Схема подключения генератора в автомобилях ваз. Схема подключения генератора в автомобилях ваз Схема зарядки аккумулятора от генератора ваз 2101

На автомобиле установлен генератор переменного тока типа Г-221. Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Через отверстия в проушинах крышек генератор крепится болтом к кронштейну двигателя, а шпилькой - к натяжной планке.

Генератор Г-221:

1 - вывод "67"; 2 - щеткодержатель; 3 - центральный (нулевой) вывод обмотки статора; 4 - вывод "30"; 5 - задняя крышка генератора; 6 - передняя крышка генератора; 7 - шпилька крепления генератора к натяжной планке; 8 - шкив; 9 - статор

Технические характеристики генератора Г-221:

Основные части генератора - это ротор, статор и крышки, отлитые из алюминиевого сплава.

Ротор состоит из вала, на рифленую поверхность которого напрессована стальная втулка и стальные клювообразные полюсы, образующие вместе с валом и втулкой ротора сердечник электромагнита. На втулке между полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка ротора (обмотка возбуждения). Выводы обмотки припаяны к контактным кольцам, установленным на пластмассовой втулке, расположенной на вале. На переднем конце вала ротора с помощью сегментной шпонки гайкой закреплены шкив и крыльчатка вентилятора охлаждения. Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора, а передний удерживается в крышке специальными шайбами, закрепленными четырьмя болтами с гайками.

Статор набран из пластин электротехнической стали. В пазы на внутренней поверхности статора уложена трехфазная обмотка. Каждая обмотка состоит из шести последовательно соединенных катушек. Одни выводы фазных обмоток соединены с парами диодов выпрямительного блока, а другие - с центральным выводом генератора, который соединен проводом с выводом "85" реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.

Детали генератора Г-221:

1 - шкив; 2 - шпонка сегментная; 3 - передняя крышка генератора; 4 - наружная шайба крепления подшипника; 5 - передний подшипник ротора; 6 - ротор; 7 - болт стяжной; 8 - статор; 9 - задний подшипник ротора; 10 - буферная втулка; 11 - задняя крышка; 12 - изолирующие втулки; 13 - болты; 14 - щеткодержатель; 15 - выпрямительный блок; 16 - контактный болт; 17 - болты; 18 - болт; 19 - внутренняя шайба крепления подшипника; 20 - крыльчатка вентилятора

В генератор встроен выпрямительный блок на шести кремниевых диодах для преобразования переменного тока в постоянный. Корпуса диодов запрессованы в два изолированных друг от друга алюминиевых держателя для положительных и отрицательных диодов. Три диода имеют на корпусе "плюс" (положительные диоды), другие три - "минус" (отрицательные диоды). На держателе положительных диодов установлен контактный болт вывода "30" генератора. Держатель отрицательных диодов соединен с задней крышкой генератора - "массой".

У генераторов ранних выпусков отрицательные диоды запрессованы в заднюю крышку.

Щеткодержатель крепится винтом на задней крышке генератора. Одна его щетка соединена с "массой", а другая, через вывод "67" генератора, с регулятором напряжения.

Внимание!

Не допускается работа генератора при отсоединенной аккумуляторной батарее. Это вызовет возникновение скачков напряжения на выводе "30" генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Используется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2101 для поддержания уровня напряжения в транспортном средстве в рамках технически допустимого значения. С поставленной задачей справляется 2-ступенчатое устройство вибрационного типа РВ-380. Монтируется оно в районе верхней части брызговика над левым колесом. Интенсивность работы регулятора напрямую зависит от частоты вращения ротора генератора.

Чем быстрее он крутится, тем больше напряжения вырабатывается. Технический исправный регулятор оперативно гасит возникающие скачки уровня напряжения. Об этом информирует водителя стабильность показаний датчика на приборной панели ВАЗ 2101. Если показания становятся нестабильными, это говорит о необходимости проведения технического осмотра.

Физические характеристики параметров работы

Оригинальный генератор ВАЗ 2101 поддерживает указанный параметр на отметке от 13 до 14 В. Это устройство используется только при широком диапазоне частот вращения ротора автомобиля. В качестве дополнительной линии обороны потребителей электричества 2106 или 01 применяется регулятор уровня напряжения бесконтактного типа — 121.3702. При необходимости он заменит РВ-380, и схема зарядки ВАЗ при этом не пострадает.

Дополнительный предохранитель удерживает напряжение на уровне от 13,5 до 14,6 В при широком диапазоне вращении ротора. Остальные технические характеристики выглядят следующим образом:

  • диапазон рабочих температур: от -40 до +80°С;
  • сопротивление дополнительного резистора: 5,5 Ом (25 Вт);
  • резистор с функцией термической компенсации: 19 Ом (6 Вт);
  • регулирование напряжения на I ступени: 0,7 В;
  • регулирование напряжения на II ступени: от 14,2 до 14,5 В.

