу :

    1/4-20 (диаметр 1/4 дюйма, 20 витков на дюйм)

    3/8-16 (диаметр 3/8 дюйма, 16 витков на дюйм).

Фотоаппарат/штатив: 1/4-20 в наши дни является стандартным размером крепления фотоаппарата к штативу/моноподу. Три-восьмых, насколько я знаю, использовался на среднеформатных камерах и фотоаппаратах, выпущенных в первой половине прошлого века.

Штатив/штативная головка: стандартным размером будет второй – 3/8-16.

Некоторые производители штативов выпускают модели с размером крепления штативной головки 1/4-20 (большинство штативов Slik именно такие). Для использования штативной головки со стандартным креплением на таких штативах нужен адаптер – он вкручивается в штативную головку, уменьшая размер крепления.

Противоположная ситуация (штатив с креплением 3/8 и головка на 1/4) практически неразрешима. Будьте аккуратны и проверяйте покупаемые штатив и головку на совместимость. Не пытайтесь использовать «метрические» крепления – они не подходят по количеству витков (М6 выглядит подходящим по размеру, но не совместим по резьбе).

Переходник

Штативная головка - это "завершение" штатива: предмет, к которому крепится фотоаппарат и который обеспечивает необходимое перемещение фотоаппарата по отношению к штативу. Теоретически можно использовать штатив и без головки: напрямую прикручивая фотоаппарат, но вот насколько это будет удобно?

Штативные головки бывают съемные и несъемные. Штативы "начального" уровня как правило уже укомплектованы несъемными штативными головками - они составляют одно целое. Покупая штатив и головку отдельно вы:

  • оставляете за собой право выбора (впоследствии можно внести в комплект изменения или использовать, скажем, одну головку и два штатива - одмн для прогулок, другой - для студии)
  • получаете более качественные изделия по сравнению с "готовым" комплектом (в большинстве случаев:)
  • тратите больше денег, чем на неразборный комплект.

При покупке штативной головки советую особое внимание обратить на две вещи (кроме, естественно, проверки корректной работы):

  • насколько плотно фиксируется съемная площадка: с усилием пошатайте площадку, она должна наподвижно "сидеть" в гнезде, не допускается ни "шатания" вправо-влево, ни тем более вврех-вниз (я отказался от одной головки из-за шатающейся площадки и держал в магазине в руках дорогую штативную голову именитого производителя с бракованным узлом крепления съемной площадки)
  • проверьте насколько Вы сможете мириться с "клевком" вперед, присутствующем в бюджетных штативных головках: в момент, когда вы заканчиваете компоновать кадр и отпускаете фотоаппарат, чтобы воспользоваться спусковым тросиком, связка "головка-площалка-фотоаппарат" "выбирает" всю слабину и клюет вниз на доли миллиметра - но этого достаточно, чтобы точка фокусировки сместилась.

Из всего многообразия штативных головок наиболее широко используются два типа: шаровые и 3D.

Устройство шаровой головки

Шаровые штативные головки.

Как понятно из названия, в основе конструкции лежит шар. Механизм работы шаровых головок большинства производителей довольно прост. Классическая схема щаровой головки предполагает наличие 2х регулирующих винтов: винта регулировки напряжения и винта фиксации шара. Первый регулирует "легкость" перемещения шара в незафиксированном положении (усилие, которое нужно прилагать для "перемещения" фотоаппарата, стоящего на штативе с незафиксированной головкой). Второй - фиксирует головку (и фотоаппарат на ней) в выбранном положении.

Головка состоит из корпуса, в которой находится шар. Диаметр отверстия в верхней части корпуса головки несколько меньше чем диаметр шара. С внутренней стороны это отверстие покрыто жестким пластиком (обычно Delrin*) такого же радиуса, как и шар.

Под шаром располагается коническая металлическая чаша, на которой крепится еще одна полоска жесткого пластика, такого же радиуса как и у шара.

Винты регулировки напряжения и фиксации шара сделаны коническими так, чтобы соответствовать конусу чаши. Закручивая болты напряжения и фиксации шара, мы поднимаем чашу вверх, зажимая шар между пластиком чаши и верхнего отверстия.

Для снижения веса чаще всего шар делается полым.

(*Delrin - он же полиоксиметилен, он же полиацетал, он же полиформальдегид. Что это значит – без понятия, но слова какие красивые…)

Кроме классической схемы распространение получили шаровые головки с одним фиксатором. А "развитием" основного преимущества шаровых головок - быстроты перемещения фотоаппарата в нужное положение - стали курковые шаровые головки. Manfrotto "продвигает" в массы свою "гидравлическую" шаровую головку 468MG, в которой фиксация шара происходит не механически, а через давление жидкости.

