Трагедия жизни нонны мордюковой. Нонна Мордюкова: Почему Самойлова приревновала ее к Дворжецкому Личная драма: затянувшееся прощение…

Сыграв первую роль в кино, не снималась пять лет

Первая роль Нонны Мордюковой - роль героини Краснодонского подполья Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия», которую режиссер Сергей Герасимов снял в 1948 году. Вместе с Мордюковой в «Молодой гвардии» снимались молодые актеры Сергей Бондарчук , Инна Макарова , Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов ... Именно на съемках этого фильма Мордюкова влюбилась в Тихонова, за которого вышла замуж и прожила с ним 13 лет. Но в то же время Нонна отвергла любовь режиссера Герасимова, который после этого еще долго ей мстил. Говорили, только по воле авторитетного в киношном мире Герасимова молодой актрисе отказывали в ролях. В середине 50-х годов Сергей Герасимов приступил к созданию «Тихого Дона» по роману Михаила Шолохова . Мордюкова мечтала сыграть роль Аксиньи. Но в самый последний момент режиссер неожиданно пригласил на эту роль молодую, никому в то время не известную Элину Быстрицкую . Для Нонны это был страшный удар, потом депрессия.

В общей сложности после «Молодой гвардии» Мордюкова не снималась пять лет.

Первой обнажила грудь

Об этом факте мало кто знает, но именно Нонна Мордюкова одной из первых в советском кинематографе обнажила на экране грудь - в фильме «Комиссар», снятом в 1967 году режиссёром Александром Аскольдовым . Действие фильма происходит во время Гражданской войны, Мордюкова играет комиссара Красной армии Клавдию Вавилову , привыкшую к суровой, мужской военной жизни, и, казалось бы, утратившей все женское. Но неожиданная беременность меняет ее жизнь.


Судьба фильма оказалась трудной. Картину сочли идеологически вредной - революцию режиссер показал кровавой. Возмутила чиновников и ассоциация на экране комиссара в юбке с Богородицей и неприличное обнажение Мордюковой, когда ее героиня кормить грудью ребенка. Фильм приказали уничтожить, режиссеру запретили заниматься профессией, а Мордюкову взяли на карандаш. Но кинопленка чудесным образом уцелела и была найдена через 20 лет. За роль в этом фильме Нонну Викторовну признали одной из лучших мировых актрис.

Ударила Никиту Михалкова

Этот случай произошел на съемках фильма «Родня», который режиссер Никита Михалков снял в 1981 году. Снимали сцену на вокзале, Михалков сидел высоко на кране и требовал от Мордюковой более откровенной игры, режиссеру почему-то не нравилось, как Нонна Мордюкова играет в этой сцене. Кричал, не стеснялся в выражениях и оскорбил актрису. Нонна не выдержала и ушла с площадки в вагончик, расположенный рядом. Михалков за ней, не унимался, требовал доиграть сцену. Тогда Нонна, крепко сжав кулак, со всей силы ударила режиссера в грудь. Потом схватила его за рубашку так, что на пол посыпались все пуговицы. Правда, уже вскоре Мордюкова с Михалковым помирились. Через некоторое время он сам пришел в номер Мордюковой в гостинице, актриса его простила.


Нонна Мордюкова в фильме "Родня"

В честь Мордюковой назвали звезду

Мало кто знает, но в ноябре 2005 года, когда Нонна Мордюкова отметила свой 80-летний юбилей, ее именем назвали малая планету солнечной системы, до этого числившаяся в астрономических справочниках под номером 4022.

Включили в десятку лучших актрис 20-го века

Талант великолепной актрисы Нонны Мордюковой много раз был отмечен самыми высокими наградами и премиями. Она - лауреат Государственной премии СССР (1949 год, за роль Ульяны Громовой), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 год). Актриса была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени - в 2000 и 2005 годах. Но мало кто знает, что Нонна Мордюкова входит в десятку выдающихся актрис 20-го века. В этот почетный список нашу актрису включили составители британской энциклопедии «Who Is Who» («Кто есть кто») в 1992 году.

Нонна МОРДЮКОВА

Ноябрина (Нонна) Мордюкова родилась 27 ноября 1925 года на Кубани - в станице Отрадная Донецкой области. Своим редким именем она целиком обязана матери. По семейному преданию, однажды мать познакомилась с хорошей женщиной, которая поразила ее своим рассказом о том, как она встречалась с Лениным. И звали ту женщину Нонна. Когда в семье Мордюковых родился первый ребенок (это была наша героиня), мать пошла в сельсовет регистрировать ребенка. Попросила назвать Нонной. Однако регистраторша посмотрела в свою книгу и такого имени там не нашла. Тогда она посоветовала матери назвать девочку Ноябриной (на дворе как раз был ноябрь). «Потом сложите первый слог с последним и будет вам Нонна», - сказала регистраторша. Мать так и поступила. Семья Мордюковых была многодетной: после нее на свет родились еще пятеро детей (два брата и три сестры).

Отец Мордюковой был военным, а мать работала в колхозе. По словам самой Нонны Мордюковой: «В моей памяти как бы полное отсутствие отца. Наверно, это потому, что он был постоянно в военных лагерях. И там, я думала, он будет всегда. Мне не повезло: я не любила своего отца…

В основном маленькую Ноябрину воспитывала мать. Это была умная, работящая и наделенная неплохими артистическими данными женщина. Последнее качество позднее передалось и ее старшей дочери.

Мордюкова была старшим ребенком в семье, и на ее плечи ложилось множество забот. По ее же словам: «Еще маленькая была, а уже в поле тяжело работала, за скотиной смотрела, ведра тяжеленные с водой таскала. А тут братья да сестры пошли младшенькие - один за другим, один за другим. И потаскала я их на закорках, и понянчила вдоволь, и соплей понавытирала».

В отличие от отца, о своей матери Мордюкова вспоминает с любовью: «Мама меня любила не за то, что я была маленькая и хорошенькая, а за то, что я понимала ее больше всех, была ее как бы тихим стражем. Мне кажется, мама искала кровного союзника во всех разгоравшихся делах и видела таким только меня».

Однако чуть ниже есть и такие строчки о том же человеке: «И все-таки был в моей жизни момент, когда я ненавидела свою маму. И ее подагру на левой ноге, и то, что она шибко много знает, и то, что она лучше всех. Все у нее лучше всех, а сама она все брюхатая и брюхатая. А нянчила я!..