По структуре регулировка напряжения ВАЗ 2101 осуществляется при помощи изменяемого магнитного поля. В случае возникновения технической неисправности необходимо провести диагностику и замену, если таковая потребуется. Водители со стажем не рекомендуют эксплуатировать автомобиль, если генератор ВАЗ 2106 не балансирует скачки напряжения.

Правильный ремонт и замена устройства

Техническое обслуживание проводится в гараже, даже если у водителя нет большого опыта в автослесарном деле. Для начала потребуется заглушить двигатель и снять клеммы с аккумулятора. Дальнейший ремонт связан с аккуратным снятием при помощи гаечного ключа на «8» двух гаек самого регулятора. Как только прибор вышел из пазов, надлежит плавно отсоединить 2 провода.

Рекомендуется осмотреть шкив генератора и его корпус на предмет следов механических повреждений или короткого замыкания. Если таковые имеются, то ремонтировать его нет смысла. Во-первых, это отнимет много времени, а во-вторых, процесс зарядки аккумулятора не будет полноценным. Целесообразнее в этом случае приобрести новый регулятор.

Крепится он к брызговику с фиксацией при помощи 2 болтов. Правильно подключить генератор на ВАЗ поможет следующая рекомендация: оранжевый провод подключается к выходу №15, а серый — к 67 выходу. Не запутаться здесь поможет схема подключения генератора ВАЗ 2106, которая должна быть под рукой. Нужно использовать вариант, поставляемый с паспортом. Он расскажет в деталях, как подключить генератор.


В обязательном порядке перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, необходимо убедиться в надежности контакта между «массой» и корпусом 2101. Если этого не сделать, то срок службы регулятора напряжения 2101 будет недолгим. Избыточный заряд в буквальном смысле сожжет устройство.

Аналоги или оригинальные запчасти? Среди водителей нет единого мнения о том, какие именно детали лучше использовать. Стоимость нового устройства напряжения составляет порядка 100 рублей, а само подключение генератора не требует профессиональных навыков. Несмотря на это, лучше не рисковать, ведь нескомпенсированные скачки напряжения навредят всей электронике в машине.

Оптимизация работы устройства

Среди водителей бытует мнение, что тюнинг регулятора напряжения улучшает ходовые показатели автомобиля. В первую очередь речь идет о больших скоростных диапазонах без ущерба для оборудования машины. Доля правды в подобном утверждении есть, ведь реле зарядки действительно отвечает за корректировку всех скачков напряжения при изменяющихся скоростях. Но значительно увеличить показатель не получится.

Помимо замены генератора понадобится обновить проводку, сделав ее устойчивой к большим нагрузкам.


Вслед за ней обновления потребует ротор для зарядки ВАЗ 2106. Именно поэтому рекомендуется оценить финансовые возможности и целесообразность подобных обновлений.

Регулировка перепадов напряжения в сети автомобиля выполняется специальным реле. Малейшие отклонения в его работе негативным образом отражаются на ходовых параметрах машины в целом. В связи с этим водителям рекомендуется регулярно проводить профилактический осмотр.

Любой автомобиль, в том числе и ВАЗ 2101, имеет два источника электроснабжения - аккумулятор и генератор. Генератор обеспечивает работу всех электроприборов во время движения. Его выход из строя может доставить автовладельцу много хлопот. Однако диагностировать неисправность и отремонтировать генератор ВАЗ 2101 своими руками довольно просто.

Особенности генератора ВАЗ 2101

ВАЗ 2101 имеет два источника электроэнергии - аккумулятор и генератор. Первый используется при выключенном двигателе, а второй - во время движения. Принцип действия генератора ВАЗ 2101 основан на явлении электромагнитной индукции. Он вырабатывает только переменный ток, для превращения которого в постоянный используется специальное устройство.

Главная задача генератора заключается в бесперебойной выработке электрического тока для поддержания работоспособности всех электронных приборов в машине, в том числе и для подзарядки аккумулятора.

Технические характеристики генератора ВАЗ 2101

Генератор связан со шкивом коленвала, приводящим в действие водяной насос. Поэтому в ВАЗ 2101 он установлен в моторном отсеке справа от двигателя. Генератор имеет следующие технические характеристики:

  • номинальное напряжение - 12 В;
  • максимальная сила тока - 52 А;
  • направление вращения ротора - направо (относительно корпуса мотора);
  • масса (без блока регулировки) - 4.28 кг.

