Митрополит анастасий грибановский. Митрополит анаксиос Архиепископ анастасий

(Меткин Александр Михайлович; род. 27.08.1944, дер. Столбово Кимрского р-на Калининской обл.), митр. Симбирский. Из семьи председателя колхоза, окончил школу в г. Кимры, с кон. 50-х гг. служил иподиаконом в Успенском храме с. Щёлкова, готовился к поступлению в ДС. Городская администрация потребовала от А. Меткина отречься от Церкви; после его отказа Успенский храм был закрыт, священник снят с регистрации «за привлечение несовершеннолетних к религиозному культу». По окончании в 1963 г. строительного уч-ща А. Меткин работал на машиностроительном заводе в Кимрах.

По совету духовника переехал в Казанскую епархию, чтобы избежать возможных преследований за религ. убеждения, с 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии. 6 мая 1968 г. архиеп. Казанским Михаилом (Воскресенским) рукоположен во диакона, 7 февр. 1972 г.- во священника. 5 сент. 1976 г. епископом Казанским Пантелеимоном (Митрюковским) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Анастасия Киево-Печерского . В том же году А. был назначен настоятелем Никольского кафедрального собора Казани и секретарем Казанского епархиального управления. В 1985 г. возведен в сан архимандрита. В годы советской власти А. сохранил многие правосл. святыни, в т. ч. переданные ему иеросхим. Серафимом (Кошуриным) мощи прп. Гавриила (Зырянова) . В 1975 г. заочно окончил МДС, в 1983 г.- МДА. В 1988 г. являлся членом Поместного Собора РПЦ . По рапорту ушедшего на покой по состоянию здоровья еп. Пантелеимона постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Свящ. Синода от 30 нояб. 1988 г. А. был назначен епископом Казанским и Марийским. 10 дек. 1988 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялось наречение, а 11 дек.- архиерейская хиротония. После разделения Казанской епархии на Казанскую и Марийскую 11 июля 1993 г. А. присвоен титул «Казанский и Татарстанский». 25 февр. 1996 г. возведен в сан архиепископа.

В условиях непростых церковно-гос. отношений, сложившихся после провозглашенного Татарстаном суверенитета, А. отстаивал твердую церковную позицию. В янв. 1994 г. было опубликовано письмо А. Святейшему Патриарху Алексию II , в к-ром сообщалось об отказе гос. чиновников Татарстана возвращать правосл. храмы и святыни верующим, вызванном якобы «противостоянием мусульман». В опубликованном в дек. 1994 г. открытом письме руководству Республики Татарстан, подписанном А. и духовенством епархии, после перечисления конфликтных ситуаций во взаимоотношениях РПЦ и гос-ва в Татарстане критике подверглась и деятельность существующего в Татарстане Совета по делам религий , к-рый фактически поддержал бывш. настоятеля церкви с. Смолдиярова Лаишевского р-на иером. Александра (Миронова; в расколе - «архиепископ Казанский и Марийский»), уклонившегося в раскольническую Российскую православную свободную церковь и лишенного сана указом А., утвержденным 15 марта 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II.

Благодаря А. удалось наладить конструктивный диалог с местными властями, локализовать смолдияровский раскол, начать процесс передачи правосл. храмов и святынь, строительство новых церквей. В 1986 г. на территории Татарской АССР действовало 15 храмов и ни одного мон-ря, к нач. 2001 г. в Казанской епархии (без ставшей самостоятельной Марийской епархии) насчитывалось 154 действующих прихода и 7 мон-рей. В 1996 г. в Набережных Челнах учрежден филиал московского Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та , в 1997 г. создано Казанское ДУ, в 1998 г. преобразованное в ДС, ректором к-рой является А. В окт. 1995 г., когда отмечалось 440-летие Казанской епархии, впервые за послевоенное время была проведена историко-богословская конференция с участием профессоров духовных академий и светских вузов. С 1993 г. издается епархиальная газ. «Благая весть» (с 1995 «Казанские ЕВ»). С 1996 г. на телеканале «Эфир» выходит передача «Казань православная», на ГТРК «Татарстан» - программа «Путь». В 1995 г. восстановлено свт. Гурия Казанского братство . По благословению А. в 1989 г. открыта первая кряшенская (см. Кряшены) община Казани, в 1997 г.- чувашская. По инициативе А. создана епархиальная Комиссия по канонизации святых, в результате деятельности к-рой подготовлены материалы к прославлению многих подвижников благочестия и новомучеников Казанских. С 1998 г. А. является главой Казанского представительства «Православной энциклопедии», указом Патриарха Алексия II от 11 нояб. 1998 г. введен в состав Церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии».