У матери Мордюковой был прекрасный голос, и она замечательно пела как русские народные песни, так и романсы. Не отставала в этом плане от матери и ее старшая дочь. Однако уже с 12-ти лет девочка начала мечтать не о музыке, а о кинематографе. По ее словам: «Еще учась в школе, заразилась мечтой пойти туда, где делают волшебные произведения - кинофильмы… Просмотры фильмов происходили у нас в непритязательных условиях: хатка под камышовой крышей, проекционный аппарат стоит тут же, среди зрителей…

И вот в свои 12–13 лет я была не только заворожена происходящим на экране, но еще и удосуживалась по-хозяйски прикинуть возможности воздействия кино на сидящих в зале, понять силу гипноза экрана и нужность его для того, чтобы быть поводырем к осязаемой цели взрослых - построению новой жизни».

Тогда же, в конце 30-х, юная Мордюкова после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», в котором главную роль играл Николай Мордвинов, отважилась написать ему в Москву письмо. Как это ни удивительно, но послание дошло до адресата и даже более того - Мордвинов прислал 12-летней девочке ответ. В ответном письме он советовал девочке закончить 10 классов и попробовать поступить во ВГИК.

Однако потом грянула война, и мечту о кинематографе пришлось на время отложить. Семья Мордюковых попала в оккупацию. «Вспоминаю, как немцы входили к нам. Шли они днем по шоссе, двигались к перевалу Северного Кавказа. Улицы пустынны, все наблюдали за ними из щелей домов… Мы были уверены, что они пройдут через нашу станицу - и все, больше не будет их. Кто-то что-то должен же сделать, чтобы прогнать немцев…

Как село солнце, немцы сразу по хатам и сараям стали на ночь селиться. «Млеко! Млеко, меди!» - слышались их приказы. Деловое устройство каждой персоны проявлялось четко. Звякали крышки от кастрюль и чугунков, немцы раздевались, поливали друг друга с головы до ног. Жарко. Расселись за столы. Доставали что-то из рюкзаков, а что с печки брали. Усталые. С местным населением не общаются, как будто это мухи, летающие в жару…

К нам никого не подселили - хата мала, а детей куча…

Десятый класс Мордюкова окончила в Ейске в 1945 году и сразу после этого решила ехать в Москву «поступать на артистку». «Подгадала момент, когда мама в Старощербиновку уехала на рабочем поезде. Братья и сестры с охотой приняли мою игру в сборы и проводы. На «горище» (чердаке) брат нашел самодельный деревянный чемодан с переводными картинками на крышке, завернули на дорогу кукурузных лепешек. В старом чайнике в беспорядке хранились деньги, весь семейный капитал. Взяла шестнадцать рублей, подкрасила немного губы типографской краской (мать одной девочки работала в газете «Ейская правда» и на газетном клочке приносила красную и черную краску себе и подругам, а мы ее потом разводили постным маслом)…

Ехала до столицы долго - четыре дня… Боже, как трудно было мне найти этот ВГИК! Помню, на трамвае № 39 дозвякали, дальше немного пешочком. А вот и они, эти столбы с арками и колосками. Правильно: слева ВДНХ, справа ВГИК…

Мордюкова пришла на экзамены совершенно неподготовленная. Кроме этого, она и выглядела соответственно своему происхождению: на ней было старое ситцевое платье и галоши. Предварительно ничего не учила: ни стихотворения, ни басню, ни прозу. Когда же дошла очередь до нее, она просто взяла и стала рассказывать экзаменаторам истории, которые сама сочинила еще дома. По ее словам: «Я кинулась рассказывать, что было и чего не было, в такой раж вошла, что аж «тырса полетела». Они уже все покотом покатились, платочками слезы вытирают от смеха, а я наяриваю еще больше: чувствую, на золотую жилу напала».

Судя по всему, рассказывала Мордюкова свои истории так талантливо, что высокая комиссия не устояла - девушку зачислили на первый курс (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). Первый семестр был испытательный, после него многих студентов должны были отчислить. Однако Мордюкова во ВГИКе училась на «отлично», поэтому ни о каком ее отчислении речи никогда не шло. Жили студенты-лимитчики в загородном общежитии на станции Лосиноостровская. Жили, как и все тогда, не сладко.

«Есть хотелось круглосуточно, - вспоминает Нонна Мордюкова. - Снилось, что ты дома, что-то жуешь с жадностью, набираешь каких-то пышек, а просыпаешься - пусто. Видишь только, как спят твои коллеги в одежде, в обуви, сверху накрытые матрацами…

Да, первые послевоенные годы были ужасно тяжелыми. Нам давали рабочую хлебную карточку. Хлеб весь мы тут же, в магазине, съедали до крошечки, а то и наперед брали. Вечно забирали хлеб на десять дней вперед… Стипендии хватало ровно на четыре дня, потому что, получив деньги, бежали на рынок и покупали у частников хлеб. Так вот несколько дней попируем - и хлеб, и картошка, - потом опять жди…

В 1947 году, когда Мордюкова училась на втором курсе, режиссер Сергей Герасимов решил экранизировать популярный тогда роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Для исполнения главных ролей в фильме требовались молодые актеры, студенты ВГИКа. Отбирать их в институт приехал сам Герасимов. В числе прочих на роль Ульяны Громовой была отобрана 21-летняя Нонна Мордюкова.

Съемки фильма проходили летом 1947 года на родине «молодогвардейцев» - в Краснодоне. Как вспоминает сама актриса: «Надо было идти в дома тех родителей, детей которых нам предстояло играть. И я поутру побежала в хутор Первомайский к реке Каменке, где мне указали домик Громовых. Постучала и вошла. Вытянувшись, как перед смертью, мать Ульяны лежала, слившись с кроватью, и, видимо, не поднималась уже давно. «Вот, вот она, - подумала я. - Это Уля, только в возрасте и больная». (Она так и не встала больше с постели.) Какое иконописное лицо, длинная шея и большие черные шары - зрачки. Уля, конечно, взяла у нее более смягченный вариант.

Отец засуетился, стал угощать сорванными с грядки огурцами с пупырышками. Он ладонями протер огурцы, еще затуманенные утренней росой, и подал мне:

- «На, Ульяша наша, ешь!..