Выбор генератора для ВАЗ 2101

Производитель комплектовал ВАЗ 2101 генераторами модели Г-221. Максимальной силы тока 52 А было достаточно для работы всех штатных электроприборов. Однако установка автовладельцами дополнительного оборудования (мощной акустики, навигатора, дополнительных фар и т. п.) привела к тому, что Г-221 перестал справляться с повышенными нагрузками. Возникла необходимость замены генератора на более мощный.

Без особых проблем на ВАЗ 2101 можно установить следующие устройства:

  1. Генератор от ВАЗ 2105 с максимальной силой тока 55 А. Мощности достаточно для работы обычной акустической системы и, например, дополнительной светодиодной ленты для освещения. Устанавливается на штатные крепления для генератора ВАЗ 2101. Отличия заключаются лишь в том, что реле регулятора встроено в корпус генератора, а на Г-221 оно расположено отдельно.
  2. Генератор от ВАЗ 2106 с максимальной силой тока 55 А. Выдерживает небольшие перегрузки. Устанавливается на штатные крепления Г-221.
  3. Генератор от ВАЗ 21074 с максимальной силой тока 73 А. Его мощности достаточно для работы любого дополнительного электрического оборудования. Устанавливается на штатные крепления ВАЗ 2101, но схема подключения немного отличается.
  4. Генератор от ВАЗ 2121 «Нива» с максимальной силой тока 80 А. Самый мощный в ряду аналогов. Однако его установка на ВАЗ 2101 потребует значительных доработок.
  5. Генераторы от иномарок. Оптимальный вариант - генераторы от «Фиат». Установка такого устройства на ВАЗ 2101 потребует заметных изменений конструкции крепления генератора и схемы его подключения без гарантий качественной работы.

Фотогалерея: генераторы для ВАЗ 2101

Генератор от ВАЗ 2105 устанавливается на штатные крепления ВАЗ 2101 Генератор от ВАЗ 2106 выдерживает небольшие перегрузки и устанавливается на штатные крепления Г-221 Мощности генератора от ВАЗ 21074 достаточно для работы любого дополнительного электрического оборудования Генератор от «Нивы» установить на ВАЗ 2101 довольно сложно

На самом деле водителю ВАЗ 2101 вполне достаточно будет установить генератор от «шестёрки» или «семёрки», чтобы удовлетворить все свои потребности в электроэнергии. Даже при комплексном тюнинге мощности в 60–70 ампер достаточно для поддержания работы всех приборов.

Схема подключения генератора ВАЗ 2101

Подключение генератора ВАЗ 2101 осуществляется по однопроводной схеме - к каждому прибору подсоединяется один провод от генератора. Это позволяет легко подключить генератор своими руками.

Особенности подключения генератора ВАЗ 2101

К генератору ВАЗ 2101 подсоединяется несколько разноцветных проводов:

  • жёлтый провод идёт от контрольной лампы на приборной панели;
  • толстый серый провод идёт от реле регулятора на щётки;
  • тонкий серый провод идёт на реле;
  • оранжевый провод выполняет роль дополнительного разъёма и обычно при монтаже соединяется с тонким серым проводом.

Неправильное подключение проводов может спровоцировать в электрической цепи ВАЗ 2101 короткое замыкание или скачки напряжения.

Устройство генератора ВАЗ 2101

Для своего времени конструкция генератора Г-221 оказалась довольно удачной. Он без доработок устанавливался и на последующие модели завода - ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. При должном обслуживании и своевременной замене вышедших из строя элементов он мог эксплуатироваться долгие годы.

Конструктивно генератор Г-221 состоит из следующих основных элементов:

  • ротор;
  • статор;
  • реле регулятора;
  • полупроводниковый мост;
  • щётки;
  • шкив.

Генератор Г-221 крепится к двигателю на специальном кронштейне. Это позволяет жёстко зафиксировать устройство и в то же время защитить его от высоких температур.

Ротор

Ротор - подвижная часть генератора. Он состоит из вала, на рифлёную поверхность которого напрессована стальная втулка и клювообразные полюсы. Эта конструкция выполняет функции сердечника электромагнита, вращающегося в двух шариковых подшипниках. Подшипники обязательно должны быть закрытого типа. В противном случае из-за недостатка смазки они быстро выйдут из строя.

Шкив

Шкив можно считать как частью генератора, так и отдельным элементом. Он устанавливается на вал ротора и при необходимости легко снимается. Шкив при работающем двигателе вращается коленвалом через ремень и передаёт вращающий момент ротору. Чтобы шкив не перегревался, на его поверхности имеются специальные лопасти, обеспечивающие естественную вентиляцию.

Статор с обмотками

Статор состоит из ряда специальных пластин, изготовленных из электротехнической стали. Для повышения устойчивости к нагрузкам в четырёх местах по наружной поверхности эти пластины соединены сваркой. На них в специальные пазы уложена обмотка из медной проволоки. Всего статор содержит три обмотки, каждая из которых состоит из двух катушек. Таким образом, для выработки генератором электричества используется шесть катушек.