Наибольшей популярностью у профессиональных фотографов пользуются головки следующих фирм (не будь они столь дороги - стали бы предметом рассмотрения на этой страничке):

  • ArcaSwiss
  • Acratech
  • Kirk
  • ReallyRightStuff

Хвалят также

  • Markins
  • Benro
  • Dynatran

Уход за шаровыми головками: для чистки шара (по рекомендации корейского производителя Markins) следует применять WD-40. Для чистки нужно ослабить все фиксирующие винты, капнуть 2-3 капли на шар и двигать шар для проникновения WD-40; излишки с видимой поверхности шара стереть. Других рекомендаций я не встречал и успешно использовал WD-40 на шаровой головке Slik BH-800.

Закрыть

На непосвященный взгляд может показаться, что такая мелочь как головка для штатива имеет очень малое значение. На самом деле неподходящая головка сводит на нет все достоинства даже самого удобного штатива. Ведь именно головка влияет на то, насколько удобно поворачивать фотоаппарат при съемке и как быстро вы сможете поменять угол съемки.

При выборе штативной головки важно учитывать ее тип. Различают шаровые и 3Д головки, у каждой из этих вариантов есть свои преимущества и недостатки, позволяющие с максимальной эффективностью использовать их для того или иного типа съемки.

Шаровая штативная головка - это более простой вариант. С ее помощью можно поворачивать технику на 360 градусов по горизонтали и на 180 градусов по вертикали. Делать горизонтальные фото с фиксированным уровнем горизонта очень удобно, а вот для перемещения по вертикали фотоаппарат придется снимать и прикручивать к боковому гнезду. Поэтому шаровые головки рекомендуются для любителей пейзажной съемки. Плюсы такой модели - компактность и возможность достаточно быстро настроить нужное для съемки положение фотоаппарата.

3Д головки отличаются большими габаритами и требуют время на настройку, но позволяют перемещать камеру не только по горизонтали и вертикали, но и наклонять ее. Это очень удобно, если вы любите сложные ракурсы и оригинальные снимки, но учтите, что настроить положение камеры в одно движение с 3Д головкой не получится. Но имея определенный уровень сноровки можно расположить камеру очень точно, поэтому такой тип головок пользуется большой популярностью у спортивных фотографов и видеооператоров.

При выборе головки для штатива также следует обращать внимание на тип крепления. Различают так называемые быстросъемные головки и модели с обычным креплением на резьбе. Быстросъемный вариант позволяет за несколько секунд закрепить или снять камеру со штатива, но не обеспечивает достаточно высокий уровень надежности. Для того чтобы закрепить технику на резьбе, может потребоваться большее количество времени, но и держаться она будет намного надежнее.

Положение шаровой головки в пространстве может регулироваться при помощи разного рода рычагов и винтов. Здесь выбор зависит исключительно от ваших предпочтений. С помощью длинного рычага можно быстро осуществить полный поворот камеры, а винты позволяют провести более точную настройку угла съемки.

Если вы подбираете штативную головку под конкретный тип штатива, то стоит отдавать предпочтение тем же производителям, что и у вашего штатива. Как правило, такие изделия идеально подходят для определенной техники, хорошо закрепляются и не требуют много времени для настройки. А если вы снимаете разные типы фото, то можно одновременно приобрести шаровую и 3Д головки и менять их в зависимости от ситуации.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что любой качественный штатив комплектуется головкой, соответствующей потребностям фотографа. Только самые дешёвые штативы продаются сразу в комплекте с головкой, и она у них не сменная.


Вражеская промышленность предлагает множество видов штативных головок, тут и головки для съёмки сферических панорам, и видео головки, и разная другая экзотика, но всё же основных видов штативных головок для фотографов всего два: 3Д-головка и шаровая.

В 3Д-головке подвижки по трём направлениям контролируются тремя отдельными ручками:

А в шаровой за всё отвечает одна ручка, фиксирующая шар, разве что отдельно регулируется движение по горизонтали.

У обоих этих типов есть свои достоинства и свои недостатки, но по моему глубокому убеждению, у шаровой головки недостатков в несколько раз больше, чем достоинств. Но не нужно думать, что я собираюсь списывать её в утиль без достаточных на то оснований.

Далеко не всегда штатив используется только для предотвращения сотрясения камеры, или при съёмке на длинной выдержке, нередко штатив используется исключительно для точного позиционирования камеры, что бывает жизненно необходимо для тщательного выстраивания композиции как при пейзажной, так и при предметной, или макросъёмке.