Сели обедать. Мать еще раз улыбнулась какой-то, мне показалось, снисходительной улыбкой:

- «Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяши, только ты очень смуглявая, а Ульяша была белотелая. Скажи там, чтоб тебя подгримировали…

Фильм «Молодая гвардия» в 1948 году стал лидером проката (около 80 млн. зрителей посмотрели его) и оказался счастливой путевкой в большой кинематограф не только для Мордюковой, но и для целой группы других советских актеров. В нем снимались: Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо. Роль Володи Осьмухина сыграл 19-летний Вячеслав Тихонов, первый муж героини нашего рассказа.

До Тихонова Мордюкова встречалась со студентом все того же ВГИКа Петей. Сама она так вспоминает об этом: «Я тогда «крутила романчик» с одним пареньком. Ну такой он был красивый - невозможно! Я иногда пользовалась его лекциями. Мне, признаться, боязно было брать в руки его тетрадки - белоснежные страницы, чертежики, маленькие такие, аккуратненькие… Ногти у него полированные, белье пахнет мылом - он каждый день стирал в общежитии.

Из дому, с подмосковной станции Железнодорожная, он привозил баночки, завязанные бантиком, с квашеной капустой, медом. Еще чемоданчик картошки, свеклы, морковки. Вечерами в коридоре на керосинке готовил себе еду…

Он пионерчик из пионерского лагеря. И в этом его прелесть. А какой красавец, какой отличник! По всем предметам…

Лягу, бывало, спать и думаю: вот бы сшить ему из черного вельвета куртку на молнии - как бы ему шло! Купила я ему все-таки отрез этого черного вельвета, и мы пошли к одной тетке - портнихе. Она, правда, упиралась: мужикам не шью. Но я ее убеждала, умоляла - и уговорила. И фасон сама нарисовала.

Приходит мой Петенька как-то в понедельник в вельветовой куртке - все ахнули. Щеки розовые, лицо белое, глаза синие и крутой кудрявый чуб. Ангел! Красавец! Неужели мы с ним встречаемся?..

Короче, дело у молодых явно шло к свадьбе, однако в самый последний момент все разладилось. Приехала к дочери ее мама с Кубани, и поехали они на станцию Железнодорожную, в гости к Пете и его родителям. И после этой встречи мама сказала дочери: «Да на черта они нам сдались!»

Как пишет Нонна Мордюкова: «Тут я поняла, что Петя - это не тот человек, которого я придумала, а самовлюбленный отличник по всем предметам, кроме мастерства актера. Мама была у меня умная - она сразу отметила полную несовместимость нашего мира с Петиным».

Вот после этого неудачного романа Мордюкова и влюбилась в Вячеслава Тихонова (родился в городе Павлове-Посаде Московской области). По ее словам: «Он ко мне совсем не испытывал интереса, а я, завороженная его красотой, напором своим, желанием своим закружила ему голову…

В 1948 году у Мордюковой и Тихонова родился мальчик, которого назвали Володей. В том же году на экраны страны вышел фильм «Молодая гвардия», а через год почти все его участники были удостоены Сталинской премии.

Между тем, даже несмотря на свое лауреатство, Мордюкова и ее семья влачили бедное существование. В 1950 году, когда молодожены заканчивали ВГИК, их выселили из общежития. Пришлось скитаться по друзьям. В том же году Тихонова пригласили сниматься в фильме «В мирные дни», и он уехал в длительную командировку. Мордюкова осталась с ребенком одна. Вспоминая те дни, она пишет: «Я каждый вечер придумывала, у кого бы переночевать: после защиты диплома в общежитии уже нельзя было оставаться. Жилья в Москве совсем не строили, трудно себе даже представить, как тяжело тогда было с этим. Придешь к кому-нибудь в гости, а они тебе белоснежную постель стеляют. Укутаю ножки сына потуже, чтоб санитарные дела были только в этой зоне подстеленной клееночки, и засыпаю как убитая. Ночью разосплюсь, намотавшись за день, и не замечу, как дите раскинется и фонтанчик мимо меня направит прямо на белоснежную простынку. Ой, чего только не было! Замучилась.

И вот пошли мы с Галей Волчек в Госкино. Ей тогда было всего четырнадцать лет. Стоит она, в матроске и в пионерском галстуке, держит моего сына на руках внизу, в коридоре, а я сижу наверху, в кабинете. Повезло. Умный такой дядька попался, Н. И. Шиткин, дал направление в барак…

Тот барак, о котором упоминает Мордюкова, находился возле метро «Аэропорт». Тогда там шло строительство домов, в которые позднее переедут жить многие известные артисты, писатели, художники и прочий творческий люд. Мордюкова получила в том бараке крохотную комнату, к тому же, проходную. Вот почему, когда из командировки вернулся муж, он этим переселением был недоволен. Как вспоминает актриса: «Он представлял себе под словом «квартира» и по многим восторженным интонациям при описании нашей жизни совсем-совсем другое жилье… Обвинил меня в том, что я согласилась взять такую комнату, довел до слез. А уж чтобы мне выйти к соседям, то только тайно. Откуда у него, думала я, такого молодого, можно сказать, пацана, столько строгости?!»

Стоит отметить, что в отличие от жены (на руках которой был маленький ребенок), Тихонов в начале 50-х годов довольно активно работал в кино. На его счету были такие фильмы: «В мирные дни» (1951), «Максимка» (1953), «Об этом забывать нельзя» (1954), «Звезды на крыльях» (1955), «Сердце бьется вновь» (1956). Кроме этого, до 1957 года Тихонов состоял в штате Театра киноактера. Его лучшей работой на этой сцене была роль Медведя в спектакле, поставленном Эрастом Гариным по пьесе Е. Шварца «Обыкновенное чудо». Как писал критик Н. Коварский: «Впервые именно в этом спектакле открылось, что Тихонов актер, способный к воссозданию глубокой внутренней, психологической, эмоциональной, интеллектуальной жизни персонажа».

Огромную популярность Тихонову в народе принесло исполнение роли Матвея в фильме С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1957-й, 13-е место в прокате - 30,5 млн. зрителей). Это был тот самый «звездный час», о котором мечтает каждый актер. В 1959 году фильм взял приз на Всесоюзном кинофестивале в Киеве.