Реле регулятора

Реле регулятора - это маленькая пластинка с электрической схемой внутри, предназначенная для контроля напряжения на выходе генератора. На ВАЗ 2101 реле расположено вне генератора и крепится на задней крышке с внешней стороны.

Щётки

Выработка электричества генератором невозможна без щёток. Они расположены в щёткодержателе и крепятся к статору.

Диодный мост

Выпрямитель (или диодный мост) представляет собой подковообразную пластину со встроенными шестью диодами, преобразующую переменный ток в постоянный. Важно, чтобы исправны были все диоды - в противном случае генератор не сможет обеспечить питанием все электроприборы.

Диагностика и устранение неисправностей генератора ВАЗ 2101

Существует ряд признаков и сигналов, по которым можно определить, что неисправен именно генератор.

Загорается контрольная лампа зарядки

На приборной панели ВАЗ 2101 есть индикатор зарядки АКБ. Он загорается, если заряд аккумулятора близок к нулю. Это, как правило, происходит при неисправном генераторе, когда питание электроприборов осуществляется от АКБ. Наиболее часто лампочка загорается по следующим причинам:

  1. Проскальзывание клиновидного ремня на шкиве генератора. Рекомендуется проверить натяжение ремня, а при сильном износе заменить его на новый.
  2. Выход из строя реле индикатора зарядки АКБ. Следует проверить исправность реле с помощью мультиметра.
  3. Обрыв в обмотке статора. Необходимо разобрать генератор и зачистить все его элементы.
  4. Сильный износ щёток. Потребуется замена всех щёток в держателе, даже если изношена только одна из них.
  5. Короткое замыкание в схеме диодного моста. Следует заменить перегоревший диод или полностью весь мост.

Аккумулятор не заряжается

Одной из задач генератора является подзарядка аккумулятора во время движения. Если этого не происходит, следует обратить внимание на следующие моменты.

  1. Провисание клиновидного ремня. Необходимо отрегулировать его натяжение или заменить.
  2. Ослабление креплений наконечников проводов, соединяющих генератор с аккумулятором. Следует зачистить все контакты или заменить повреждённые наконечники.
  3. Выход из строя аккумулятора. Проверяется и устраняется установкой новой АКБ.
  4. Повреждения регулятора напряжения. Рекомендуется зачистить все контакты регулятора и проверить целостность проводов.

Аккумулятор выкипает

Если АКБ начала выкипать, то, как правило, её срок службы подходит к концу. Чтобы не рисковать новым аккумулятором, рекомендуется точно выявить причину выкипания. Это может быть:

  1. Отсутствие постоянного контакта между корпусом регулятора напряжения генератора и массой. Рекомендуется зачистить контакты, а при необходимости заменить их.
  2. Замыкание в регуляторе. Необходимо заменить регулятор напряжения.
  3. Выход из строя АКБ. Следует установить новый аккумулятор.

Сильный шум во время движения

Генератор ВАЗ 2101 обычно работает довольно шумно. Причина шума - наличие в конструкции генератора соприкасающихся и трущихся элементов. Если же этот шум стал нестандартно громким, появились стуки, свист и грохот, необходимо выявить причину подобной ситуации. Обычно это связано со следующими неполадками.

  1. Ослабление фиксирующей гайки на шкиве генератора. Следует затянуть гайку и проверить все стыки креплений.
  2. Выход из строя подшипников. Потребуется разобрать генератор и заменить подшипники.
  3. Короткое замыкание в обмотке статора. Необходима замена статора в сборе.
  4. Скрип щёток. Рекомендуется зачистить контакты и поверхности щёток.

Проверка работоспособности генератора ВАЗ 2101

Выход и строя генератора - ситуация довольно неприятная. Специалисты рекомендуют периодически (не реже двух раз в год) проводить оценку его работоспособности для определения оставшегося ресурса.

Нельзя проверять работоспособность генератора на ВАЗ 2101 при отключении от АКБ при работающем двигателе, так как высока вероятность скачка напряжения.

Это можно сделать как на стенде в СТО, так и с помощью осциллографа. Однако не менее точные результаты можно получить и в гаражных условиях с помощью обычного мультиметра.

Проверка генератора мультиметром

Для проверки генератора можно использовать как аналоговый, так и цифровой мультиметр.

Специфика проверки не позволяет проводить работу в одиночку. Поэтому необходимо заранее пригласить товарища, так как один человек должен будет находиться в салоне, а другой - контролировать показания мультиметра в подкапотной части машины.

Алгоритм проверки предельно прост и заключается в выполнении следующих действий.