Решением Свящ. Синода от 15 марта 2012 г. А. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря г. Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря (пос. Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан).

6 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Татарстанской митрополии и временным управляющим Чистопольской епархией.

8 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.Награжден орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени, блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1994), орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени, орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени, орденом свт. Алексия (2008), гос. орденом "Знак Почета" (2000).

19 марта 2014 г. освобожден от должности ректора Казанской духовной семинарии, согласно прошению, в связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией.

Лит.: Наречение и хиротония архим. Анастасия (Меткина) во еп. Казанского и Марийского // ЖМП. 1989. № 5. С. 8-10; Письмо А. Святейшему Патриарху Алексию II // Благая весть. 1994. № 1(11). С. 3; Жизнь, посвященная Богу: Беседа с еп. Казанским и Татарстанским Владыкой Анастасием // Там же. 1994. №7 (17). С. 2; Открытое письмо выездного собрания священнослужителей Казанской епархии руководству Республики Татарстан // Там же. 1995. № 2 (19). С. 4.

А. В. Журавский

О гомосексуализме в Казанской епархии говорили уже давно. Например, за год до скандала, в октябре 2012 г. публично высказалась монахиня Евфросиния (Мухамедзянова) в газете «Звезда Поволжья»: ()

13.12.2013. Комиссия Учебного комитета РПЦ во главе с М.Козловым провела внеплановую инспекцию в Казанской семинарии. Причина - жалобы семинаристов на сексуальные домогательства проректора Кирилла Илюхина. Большинство студентов подтвердили истинность обвинений. По результатам проверки Илюхин был снят с должности и изгнан из епархии.

…Глубокой ночью священник друг отца Кирилла ушел спать с понамарем храма в другой корпус. Я лег на раскладной диван, а отец Кирилл не смотря на то, что в комнате были еще раскладные кресла лег со мной не смотря на мои возражения. Около 7 00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах на улице было холодно. Я боялся возвращаться. Иных средств доехать до Казани не было. Когда, замерзнув, я вернулся в дом, отец Кирилл не спал, ждал меня и повез меня в семинарию. Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной. Нередки случаи, когда помошник отца Кирилла будит среди ночи одного из семинаристов или же отец Кирилл сам звонит (часто зовет певца из хора, чтобы он пел). Он возвращается утром пьянный и ничего о произошедшем ночью не расказывает.

…Все ребята быстро разбежались и я тоже собирался уходить, но игумен К. начал останавливать меня просил меня чтобы я остался с ним, я сказал что мне тоже нужно уходить, но он обнял меня и повел меня комнату и толкнул на кровать, я быстро поняв что происходит хотел уйти, но он опять меня схватил и начал обнимать и домогаться близости. Я был в шоке, я вырвался из его рук и обувшись быстро сбежал из его кельи. На следующий день Игумен Кирилл вел себя как ни в чем не бывало.

Описание инспекции №1 (из ЖЖ Кураева, Казанские проверки , 27.01.14) ()
Описание инспекции №2 (Kazan Week , 15.12.13) ()

01.02.2014. Митрополит Анастасий принял участие в юбилейной службе в храме Христа Спасителя, посвященной 5-летию интронизации патриарха Кирилла.

Скрипт дедулькина kalakazo Радуйся, Симония добытчице - 2 () и его же Достойный ответ предателям в рясах...

04.02.2014. "То, что общецерковный суд молчит по упомянутому вопросу, вовсе не значит, что дело не расследуется", - заявил замглавы управления делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

07.03.2014. Роман Степанов, студент 4 курса КазДС, отчислен за «неоднократный обман представителей администрации, вступление с ними в открытый конфликт, нераскаянность в своих действиях и поступках, клевету на священноначалие, администрацию и воспитанников Семинарии». Приказ об отчислении 10.03 опубликовал в своем блоге А.Кураев. Он заявил, что по его сведениям из КазДС было отчислено шесть студентов, но иер. Филарет сказал , что только два.

Епископ Холмский

Вскоре образовался новый румынский фронт, и архиепископ Анастасий опять оказался в непосредственной близости от театра военных действий. И тут он часто посещал воинские части с целью их пастырского окормления и воодушевления.

Архиерей в Константинополе

Возвратившись на краткое время в Россию, он посетил Новороссийск , Ростов и Новочеркасск , где вошел в сношение с Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России , возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким) , исполнял некоторые его поручения и в года снова выехал через Одессу в Константинополь. 15 октября года ВВЦУ Юго-Востока России назначило владыку на правах епархиального архиерея управляющим русскими православными приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло. 22 ноября года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.

Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до 175 000, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до года.

Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей. В году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе Анастасия, который был вынужден после Пасхи года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию , где принимал участие в освящении Александро-Невского собора в Софии . Затем он переехал в Югославию для участия в очередном Архиерейском Соборе .

По поручению последнего он отправился в Иерусалим в качестве наблюдающего за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон , для переговоров с представителями английского правительства, имевшего мандат Лиги Наций на управление Палестиной , он прибыл в Святую Землю в декабре года.

Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали владыку и считались с ним. Архиепископ Анастасий оставался здесь в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию для посещения патриарха Григория VII и его преемника патриарха Александра . Отсюда он ездил также во Францию для переговоров с митрополитом Евлогием , после выхода его из юрисдикции Зарубежного Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай .

Архиепископ Анастасий в те годы признавал подлинность «Завещания» патриарха Тихона года , в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов , но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» . О патриаршем местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал 24 мая года, что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший… Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» .

С года шло массовое переселение русских в США и многие стали упрашивать митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Мюнхен пустел, закрывались лагеря и приходы беженцев, и наконец митрополит решил последовать за паствой, отбыв в Америку 23 ноября года. На другой день после приезда, 25 ноября, владыка освятил только что законченный каменный храм в честь Святой Троицы в Джорданвилльском монастыре , после чего состоялся Архиерейский Собор Зарубежной Церкви на котором митрополит Анастасий впервые совершил чин варения и освящения мира , которое Церковь получала прежде от Сербской. Резиденцией владыки митрополита в Америке стала названная синодальным подворьем «Новая Коренная Пустынь» в Магопаке , под Нью-Йорком .

Не смотря на смиренный подход, митрополиту Анастасию не удолось вернуть большую часть американской русской диаспоры, выделившейся в самоуправляемую «Американскую митрополию », в подчинение Зарубежной Церкви. Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы , в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукопологать новых архиереев: Антония (Синкевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.); Калифорнию и годах.

Беспрестанные поездки митрополита привели к автомобильной катастрофе в году на праздник Успения Божией Матери , когда владыка, несмотря на шок и травмы, не дал отвезти себя в больницу, совершил литургию и произнёс назидательное слово. Однако после этого владыке митрополиту пришлось довольно долго поправляться.

Узнав о приближающемся в году 50-летнем юбилее архиерейского служения владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско . Митрополит Анастасий стал всё больше недомогать, был помещен в больницу на исследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Отход от дел и кончина

Чувствуя свою немощь, митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника. На Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы 27 мая года новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) , а владыка митрополит Анастасий ушёл на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.

22 мая года вечером, в возрасте девяносто-одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. В лице митрополита Анастасия ушёл из жизни последний представитель архипастырского сонма дореволюционной России. 23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило 11 архиереев и 16 священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарём монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона , Западно-Американского и Сан-Францисского.

Его завещание, вскрытое после его кончины, гласило:

Что касается московской патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всём русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви.

Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

28 сентября официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом в сопровождении с митрополитом Воронежским Сергием посетила село Братки - малую родину митрополита Анастасия. После панихиды по владыке и его родителям во Введенской церкви села рядом с храмом в память о митрополите была установлена мемориальная табличка, которую освятил митрополит Воронежский Сергий.

Труды

  • О промысле Божием (против деистов) , 1897 (кандидатское сочинение).
  • «Послание преосвященного Анастасия, еп. Холмского и Люблинского», , 1915, № 44.
  • «Слово в день нового года», Прибавления к Церковным ведомостям , 1917, январь.
  • Религиозные мотивы в современной литературе и искусстве , 1908.
  • «Речь, сказанная при встрече в Холмском кафедральном соборе», Прибавления к Церковным ведомостям , 1914, № 34 (45?), 1874.
  • «Слово за божественной литургией 11 октября 1915 года», Прибавления к Церковным ведомостям , 1915, № 43, 2231.
  • «Послание Преосвященного Анастасия», Прибавления к Церковным ведомостям , 1917, № 4, 71-72.
  • Священной памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны , Иерусалим, 1925, 24 с.
  • Беседы с собственным сердцем , Белград, 1935 (переизд. Джорданвилль, 1948; Санкт-Петербург, Библиополис, 2002; и т. д.).
    • http://www.holytrinitymission.org/books/russian/mitropolit_a...htm - полный текст
  • Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшаго Митрополита Анастасия Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви. С портретом и жизнеописанием автора , Джорданвилль, 1948, 398 с.
  • Нравственный облик Пушкина , Джорданвилль, 1949, 24 с.
  • Архипастырския послания, слова и речи Высокопресвященнейшаго Митрополита Анастасия Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Юбилейный сборник к дню 50-ти летия архиерейскаго служения 1906-1956 , Джорданвилль, 1956, 262 с.
  • Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви , Мюнхен, 1963.
  • «Избрание и поставление Святейшаго Патриарха Тихона. Характер его личности и деятельности», Православная Русь , 1975, № 6, 4-11.