Между тем Мордюкова, снявшись в 1947 году в «Молодой гвардии», затем около пяти лет нигде не снималась. По этому поводу она вспоминает: «Когда я еще студенткой сыграла Ульяну Громову и пережила вместе со своими друзьями первый успех, то мне казалось, что отныне так ладненько, складненько жизнь и пойдет дальше. Но отшумела премьера, отзвенели добрые слова в наш адрес, а дальше - тишина. Целых четыре года у меня не то что роли - маленькой ролишки не было».

Наконец в 1952–1953 годах Мордюкова снялась в двух картинах: в фильме В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» у нее была маленькая роль Огородниковой (этот фильм занял в прокате скромное 16-е место), а в фильме киевского режиссера Т. Левчука «Калиновая роща» ей досталась роль Надежды. Оба фильма нельзя было назвать удачей актрисы. Казалось, что ее «звездный час» никогда уже не наступит. Даже когда в 1954 году режиссер Михаил Швейцер вызвал актрису на пробы в свой фильм «Чужая родня», она в душе сомневалась в успехе. И действительно, эти пробы не понравились руководству картины, и Мордюкова собиралась уходить, когда режиссер внезапно уговорил ее остаться. И главную роль - Стеши - она в фильме все-таки сыграла. Это был ее «звездный час». После этого у актрисы одна за другой пошли роли, которые вывели ее в число лучших актрис не только советского, но и мирового кино. Это вовсе не преувеличение, так как позднее (в 1992 году) имя Нонны Мордюковой будет занесено в Британскую энциклопедию кино. Кроме нее, этой чести будут удостоены еще две советские актрисы: Ф. Раневская и В. Анджапаридзе.

В середине 50-х Мордюкова имела прекрасную возможность сыграть роль-мечту - шолоховскую Аксинью в «Тихом Доне», экранизировать который задумал С. Герасимов. Однако в самый последний момент режиссер вдруг решил пригласить на эту роль молодую и никому пока не известную актрису Элину Быстрицкую. По словам Мордюковой, для нее это был столь тяжелый удар, что она едва не наложила на себя руки! Затем вроде отошла, благо, без работы ей тогда сидеть не приходилось.

В конце 50-х годов Мордюкова снялась в следующих фильмах: «Екатерина Воронина» (1957, 11-е место в прокате - 27,8 млн. зрителей), «Добровольцы» (1958, 17-е место - 26,6 млн.), «Отчий дом» (1959). Попадала в эти фильмы актриса по-разному. Вот, например, как получилось с «Добровольцами». Его режиссер Юрий Егоров однажды шел по коридору студии имени Горького и лицом к лицу столкнулся с Мордюковой. «Нонна, - сказал он ей, - выручи меня. Мне нужна актриса на эпизодическую роль. Надень брезентовую робу и иди в павильон. Там установлена декорация шахты метро. Сядь там и пей из бутылки молоко. Больше ничего от тебя и не требуется».

Отмечу, что буквально через два года после этого маленького эпизода, тот же Ю. Егоров пригласил Мордюкову на главную роль в свою новую картину «Простая история». Собственно, иначе и быть не могло, так как сценарист Б. Метальников писал главную роль именно на Нонну Мордюкову. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, которые навсегда полюбили эту замечательную актрису. На съемках этого фильма актриса внезапно увлеклась одним из своих партнеров по картине - Василием Шукшиным. Сама она так вспоминает об этом: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех. Студент, приглашенный студией Горького на переговоры для съемок в фильме «Простая история». Ему отводилась роль молодого возлюбленного Саши Потаповой, которую играла я…

Был он в солдатской форме и в сапогах, которые еще долго потом не снимал… Радость какая, думала я, какая радость - вот человек! Учится на режиссерском, сибиряк, красивый…

Мы уже начали заниматься гримом, а я все подсчитывала, когда же начнется экспедиция и появится Вася. Нет, что ни говорите, а есть такие люди, которые «кормят» нас, они излучают прану, то есть жизнь. При таком человеке в душе все успокаивается, все распределяется как надо. Какая это бесценная награда, когда встречается такой вот человек!

Мы жили общежитием, и я, не скрою, всегда безошибочно узнавала скрип Васиных кирзовых сапог, всегда угадывала, в какую комнату он вошел. Захаживал он и к нам. Мы жили вдвоем со вторым режиссером Альперовой…

Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда. Слава Богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…

Последние слова актрисы выдают нам непростые отношения, которые сложились в ее семье в то время. К началу 60-х годов их брак с Тихоновым сохранял лишь внешнее благополучие и был готов рассыпаться в любую минуту. Так оно и произошло. Причем толчком к этому послужила смерть матери Мордюковой. На вторые сутки после похорон «звездная» пара, после 13 лет совместной жизни, подала на развод. Почему это произошло? Сама актриса на этот счет откровенно признается: «Сколько помню наше супружество - всегда в долгах как в шелках, от зарплаты до зарплаты еле перебивались. Да и жили с ребенком в проходной комнате, через нас люди чужие десять лет ходили - туда-сюда, туда-сюда… Нет, тяжело, безденежно мы жили. Когда разводились - и делить ничего не надо было…

Друг другу мы не подходили. Как будто с разных планет два существа на одной жилплощади вдруг оказались… Я родом с Кубани, где говорят и смеются громко, а он был тихий, чистый, красивый павловопосадский мальчик… Не нравилось ему, что я заметная, яркая. Когда шли в гости, он всегда говорил: «Нонна, я тебя умоляю, не пой частушки». Он частушками всякое мое пение называл - даже романсы… И еще обида на всю жизнь осталась у меня - никогда, ни разочка он меня с днем рождения не поздравил. Бывало, солнце уже садится, а я все жду, что вспомнит… Не дождалась… А себя зато очень любил в молодости - каждый свой пальчик, каждую черточку…

Я давно поняла, что он мне активно, трагически не нужен. Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить. Вернее, не жить, а мучиться - ни ему домой не хотелось, ни мне… А расходиться было стыдно. Тогда же времена другие были, иначе на эти вещи смотрели. Да еще мама… Приедет в Москву с Кубани, я плачу в голос: ой, мамочка, не могу, хочу развестись… А она расплачется в ответ и причитает: не бросай, доча, а то останешься на всю жизнь одна. Мама опытным, прозорливым человеком была, она своим женским чутьем понимала, что честности, стабильности у мужа моего не отнять. Он не выпивал, по сторонам не смотрел - думаю, что и не изменил мне ни разу. Впрочем, как и я ему. Но только мама умерла - мы через два дня после ее похорон и расстались. Подозреваю, что он вздохнул с облегчением, когда снова женился - на этот раз на своей женщине…

В 60-е годы Мордюкова снималась довольно много, и большинство ее ролей всегда радовало зрителей. Вот лишь некоторые из этих фильмов: «Все начинается с дороги» (1961), «Председатель» (1964, 12-е место в прокате; 1965 г. - 65,7 млн. зрителей), «Женитьба Бальзаминова» (1965: за эпизодическую роль - купчихи - актрисе присудили премию братьев Васильевых), «Бриллиантовая рука» (1-е место в прокате - 76,7 млн. зрителей), «Журавушка» (8-е место - 37,2 млн). Два последних фильма вышли в 1969 году.