  1. Мультиметр устанавливается в режим измерения постоянного тока.
  2. Прибор подсоединяется к клеммам аккумулятора. На неработающем двигателе он должен показывать от 11.9 до 12.6 В.
  3. Помощник из салона заводит двигатель и оставляет работать на холостом ходу.
  4. В момент запуска двигателя регистрируются показания мультиметра. Если напряжение резко упало, ресурс генератора незначителен. Если же напряжение, напротив, подскочило (примерно до 14.5 В), то избыточный заряд в ближайшем будущем приведёт к выкипанию АКБ.

Видео: проверка генератора ВАЗ 2101

Нормой считается небольшое падение напряжения в момент запуска мотора и быстрое восстановление рабочих характеристик.

Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками

Отремонтировать генератор ВАЗ 2101 своими руками довольно просто. Все работы можно разделить на пять этапов:

  1. Демонтаж генератора с автомобиля.
  2. Разборка генератора.
  3. Дефектовка.
  4. Замена износившихся и неисправных элементов на новые.
  5. Сборка генератора.

Первый этап: демонтаж генератора

Для демонтажа генератора ВАЗ 2101 потребуются:

  • рожковые ключи на 10, 17 и 19;
  • монтажная лопатка.

Для снятия генератора потребуется выполнить следующие действия:

  1. Снять с автомобиля правое переднее колесо.
  2. Надёжно зафиксировать автомобиль на домкрате и дополнительных опорах.
  3. Подлезть под машину с правой стороны и найти корпус генератора.
  4. Ослабить, но не выкручивать до конца фиксирующую гайку корпуса.
  5. Ослабить, но не выкручивать до конца гайку на шпильке кронштейна.
  6. Для ослабления клиновидного ремня слегка сдвинуть корпус генератора.
  7. Отсоединить идущий к генератору провод питания.
  8. Отсоединить все провода и контактные соединения.
  9. Снять фиксирующие гайки, потянуть генератор на себя и снять его со шпилек.

Видео: демонтаж генератора ВАЗ 2101

Второй этап: разборка генератора

Снятый генератор следует протереть мягкой тканью, очистив от основного слоя грязи. Для разборки устройства понадобятся:

  • рожковый и накидной ключи на 19;
  • удлинитель;
  • головки на 8 и 10;
  • молоток.

Перед разборкой генератора лучше всего подготовить небольшие ёмкости для складывания шайб, винтов и болтов. Потому что мелких деталей в конструкции генератора немало, и чтобы потом в них разобраться, лучше заранее классифицировать элементы.

Сама разборка осуществляется в следующем порядке:

  1. Откручиваются четыре гайки на задней крышке генератора.
  2. Откручиваются гайки крепления шкива на корпусе.
  3. Снимается шкив.
  4. Корпус разделяется на две части (в одной останется статор, в другой - ротор).
  5. Из части со статором удаляется обмотка.
  6. Из части с ротором вытаскиватся вал с подшипниками.

Дальнейшая разборка предполагает выпрессовку подшипников.

Видео: разборка генератора ВАЗ 2101

Третий этап: дефектовка генератора

На этапе дефектовки выявляют и устраняют неисправности отдельных элементов генератора. При этом часть работ можно выполнить и на стадии разборки. Особое внимание следует уделить:

  • следам износа на поверхностях деталей;
  • появлению нагара на проводах и контактах;
  • наличию грязи и рабочих жидкостей внутри корпуса генератора;
  • трещинам, зазубринам и другим механическим повреждениям деталей.

Все повреждённые и изношенные элементы обязательно меняются на новые.

При дефектовке не нужно обращать внимание на корпус генератора: после нескольких лет службы он может иметь неприглядный вид, но при этом хорошо защищать внутренности устройства

Четвёртый этап: ремонт генератора

Сложность ремонта генератора Г-221 заключается в том, что для него трудно найти запчасти. Если подшипники ещё можно приобрести в интернете, то подобрать подходящую обмотку или выпрямитель будет очень нелегко.

Видео: ремонт генератора ВАЗ 2101

«Копейка» вышла с заводского конвейера в 1970 году. Массовое производство закончилось в 1983 году. С советских времён АвтоВАЗ не выпускает запчасти для ремонта раритетной модели.

Поэтому список ситуаций для ремонта генератора ВАЗ 2101 сильно ограничен. Так, при заклинивании подшипников или износе щёток элементы для замены можно легко найти в автомагазинах.

Ремень генератора ВАЗ 2101

В классических моделях ВАЗ генератор приводится во вращение клиновидным ремнём длиной 944 мм. На ВАЗ 2101 можно установить и ремень длиной 930 мм, но другие варианты уже не подойдут.