Литература

  • Церковные ведомости , 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
  • Прибавления к Церковным ведомостям , 1915, № 44, 2248.
  • Изв. Каз. еп. , 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
  • ЖМП , 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
  • Прав. Собес. , 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
  • Кормчий , 1915, № 29, 342.
  • Холмский народный календарь 1917 год , 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
  • Миссионер. Календарь , 1907, 128.
  • Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия .
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год , 166-167.
  • Булгаков, 1406.
  • , ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
  • Православная Русь , 1963, 15, 5.
  • Православная Русь , 1965, 10, 4f.
  • Зернов, Н. М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 , Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
  • Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР) , Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
  • Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни

    Письмо князю Г. Н. Трубецкому.

    Слова на св. Владимирском торжестве в Белграде, 15 июля 1936, цитата по Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке , ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.

Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.

Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <...> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <...> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять).

Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос».

В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960-70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40-50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.

Сегодня на Священном cиноде РПЦ в Санкт-Петербурге было принято решение о переводе митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия в Симбирскую митрополию. Налицо рокировка: место владыки Анастасия занимает митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. Чем запомнит паства годы правления митрополита Анастасия, и чем известен его преемник? Об этом в материале «Реального времени».

«Черный декабрь»-2013

О том, что Казанскую кафедру ждут перемены, заговорили в конце 2013 года, когда в Казанской духовной семинарии разразился скандал. Группа семинаристов (и немаленькая!) обратилась с письмом в патриархию. Это была жалоба на проректора семинарии Кирилла Илюхина, домогавшегося семинаристов.

Началось разбирательство, приехал проверяющий из Москвы, факты подтвердились, Илюхина уволили и проводили подальше, ребят-подписантов перевели учиться в Москву, дабы не было преследований за критику. Параллельно с официальными событиями активную деятельность развил дьякон Андрей Кураев, известный богослов, блогер и автор многих популярных книг на церковную тематику. Он взял сторону семинаристов.

По некоторой просочившейся из патриархии информации, механизм увольнения с казанской кафедры владыки Анастасия (Меткина) чуть было не запустили в то самое время, но активность Кураева сыграла злую шутку. Могло получиться, что кадровое решение принимает не патриархия, а дьякон. Скандал тогда вроде бы сошел на нет.

Дьякон Андрей Кураев развил активную деятельность во время скандала в духовной семинарии

Но в конце марта 2014 года митрополит Анастасий внезапно ушел с должности ректора семинарии, вслед за ним написали заявления об уходе и несколько педагогов, замешанных в скандале. А 31 марта прошлого года учащимся и педагогам был представлен новый ректор - игумен Евфимий (Моисеев), до этого возглавлявший издательский отдел в патриархии. Выбор его на должность ректора был идеален - филолог, богослов, настоящий, а не дутый кандидат наук, с большим стажем педагогической деятельности. В семинарии наступило иное время.

За год с небольшим новый ректор снискал авторитет и в семинарии, и у светских властей, и у прихожан. Он первый заговорил о возрождении в Казани духовной академии, которая некогда была одной из самых авторитетных в России. И нашел поддержку у врио президента Татарстана Рустама Минниханова по этому вопросу. А блестящие статьи игумена Евфимия по истории церкви, опубликованные в СМИ, можно считать талантливейшими образцами церковной публицистики. Таким образом, за судьбу семинарии и семинаристов теперь не приходится волноваться.

При владыке Анастасии началось возрождение монастырей, в том числе Раифской обители

На кафедре - более четверти века

Правящему до 13 июля этого года Казанской митрополией митрополиту Анастасию в августе исполняется 71 год. По церковным законам на покой владыки выходят в 75 лет. Казалось, что в ближайшие четыре года в Казанской митрополии перемен не будет. Но в патриархии решили по-другому, и это стало неожиданностью.

Перевод в Симбирскую митрополию, которая и по величине, и по авторитету гораздо меньше Казанской, можно расценивать и как откровенное понижение, и как возможность… вежливо отказаться и раньше срока уйти на заслуженный отдых, что, в принципе, неплохо. Но владыка Анастасий, как сообщил источник в Казанской митрополии, пакует вещи, собирает митры и намерен все-таки уехать на родину Ленина.