В 1964 году свет увидел первый выпуск книги-сборника «Актеры советского кино». И не случайно, что в этой книге оказались статьи о Нонне Мордюковой и Вячеславе Тихонове - одних из лучших актеров советского кино. Тихонов в то время был уже женат повторно, а вот его бывшая супруга официальных браков больше не заключала. По ее словам: «Выходила я замуж, да только без загса. Правда, неудачно. Мужья мне все не те попадались. Красивые были, как боги, но какие-то инфантильные, несостоявшиеся. У одного все пять лет нашей жизни пишущая машинка на одной странице была заправлена, другой чуть ли не каждый день присказку повторял: «Тебе хорошо, ты известная артистка». А я их успокаивала, я пыль с них сдувала, я лепила их в своем воображении, наделяла несуществующими достоинствами, пока однажды пелена с глаз не падала…

Оно, конечно, от женихов отбоя не было, да все больше пацанва рядом крутилась - на 15–20 лет моложе меня. Я прямо ночами уже от них отбивалась, а вот настоящий мужчина так и не повстречался. А мне ведь многого не надо было, всего-то и хотелось, чтоб внимательный был, да чтоб ноши семейные на свои плечи взял».

У Мордюковой было много любовных романов, причем случались среди них и громкие. Например, с самим Сергеем Герасимовым. Как гласит легенда, дело у них зашло так далеко, что пришлось вмешаться ЦК КПСС. Герасимова вызвали на Старую площадь и настоятельно попросили прекратить безобразие. «Ведь вы же женатый и заслуженный человек! - увещевали режиссера. - Как вам не стыдно!» Короче, уговорили.

В другой раз актрису угораздило влюбиться в чистородного князя на 8 лет ее моложе. Во время этого романа с Мордюковой случилась забавная история. Актриса вспоминает:

«Это случилось, когда в Кузьминках построили первые панельные дома, похожие друг на друга, как близнецы. Вечером я сыграла спектакль в Театре киноактера и вся была полна ожидания встречи Нового года с любимым. Надеялась поймать такси. По этому случаю вырядилась - туфли на шпильках, чулки-паутинки. Долго ли, коротко ли, но такси меня подхватило. Довез шофер до «кирпича» и говорит: «А дальше иди сама, я ехать не могу». Найди попробуй, когда после 57-го номера дома на следующем стоит 9, а следующий дом 12 рядом с 28-м! Доискалась я до слез, а 14-го дома не вижу. Гляжу на часы: вот-вот 12 часов.

В истерике позвонила я в первый попавшийся дом, открывает мужчина, а из рук его вырывается на меня собака. Но он ее сдержал и смотрит на меня, а я его спрашиваю: «Где дом 14-й?» А он говорит: «Теперь уже поздно, заходите». Собаку отстранил и налил шампанского. По телевизору какой-то вождь говорил свою речь, и мы с незнакомцем чокнулись. Он тоже был один, поскольку его жена-биолог была «в поле» и не успела прилететь из-за нелетной погоды.

Позвонила я своему кавалеру, а надо сказать, что был он чистокровный князь. Меня, провинциалку, вечно тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть, с Анатолем Франсом на короткой ноге, - к «белой косточке», к говорливым краснословам. В общем, привлекал декоративный вариант. Звоню, а он мне не верит. Незнакомец предложил ему: «Я провожу вашу даму». А князь гордо: «Я отказываюсь от вашей услуги» - и положил трубку. Проводил меня к 14-му дому мужчина, вошла я в подъезд и вижу: мой американский чулок на коленке разорван. «Какой моветон!» - подумал, наверное, князь, увидев меня. А сидел князь в кресле, длинные ноги до середины комнаты, и со мной даже через губу разговаривать не желает. Сидит дурак дураком и не понимает, что, когда женщина любит, она никуда не денется, на крыльях будет лететь. Потом, конечно, все рассосалось - роман этот продолжался пять лет. А был князь на 8 лет моложе меня, много читал, раскладывал пасьянс, хрипловатым голосом распевал романсы под гитару, но, конечно, нигде не работал. Не понимал, что надо на что-то покупать хлеб, делать ремонт, считал все это ерундой и безумно ревновал меня. А со мной вечно приключались истории, подобные той, что случилась в новогоднюю ночь…

Однако от дел сердечных вернемся в творческую кухню актрисы.

По словам самой Мордюковой, за всю ее долгую кинокарьеру у нее было всего шесть-восемь стоящих ролей. Одна из них шла к зрителям более 20-ти лет. Я имею в виду роль комиссара Вавиловой в фильме режиссера Александра Аскольдова «Комиссар» (по рассказу В. Гроссмана). Картина должна была выйти на экраны страны в 1967 году. Однако премьера тогда не состоялась. Высокое киноначальство нашло фильм «крамольным» (слишком еврейским) и, чтобы обуздать претензии режиссера, подало на него в суд. Народный суд Бабушкинского района, несмотря на свидетельские показания Нонны Мордюковой и Р. Быкова в пользу А. Аскольдова, посчитал последнего виновным и вынес вердикт в пользу его профнепригодности. Режиссера уволили с киностудии, исключили из партии и по приказу первого секретаря МГК В. Гришина выселили из Москвы за тунеядство. Правда восторжествовала только через 20 лет - в 1988 году «Комиссар» вышел во всесоюзный прокат и собрал массу призов как в СССР, так и за рубежом.