Заводское оснащение генератора подразумевает использование ремня 2101–1308020 с гладкой поверхностью и размерами 10х8х944 мм.

Ремень генератора располагается в передней части автомобиля и связывает сразу три шкива:

  • шкив генератора;
  • шкив водяного насоса;
  • шкив коленчатого вала.

Как правильно натянуть ремень генератора

При замене ремня генератора крайне важно правильно его натянуть. Любое отклонение от нормы повлияет на работу электроприборов ВАЗ 2101.

Поводами для замены ремня генератора являются:

  • появление на ремне трещин и следов сильного износа;
  • обрыв ремня;
  • заводской брак.

Для замены ремня понадобятся:

  • монтажная лопатка (или металлический ломик);
  • гаечные ключи на 17 и 19.

Работы выполняются в следующем порядке:

  1. Установите генератор на место, наполовину закрутив две гайки крепления. Закручивать гайки нужно до тех пор, пока ход корпуса генератора не превысит 2 см.
  2. Вставьте монтировку или монтажную лопатку между корпусом генератора и корпусом водяного насоса.
  3. Наденьте на шкивы ремень.
  4. Не ослабляя давления монтировки, натяните ремень.
  5. Закрутите верхнюю гайку крепления генератора.
  6. Проверьте степень натяжения ремня. Он не должен быть сильно затянут или, наоборот, провисать.
  7. Закрутите нижнюю гайку.

Видео: натяжение ремня генератора ВАЗ 2101

Чтобы убедиться в том, что ремень имеет рабочую степень натяжения, необходимо после завершения работы продать его свободное место пальцем. Резина должна поддаваться не более, чем на 1.5 сантиметра.

Таким образом, самостоятельно диагностировать неисправность, отремонтировать и заменить генератор ВАЗ 2101 сможет даже неискушённый автолюбитель. Для этого не потребуется никаких специальных навыков или эксклюзивных инструментов. Однако переоценивать свои силы тоже не следует. Нужно помнить, что генератор - это электрический прибор, и в случае ошибки последствия для машины могут быть довольно серьёзными.

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:

  • Р - розовый.
  • Ф - фиолетовый.
  • О - оранжевый.
  • ЧБ - черно-белый.
  • КБ - коричнево-белый.
  • ЧГ - черно-голубой.
  • К - коричневый.
  • Ч - черный.
  • Б - белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101

Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки , внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив , на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Схема подключения генератора ВАЗ-2106

Схема подключения генератора ВАЗ-2107

1 - аккумуляторная батарея; 2 - отрицательный диод; 3 - дополнительный диод; 4 - генератор; 5 - положительный диод; 6 - обмотка статора; 7 - регулятор напряжения; 8 - обмотка ротора; 9 - конденсатор для подавления радиопомех; 10 - монтажный блок; 11 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 - вольтметр; 13 - реле зажигания; 14 - выключатель зажигания.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке :

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

Схема соединений генератора . Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя - гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

Замена и снятие электрогенератора

Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.

  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  3. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  4. Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
    подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  5. Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.

Г енератор - одно из важных устройств в энергетической системе автомобиля. Большая доля неисправностей, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей серии ВАЗ 2101, 2102 и 2103 тем или иным образом касается генератора.
Добрый день уважаемые читатели нашего авто портала сайт, на данной странице мы собрали всю информацию по ремонту, тюнингу, проверки на работоспособность, коды запчастей для генератора, устанавливаемого на 2101-02-03.

Устройство генератора

Ниже представлена схема, на которой изображено место установки генератора и его устройство.

Ниже приведены расшифровка кодов запасных частей, которые могут вам понадобиться при ремонте генератора.

2101-370105 Генератор со шкивом
15541821 Болт М х генератора
2101-3701635 Планка генератора

12164711 Гайка М10х1,25 многоцелевая
13546121 Шпилька М10х1.25х20 планки генератора
2101-3724177 Колпачок ВАЗ клеммы "+" генератора
16101511 Гайка М12х1.25х19
10517070 Шайба М12 пружинная
10520001 Шайба 12.0х22х2.0 ВАЗ крепления генератора
15970521 Болт М10х1.25х20 ВАЗ-2101
2101-3701630 Кронштейн крепления гениратора
11198373 Шайба 10 ВАЗ пружинная коническая
11307021 Болт М10х1.25х40
2101-3701348 Втулка изолирующая
2101-3701346 Прокладка тарельчатая
2101-3701356 Шайба М6 контрящая
10516470 Шайба 6 пружинная
10725911 Гайка М6х1.0х3.2 шестигранная низкая
10516470 Шайба пружинная
10725911 Гайка М6 низкая
2101-3701352 Болт
2101-3701336 Прокладка распорная
10445221 Болт