Чем он запомнится пастве? Плохо или хорошо, но он встал у руля более двадцати пяти лет назад, в эпоху перемен. А вообще его церковная деятельность в Казани - это около полувека. В момент назначения его епископом Татарстанским и Марийским наша епархия насчитывала более десятка храмов. Сейчас их более трех сотен.

При нем началось возрождение монастырей, в том числе нашей жемчужины - Раифской обители, при нем вернулся к жизни Свияжск с его храмами и монастырями. При владыке Анастасии открылась духовая семинария, началось повсеместное строительство новых храмов.

Наверное, как большинство управленцев, он совершал ошибки. Но тот, кто без греха, пусть первым бросит камень. Одна из таких ошибок - кадровая. Окружил себя не теми людьми - одно назначение на должность проректора студента девятнадцати лет от роду чего стоит. Но кто не совершает ошибок? И будут ли их помнить? А возрождение Раифской обители, Богородицкого мужского монастыря, где сейчас хранится подаренная понтификом Казанская чудотворная икона Богоматери, десятки воскресных школ для детей и их родителей, да и много других добрых дел - все это останется последующим поколениям православных края. И помнить будут это.

Вот ирония судьбы! Первый храм, возвращенный при владыке Анастасии его титаническими усилиями, - собор Петра и Павла в Казани, один из самых красивых в митрополии и нежно любимый верующими. И об отставке митрополита весть пришла 12 июля, в престольный праздник этого собора. Круг словно замкнулся.

Первый храм, возвращенный верующим усилиями Анастасия, - Петропавловский собор в Казани

Священник, дипломат, общественный деятель

Налицо рокировка: наш владыка едет в Ульяновск (если не передумает в последний момент), а владыка с родины Ильича митрополит Феофан (Ашурков) отныне займет его рабочий кабинет в здании митрополии на улице Карла Маркса в Казани. Возможно, все было решено еще в мае этого года, когда в Симбирскую митрополию приезжал с визитом патриарх, просто фигуранты дела узнали об этом решении позже, как часто бывает.

Можно сказать, что нашей пастве повезло: митрополит Феофан - один из авторитетнейших иерархов РПЦ. Судя по его биографии, он преуспел и на дипломатическом поприще, и как пастырь. Он родился в небольшом городке в Курской области, очень рано решил посвятить себя церкви и постригся в монахи. Это случилось в 1973 году, что само по себе уже было смелым шагом, - в Стране Советов не поощряли церковную деятельность.

Уже через четыре года нес послушание в русской духовной миссии в Иерусалиме, потом была дипломатическая служба в качестве секретаря экзархата Центральной и Южной Америки, дипломатическая работа в Сирии и Египте. Два последних места работы - штрих важный: наш новый митрополит хорошо знаком с исламом и наверняка сможет установить хорошие отношения с мусульманами республики. С образованием у него тоже все в порядке - духовная семинария и академия, кандидат богословия.

Есть в биографии митрополита Феофана еще несколько ярких и необычных страниц, говорящих о его человеческой смелости. В бытность его архиепископом Ставропольским и Владикавказским, ему приходилось принимать решения в чрезвычайных ситуациях, помогать людям практически по законам военного времени. Осенью 1993 года он был в числе переговорщиков, убеждал не делать неверных шагов и Руцкого, и Хасбулатова. Во время бесланской трагедии разместил раненых детей в монастырях епархии, обеспечивал медикаментами, следил, чтобы лечили и выхаживали.

Во время конфликта в Северной Осетии в 2008 году по его указу в одном из женских монастырей открыли пункт для реабилитации пострадавших детей. Что уж тут говорить - биография мужская, героическая. По сути, владыка прошел многие «горячие точки», где риск был не фантазийным, а обыденным, ежедневным.

Во время бесланской трагедии Феофан разместил раненых детей в монастырях епархии

Участие в деятельности в общественных структурах - тоже на самом высоком уровне. Был членом Общественной палаты, руководил несколькими рабочими группами, в том числе той, что занималась снятием напряженности на Северном Кавказе. Церковная карьера тоже протекает удачно - возглавлял митрополии Челябинскую и Симбирскую.

Но, пожалуй, деятельность владыки Феофана на Северном Кавказе - это все-таки отдельная и важная страница, авторитетные источники сообщают, что в установлении мира и светского, и межконфессионального в этом регионе есть и его немалая лепта. Казанская митрополия, безусловно, благополучный регион, но приход на кафедру энергичного, яркого, харизматичного священника-дипломата можно только приветствовать.

Фото: Роман Хасаев, pravmir.ru, raifa.ru, tatarstan-mitropolia.ru, prav-news.ru, а также из из архива журнала Московской патриархии

Татьяна Мамаева

Похожие статьи