Активное участие Мордюковой в судьбе неугодного режиссера совершенно не сказалось на ее дальнейшей творческой судьбе - она продолжала активно работать в кино. В 1972 году на экраны страны вышел один из лучших фильмов с ее участием - «Русское поле», который занял в прокате 2-е место (56,2 млн. зрителей). Одну из главных ролей в этой картине сыграл и сын нашей героини - Владимир Тихонов. (Закончив ВГИК, он стал профессиональным актером, сыграл в двух десятках картин. Его первой женой была «кавказская пленница» Наталья Варлей, в браке с которой на свет родился сын Василий.)

В 1974 году судьба свела Мордюкову и с бывшим мужем - Вячеславом Тихоновым. Правда, вновь на бумаге: им одновременно были присвоены звания народных артистов СССР.

В 1976 году Мордюкова сыграла одну из самых заметных своих работ в кино - в картине Г. Чухрая «Нетипичная история». В картине рассказывалось о том, как мать скрывала своего сына-дезертира от ухода на фронт во время Великой Отечественной войны. Именно эту мать и предстояло сыграть нашей героине. Работа над картиной принесла удовлетворение всему коллективу, и дело оставалось за малым - чтобы фильм наконец увидели и зрители. Однако…

17 декабря 1977 года состоялся общественный просмотр картины в Московском Доме кино. И буквально в тот же день на свет появилось письмо неких «киноработников», которое было отправлено тогдашнему министру обороны СССР Д. Устинову. Приведу лишь отрывок из него: «В 2-серийной большой картине подробно рассматривается не героизм матери, а ее предательство. Такой она и запоминается в ярком исполнении Нонны Мордюковой, и чем лучше она ее играет, тем страшнее и отвратительнее остается в памяти этот образ матери-предательницы…

Младший сын ее Митя получает повестку идти в армию, защищать Родину. Мать же толкает его на дезертирство, укрывает у себя в доме, на чердаке. В результате морального падения мать и сын раскрываются в самом уродливом виде, вызывая омерзение…

Зачем с экрана показывать миллионам зрителей эту стряпню? Зачем обвинять в напраслине миллионы еще живущих матерей и вдов, потерявших в эту войну своих сыновей и мужей?!

Мы убеждены, что эта выдуманная (на самом деле заметка о подобном случае была помещена в одной из тогдашних советских газет. - Ф. Р.) антинародная, а, значит, и антипартийная картина вызовет справедливый и великий гнев народа не только к тем, кто создал эту мерзость, но и к тем, кто выпустил ее на экран. Вызовет громадное недоумение у друзей за рубежом. Вызовет неприкрытую и огромную радость наших врагов. Такого вреда они не смогли бы нанести и миллиардами долларов со своими радиостанциями клеветы, со своими агентами ФБР…

После этого «сигнала» на ноги были подняты значительные силы для того, чтобы помешать выходу картины на широкий экран. Фильм затребовали в Главное политическое управление Советской Армии, посмотрели и вынесли веское резюме: «В таком виде картина выйти на экран не может!» Пришлось Г. Чухраю вносить в него значительные поправки, выбрасывать в корзину целые куски. Так продолжалось несколько месяцев. В конце концов фильм все-таки выпустили на экран, правда, уже под другим названием - «Трясина». В прокате 1978 года ее посмотрели 19,7 млн. зрителей.

Очередным успехом Мордюковой на кинематографическом поприще стала роль в фильме Никиты Михалкова «Родня» (1982). После него об актрисе вновь вспомнили и зрители, и критики.

В 1984 году Мордюкова съехалась со своим сыном Володей, и они поселились в знаменитом высотном доме на Котельнической набережной. Однако совместная их жизнь длилась недолго. В 1990 году, в возрасте 42-х лет, Владимир скончался из-за злоупотреблений алкоголем и наркотиками. К последним он пристрастился еще в 18-летнем возрасте, когда его мать уехала на четыре месяца сниматься в фильме «Комиссар». Когда она вернулась, Володя был уже в больнице. Тогда он клятвенно ей пообещал, что бросит это пагубное увлечение. И одно время (пока служил в армии) твердо держал свое слово. Но затем все завертелось по-прежнему: друзья, выпивки, наркотики. Даже две женитьбы и рождение детей не смогли вытащить его из омута. На экране Владимир Тихонов выглядел сильным и красивым молодым человеком, игравшим только положительных героев. А в жизни все оказалось иначе. В чем причина такого исхода? Приведу на этот счет слова Н. Варлей: «Можно сказать, что он погиб… Он шел к этому. Это и было причиной того, что мы разошлись… Мне очень его жаль. Я не смогла предотвратить его гибель. Наверное, просто не хватило сил. Может быть, сейчас, с моим сегодняшним характером, я смогла бы отречься от всего, положить жизнь на то, чтобы человека вытянуть… Когда рожала Васю, я еще не была разведена, но уже знала, что не смогу жить с мужем. И все-таки оставалась надежда: вдруг что-то изменится?..

В отличие от многих своих подруг-киноактрис, которые сумели удачно выйти замуж или скопить какой-то капитал, Мордюкова этого сделать не смогла. Почему? Как она сама признается: «По дурости. По неталантливости своей в смысле обогащения, накопления благ. В нашей стране, если человек хотел что-то иметь, нужно было жить под карандашик - того себе не позволить, этого… А мне напрочь Бог такого дара не дал. Деньги я считать не умела и не умею».

Несмотря на свой возраст Мордюкова и сейчас ведет довольно активный образ жизни. Ее можно часто видеть на различных творческих встречах, или как их теперь именуют - тусовках. Из последних киноработ актрисы следует отметить фильм В. Меньшова «Ширли-мырли». И Мордюкова написала книгу воспоминаний, которая увидела свет в 1997 году.

Р. S. В 1992 году одной из планет Солнечной галактики было присвоено имя Нонны Мордюковой. Номер планеты - 4022.