2101-3701340 Пробка изолирующая
2101-3701330 Держатель с выпрямителями

12058880 Колодка соединительная
2101-3701325 Держатель с выпрямителями

2101-3701358 Кольцо уплотнительное
13268011 Винт М4х14 с пружинной шайбой
2101-3701470 Щетки генератора
2101-3701486 Втулка генератора демпферная
2101-3701488 Втулка
11195370 Шайба 4 пружинная
10794011 Гайка M4 низкая
10205710 Шпонка ВАЗ-2101-07 генератора
2101-3701200 Якорь генератора
2101-3701480 Болт 12х120
12574211 Гайка M6 самоконтрящаяся
2101-3701484 Крепление генератора
13453521 Шпилька М10х1.25х25 генератора
15896411 Гайка М5
11195470 Шайба пружинная 5х8,5х1,5
2101-3701424 Обойма крышки
2101-3701405 Шайба
2101-3701409 Болт
12574511 Гайка М10х1.25х13
2101-3701490 Шайба 10х30х2,5
2101-3701426 Кольцо упорное подшипника
11198673 Шайба 12 пружинная коническая
16101511 Гайка М12х1,25 S=19 H=7

Зная название и код детали, Вы сможете безошибочно заказать в интернет магазине вышедшую из строя деталь при этом риск заказать не ту деталь с этой таблицей - минимальный.

Схема подключения генератора

Обращаем ваше внимание, что родной генератор на ВАЗ 2101 - 03 продается без регулятора напряжения, поэтому для правильной работы генератора в схему включен внешний регулятор.


Условные обозначения:
1- аккумулятор
2- обмотка генератора ВАЗ
3 - генератор в сборе
4 - обмотка статора генератора ВАЗ
5 - диодный мост генератора (преобразует переменное напряжение в постоянное)
6 - внешний регулятор напряжения
7 - дополнительные сопротивления (резисторы)
8 - резистор термокомпенсатор
9 - индуктивный дроссель
10 - замок зажигания
11 - блок с предохранителями
12 - контрольная лампа на приборной панели (лампочка заряда)
13 - реле для лампы заряда.

Неисправности генератора

В скобках описан способ устранения неисправности)

Симптомы - лампа зарядки горит или изредка загорается:

Обрыв или проскальзывание ремня (заменить ремень, проверить натяжение ремня при необходимости отрегулировать);
Отсутствует соединение между клеммой 85 и клеммой генератора (проверить проводку при необходимости заменить оборванный провод, зачистить контакты);
Реле контрольной лампы работает некорректно (настроить реле или замените на новое)
Нарушена целостность цепи обмотки возбуждения генератора (прозвонить цепь, при обнаружении обрыва восстановить соединение)
Регулятор напряжения вышел из строя или нарушена регулировка (проверьте контакты, замените регулятор на новый или отрегулируйте)
Щетки генератора пришли в негодность , или зависают (щетки заменить на новые, заодно протрите контактное кольцо тряпкой смоченной в бензине)
Короткое замыкание или обрыв выводов обмотки возбуждения генератора (заменить ротор при возможности восстановления контакта - восстановить)
Короткое замыкание или обрыв в диодном мосту (заменить вышедший из строя положительный диодный мост)
Нарушение целостности проводки между контактом 86 и 87 (восстановить проводку)
КЗ или обрыв в обмотке статора (приобрести новый статор)

Симптомы - лампа на приборной панели не горит при включении зажигания:

Контрольная лампа вышла из строя (заменить)
Реле контрольной лампы вышло из строя или разрегулировано (зачистить контакты при необходимости заменить реле на новое)
Обрыв провода между клеммой 87 и клеммой I на блоке предохранителей
Выход из строя отрицательных диодов (заменить)
Между обмоткой статора и корпусом короткое замыкание (заменить статор)

Симптомы - низкий заряд аккумуляторной батареи:

Провис ремень генератора (проверить натяжение, при необходимости подтянуть или заменить на новый)
Окисление клеммы аккумулятора или плохой контакт между наконечниками и генератором (зачистить контакты, восстановить соединение)
Аккумуляторная батарея вышла из строя (купить новую)

Симптомы - аккумулятор перезаряжается:

Отсутствует или плохо закреплена масса регулятора напряжения и кузовом автомобиля (восстановить соединение)
Вышел из строя регулятор напряжения , если проблема возникла после установки нового генератора, то скорее всего ранее на вашем автомобиле стоял не родной генератор со встроенным регулятором (проверить наличие и подключение регулятора напряжения, при необходимости заменить на новый)
Срок службы аккумуляторной батареи закончился (заменить батарею)

Симптомы - при работе генератора слышен посторонний или повышенный шум:

Прослабление гайки шкива генератора (подтянуть гайку ключом)
Лопасти вентилятора деформированы (заменить или отрихтовать)
Подшипники генератора ВАЗ вышли из строя (заменить подшипники)
Межвитковое замыкание или короткое замыкание на минус обмотки статора (заменить статор, при поломке генератор завывает)
Замыкание в диодном мосте (заменить выпрямитель)
Скрипят щетки генератора (проведите обслуживание щеток с протиркой и очисткой механизма)

Диагностика работы генератора

Мы приведем несколько самых простых способов диагностики генератора ВАЗ без использования специального стенда и осциллографа.