Нередко фотограф выбрав композицию делает пробный кадр, а затем, не трогая штатив, оценивает по картинке на экране фотоаппарата то что получилось, и вносит некоторые изменения, порою весьма незначительные. И вот тут как никогда к месту оказывается предоставляемая 3Д-головками возможность менять каждый параметр отдельно, не трогая остальные. Чтобы поправить например горизонт, достаточно ослабить ручку, отвечающую за вращение камеры вокруг оптической оси объектива, и устранить завал. При этом ни поворот камеры, ни её наклон гарантировано не изменятся.

А когда фотограф имеет несчастье работать с шаровой головкой, ему приходится сталкиваться с тем, что едва ослабив ручку, фиксирующую шар, он отпускает сразу все три степени свободы. В такой ситуации, пытаясь например немного приподнять камеру, очень сложно в процессе не сместить кадр чуть левее или чуть правее, или не перекосить горизонт. Именно из-за этого работа с шаровой головкой превращается в настоящее мучение.

Вот ты, снимая городской пейзаж, пытаешься скомпоновать снимок так, чтобы сверху в кадр не лезли провода, и вертикали остались параллельны. Разумеется в тот самый момент, когда ты идеально выровнял горизонт, обрезал провода, и здания у тебя не валятся в центр кадра, вдруг оказывается, что справа в видоискатель влез совершенно уродливый телеграфный столб. Будь у тебя 3д-головка, ты бы спокойно отпустил всего одну рукоятку, контролирующую движение камеры вправо-влево, и лёгким движением руки обрезал бы столб, но с шаровой головой ты обречён начинать всё сначала. И разумеется к моменту, когда ты наконец избавился от столба, и оставил за кадром надоедливые провода, вдруг оказывается, что нужно немножечко, буквально чуть-чуть, самую капельку поправить горизонт.
Само собой, поправив горизонт, ты вдруг обнаруживаешь, что столб вернулся на место. А потом, когда внимательно следя за горизонтом, ты всё же избавляешься от столба, ты непременно обнаружишь, что теперь у тебя вверху слева чуть-чуть видны проклятые провода. И ты опять начинаешь всё сначала.

А если ещё вспомнить основной закон съёмки под открытым небом, который гласит, что "интересный свет ускользает тем быстрее, чем более прекрасный пейзаж ты снимаешь", то можно себе представить, насколько вся эта возня с шаровой головкой раздражает.
Причём нужно ещё учитывать, один маленький нюанс — если ты снимаешь например среднеформатной камерой, или тяжёлым телеобъективом, то всё это веселье усиливается в несколько раз.

А для тех, кто захочет представить себе, каково это — с шаровой головой снимать макро, я просто предложу представить себе, что все вышеперечисленные проблемы умножаются в два раза, и над самой минимальной перестройкой композиции кадра ты потеешь по два часа. Вот тут ты и понимаешь, какое же всё-таки это чудо технической мысли — обычная 3Д-головка!

Но я не предлагаю прямо сейчас брать шаровую головку, мстительно разбивать её молотком, и торжественно хоронить останки на заднем дворе. Ни в коем случае! Потому что у шаровой головки всё же есть несколько преимуществ, которыми никогда не будет обладать её 3Д-конкурентка.

Первое преимущество — вес. Большинство шаровых головок ввиду простоты конструкции весят намного легче чем аналогичные по "грузоподъёмности" 3Д-головы. Когда нужно тащить оборудование на себе, например в горы, этим нюансом сложно пренебречь.

Второе преимущество — габариты. И пусть здесь выигрыш может быть и не так очевиден, но тот кто хоть раз в жизни шел пару километров по пересечённой местности, и нёс штатив в чехле за спиной, чувствуя как чёртовы ручки 3Д-головки врезаются ему в спину сквозь ткань чехла, не станет со мной спорить.

Третье преимущество — скорость. Да уж, в оперативности неповоротливая головка с тремя ручками никак не сможет поспорить с шаровой, которой для фиксации камеры нужно всего одно движение. Когда тебе приходится снимать с 3Д-головкой какую-нибудь даже не слишком подвижную живность, непрерывно отслеживая перемещения объекта съёмки, ты в этих трёх ручках сначала долго путаешься, потом проклинаешь всё на свете, открываешь диафрагму, ставишь ISO повыше, и продолжаешь снимать с рук.

Так что каждому инструменту — своё применение. Очень надеюсь, что данный текст кому-нибудь поможет выбрать оптимальную головку для своего штатива.

Похожие статьи