Из книги Непарадные портреты автора Гамов Александр

XII. Нонна Мордюкова «Я ВИНОВАТО ИСКАЛА ЛУЧ СОЛНЦА...» Эту главу я делал в соавторстве с Любовью Гамовой. (Она - моя жена, профессиональная журналистка, работала на Оренбургской студии телевидения - где, кстати, и родилась наша семья, - в читинской газете «Забайкальский

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

4. В ЦКБ Нонна Викторовна разгадывала кроссворды В начале ноября 2006-го Мордюкову из-за проблем со здоровьем госпитализировали в Центральную клиническую больницу. Нонна Викторовна не любила, чтобы ее навещали в палате. Но для корреспондентов «Комсомолки» она сделала

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

«Он первый сказал: «Нонна, прости...» - Нонна Викторовна, пока вы были в ЦКБ, там же и Вячеслав Тихонов тоже лежал. Вы с ним не виделись?- Нет. Зато потом... Ну и что? Он же первый про меня по телевизору - фильм назывался «Все о тебе», то есть о Мордюковой - сказал: «Нонна, я

Из книги Знаменитые Стрельцы автора Раззаков Федор

Нонна МОРДЮКОВА Ноябрина (Нонна) Мордюкова родилась 27 ноября 1925 года на Кубани - в станице Отрадная Донецкой области. Своим редким именем она целиком обязана матери. По семейному преданию, однажды мать познакомилась с хорошей женщиной, которая поразила ее своим

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Нонна МОРДЮКОВА Свою первую любовь Мордюкова встретила в Москве в конце 40-х, когда училась во ВГИКе. Молодого человека звали Петей, он тоже был студентом-вгиковцем. Сама Мордюкова так вспоминает об этом: «Я крутила романчик с одним пареньком. Ну такой он был красивый –

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Нонна МОРДЮКОВА Ноябрина (Нонна) Мордюкова родилась на Кубани – в станице Отрадная Донецкой области 27 ноября 1925 года (Стрелец-Бык). Читаем в гороскопе:«Деревянному Быку (его год длился с 24 января 1925 по 12 февраля 1926 года; повторяется каждые 60 лет) свойственны достоинства и

Из книги Незабываемые встречи автора Воронель Нина Абрамовна

МОРДЮКОВА Нонна МОРДЮКОВА Нонна (актриса театра, кино: «Молодая гвардия» (1948; главная роль – Ульяна Громова), «Возвращение Василия Бортникова» (1953; Настя Огородникова), «Калиновая роща» (1954; главная роль – учительница), «Чужая родня» (1956; главная роль – Стеша Ряшкина),

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

ТЕРЕНТЬЕВА Нонна ТЕРЕНТЬЕВА Нонна (актриса кино: «Бухта Елены» (Елена Токмакова), «Самый медленный поезд» (главная роль – Лена) (оба – 1963), «В городе С» (главная роль – Екатерина Ивановна Туркина), «Шуточка» (главная роль – Наденька) (оба – 1967), «Дворянское гнездо» (1969;

Нонна Мордюкова КАЗАЧКА

Из книги автора

Казачка с характером (Нонна Мордюкова) Ноябрина (Нонна) Мордюкова родилась на Кубани - в станице Отрадная Донецкой области 27 ноября 1925 года. Своим редким именем она целиком обязана матери. По семейному преданию, однажды мать познакомилась с хорошей женщиной, которая

Из книги автора

Нонна Гришаева и Александр Олешко Привозил я однажды в Ригу и этих прекрасных мастеров пародии.Нонна на сцене – чудо как хороша! Актриса, комедиантка, певица – ей удаются все жанры. Даром что заслуженная артистка России. Ну, может, как телеведущая она несколько

Сыграв первую роль в кино, не снималась пять лет

Первая роль Нонны Мордюковой - роль героини Краснодонского подполья Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия», которую режиссер Сергей Герасимов снял в 1948 году. Вместе с Мордюковой в «Молодой гвардии» снимались молодые актеры Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов... Именно на съемках этого фильма Мордюкова влюбилась в Тихонова, за которого вышла замуж и прожила с ним 13 лет. Но в то же время Нонна отвергла любовь режиссера Герасимова, который после этого еще долго ей мстил. Говорили, только по воле авторитетного в киношном мире Герасимова молодой актрисе отказывали в ролях. В середине 50-х годов Сергей Герасимов приступил к созданию «Тихого Дона» по роману Михаила Шолохова. Мордюкова мечтала сыграть роль Аксиньи. Но в самый последний момент режиссер неожиданно пригласил на эту роль молодую, никому в то время не известную Элину Быстрицкую. Для Нонны это был страшный удар, потом депрессия.

В общей сложности после «Молодой гвардии» Мордюкова не снималась пять лет.

Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия»

Первой обнажила грудь

Об этом факте мало кто знает, но именно Нонна Мордюкова одной из первых в советском кинематографе обнажила на экране грудь - в фильме «Комиссар», снятом в 1967 году режиссёром Александром Аскольдовым. Действие фильма происходит во время Гражданской войны, Мордюкова играет комиссара Красной армии Клавдию Вавилову, привыкшую к суровой, мужской военной жизни, и, казалось бы, утратившей все женское. Но неожиданная беременность меняет ее жизнь.

Нонна Мордюкова в фильме «Комиссар»

Судьба фильма оказалась трудной. Картину сочли идеологически вредной - революцию режиссер показал кровавой. Возмутила чиновников и ассоциация на экране комиссара в юбке с Богородицей и неприличное обнажение Мордюковой, когда ее героиня кормить грудью ребенка. Фильм приказали уничтожить, режиссеру запретили заниматься профессией, а Мордюкову взяли на карандаш. Но кинопленка чудесным образом уцелела и была найдена через 20 лет. За роль в этом фильме Нонну Викторовну признали одной из лучших мировых актрис.

Ударила Никиту Михалкова

Этот случай произошел на съемках фильма «Родня», который режиссер Никита Михалков снял в 1981 году. Снимали сцену на вокзале, Михалков сидел высоко на кране и требовал от Мордюковой более откровенной игры, режиссеру почему-то не нравилось, как Нонна Мордюкова играет в этой сцене. Кричал, не стеснялся в выражениях и оскорбил актрису. Нонна не выдержала и ушла с площадки в вагончик, расположенный рядом. Михалков за ней, не унимался, требовал доиграть сцену. Тогда Нонна, крепко сжав кулак, со всей силы ударила режиссера в грудь. Потом схватила его за рубашку так, что на пол посыпались все пуговицы. Правда, уже вскоре Мордюкова с Михалковым помирились. Через некоторое время он сам пришел в номер Мордюковой в гостинице, актриса его простила.