Проверяем работу генератора на автомобиле.

Необходимо завести автомобиль, если при работающем двигателе горит контрольная лампочка на приборной панели, вытяните рукоятку подсоса и доведите обороты двигателя до 1000-1500 об/мин.

На несколько секунд отсоедините минусовую клемму на аккумуляторной батареи, если двигатель заглох то генератор неисправен и необходимо провести диагностику генератора.
Обратите внимание что долгая работа двигателя без подключенной аккумуляторной батареи может вызвать поломку диодного моста, так что проводите эксперимент как можно быстрее.

Проверка генератора при помощи тестера.

Данным способом можно проверить целостность щеток генератора и работоспособность обмотки возбуждения.

Для этого нам потребуется отсоединить все провода идущие к генератору и проверить сопротивление (при помощи тестера) между контактами "67" и корпусом генератора. Если в результате измерений было получено сопротивление 4.2-4.7 Ом при температуре 20С, то генератор исправен.

Дальше необходимо демонтировать генератор и разобрать его. При помощи того же тестера замерьте сопротивление обмотки возбуждения между двумя контактными кольцами. Сопротивление должно быть 4.3 плюс минус 0.2 Ом, при той же температуре.

Проверяем обмотки статора

Для проверки статора на работоспособность необходимо демонтировать генератор с ВАЗ и разобрать. При помощи тестера проверьте целостность обмотки и отсутствие обрыва. Так же проверьте отсутствие короткого замыкания между витками и массой статора.
Визуально осмотрите изоляцию обмотки, на ней недолжно быть следов перегрева которые свидетельствуют о коротком замыкании в диодном мосту.

Проверка диодного моста генератора.

Для проверки положительных и отрицательных диодов по следующей методике необходимо снять генератор с автомобиля и частично разобрать его.


Дальше необходимо собрать простую схему которая приведена внизу и провести диагностику моста.

Разборка генератора ВАЗ

Подошло время рассказать и показать на фотографиях как разобрать столь популярный генератор.
На схеме снизу представлена "взрывная" схема с пронумерованными деталями.


Итак поехали, для начала нам необходимо снять генератор с автомобиля и очистить его от загрязнений. Для этого нам может понадобиться сжатый воздух и ветошь смоченная в керосине.
Снять шкив с генератора можно специальным съемником 67.7823.9504

Для снятия шкива, открутите гайку и предварительно закрепив съемник спрессуйте шкив. Вытащите шпонку и коническую шайбу шкива.

Открутите гайки со стяжных болтов (4штуки) поз 16 и сняв заднюю крышку поз 18. Вытащите с посадочного места ротор поз 9.

Открутите гайки соединяющие наконечники диодов с контактами обмоток статора, вытащите из колодки поз 4 штекер центрального контакта обмотки статора и отключите статор от задней крышки.

Открутите гайку болта поз 7 удерживающую выпрямительный блок поз 6.
Сборку необходимо произвести в обратном порядке.

Тюнинг генератора

Штатного генератора вполне хватает для повседневного использования, но во время непогоды когда на улице метет метель и столбик термометра опускается все ниже и ниже, хотелось бы включить на полную нагрузку и обдув печки, и габариты, и осветительные приборы. И именно в этот момент родной генератор может не справится с нагрузкой.
Для любителей тюнинга ВАЗ 2101 есть альтернатива - установить под капот генератор от ВАЗ 2110.

Сравним характеристики стандартного генератора Г221А и генератора от "десятки" 9402.3701:
при 5000 оборотах в минуту "копеечный" генератор выдает ток до 55 А, а генератор от "десятки" при 6000 оборотах способен выдать ток до 80А, неплохая прибавка!

Для установки генератора от ВАЗ 2110 на ВАЗ 2101 -02 -03, нам придётся немного повозится с креплением нового генератора, который крепится на двух кронштейнах вместо одного на "родном".

При установке генератора от ВАЗ 2110 мы рекомендуем снять подкрылок с правой стороны, защиту двигателя, и брызговик. Колесо не обязательно демонтировать, достаточно максимально вывернуть его в сторону.
Установка генератора не должна вызвать у вас затруднений - главное разобраться с креплением.

Похожие статьи