Нонна Мордюкова в фильме "Родня"

В честь Мордюковой назвали звезду

Мало кто знает, но в ноябре 2005 года, когда Нонна Мордюкова отметила свой 80-летний юбилей, ее именем назвали малая планету солнечной системы, до этого числившаяся в астрономических справочниках под номером 4022.

Включили в десятку лучших актрис 20-го века

Талант великолепной актрисы Нонны Мордюковой много раз был отмечен самыми высокими наградами и премиями. Она - лауреат Государственной премии СССР (1949 год, за роль Ульяны Громовой), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 год). Актриса была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» III и II степени — в 2000 и 2005 годах. Но мало кто знает, что Нонна Мордюкова входит в десятку выдающихся актрис 20-го века. В этот почетный список нашу актрису включили составители британской энциклопедии «Who Is Who» («Кто есть кто») в 1992 году.

Но́нна Ви́кторовна Мордюко́ва (25 ноября 1925, Константиновка, Артёмовский округ, УССР, СССР - 6 июля 2008, Москва, Россия) - советская и российская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1949). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973). Народная артистка СССР (1974).

Включена в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века редакционным советом британской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is Who»).

Нонна (Ноябрина) Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновской Донецкой области. Позже семья Мордюковых переехала в Ейск.

В юности Нонну окружала привычная для нее сельская жизнь. У нее было сложное детство, и преодолевать трудности ей помогал неугасающий бойкий характер. Как говорила о себе сама Нонна: «Я жила слишком пламенно, угловато, не думая о завтрашнем дне. Старалась много работать, с пленками моталась по городам и селам, душу свою сжигала в огне «юпитеров».

Учеба в школе и институте не всегда давались Нонне гладко. Когда она училась в первом классе, ее исключили из школы за озорство и любовь к справедливости, а в институте ее ругали за неуспеваемость по предметам, которые казались Нонне совершенно ненужными в актерской профессии. Об этом времени Нонна рассказывала: «Чуть с голоду не померла! Украла даже однажды булку у квартирной хозяйки». Школьные учителя прочили Нонне актерское будущее и постоянно вспоминали про Бондарчука, который несколькими годами ранее окончил эту же школу. Точные науки Нонне давались с трудом, и однажды она даже подговорила своих одноклассниц написать письмо Сталину о том, что в программе стоит отменить изучение математики и химии.

Еще во время учебы в школе, отправившись однажды в кино, Нонна увидела афишу фильма «Богдан Хмельницкий» с участием Николая Мордвинова, после чего написала ему письмо. Ответ, как ни странно, пришел от актера довольно быстро. В июне 1941 года, когда еще не было известно о войне, Мордвинов рассказал девушке в письме о ВГИКе и просил разыскать его в Москве.

Нонна ехала в Москву в товарном вагоне в течение четырех суток. Выступление перед приемной комиссией грозило поначалу закончиться провалом, но озорная и бойкая Мордюкова начала рассказывать истории из жизни и петь задушевные украинские и кубанские песни. Выглядела Нонна в сравнении с хорошо одетой столичной, уверенной в себе молодежью весьма колоритно. На ней были галоши, надетые на толстые вязаные деревенские носки и старенькое платье. «Сидят, - вспоминала Мордюкова. – С такими лицами, словно мучить сейчас собираются». Нонну попросили прочесть басню или рассказ, и она искренне удивилась: «С газеты что ли читать нужно?», - на лицах членов комиссии появились улыбки. «Ну, расскажи что-то из жизни», - и здесь задорную и веселую Мордюкову было не остановить. Приемная комиссия во время выступления Мордюковой просто покатывалась со смеху. Вечером были известны имена прошедших отбор, и в списке числилось имя Мордюковой. Нонна была принята в мастерскую Бибикова и Пыжовой. Во время учебы, как и все приезжие студенты, она жила в общежитии на станции Лосиноостровская, а в 1950 году после окончания ВГИКа стала актрисой Театра-студии киноактера.

Первой работой в кино и путевкой в творческую жизнь для Мордюковой стали съемки в фильме «Молодая Гвардия» режиссера Сергея Герасимова в 1947 году. Герасимов и Фадеев решили не игнорировать общее сходство героев с актерами, а так как Мордюкова была очень похожа на Ульяну Громову - это предопределило выбор ее на роль.

В 1954 году Мордюкова сыграла роль в фильме «Чужая родня» режиссера Михаила Швейцера. Худсовет крайне недоброжелательно отнесся к кандидатуре Нонны, но Швейцер настоял на том, чтобы роль была сыграна Мордюковой.

В 1957 году Мордюкова сыграла роль Дуси в фильме «Екатерина Воронина», в 1958 году она сыграла в картине «Добровольцы», в 1959 году – в фильме «Ванька», и в этом же году - в фильме «Отчий дом». На съемочную площадку фильма «Добровольцы» Мордюкова попала случайно. Однажды в павильоне Нонна столкнулась со своим давним знакомым по ВГИКу режиссером Юрием Егоровым, который попросил ему помочь: «Выручи, Нонна! Надень вот эту брезентовую робу и сядь в павильоне, где установлены декорации шахты метро, сядь и пей молоко из бутылки». Мордюкова согласилась, и решила сымпровизировать, придав своей маленькой роли неповторимую индивидуальность фальшивым исполнением во весь голос строки из «Кармен».

Небывалый успех пришел к Мордюковой в 1964 году после выхода фильма «Председатель», в котором главную роль сыграл Михаил Ульянов. Позднее он делился впечатлениями: «В «Председателе» мы встретились с Мордюковой как коллеги уже не первый раз, раньше, когда я еще был только начинающим актером, а Нонна уже известной и опытной, я считал ее нетерпеливой, а она меня, наверное, неповоротливым. Уже позже я понял, как мне повезло, что мне удалось сыграть с ней, ведь она все схватывала на лету, моментально понимала, какое настроение нужно придать моменту, какой тон задать. Именно она мне помогла понять, что и как нужно сделать, чтобы сыграть моего Егора Трубникова. Мордюкова – актриса, талант которой уходит далеко в русскую землю, такое редко встретишь, она не старается быть такой, какой она является, она такая и есть на самом деле».

Мордюкова была невероятно настоящей и правдивой и в каждой своей роли, и в жизни. Пятерых младших братьев и сестер она не только воспитывала с самого их рождения, но и дала им образование в Москве. Однажды даже Тихонов сказал Нонне: «Как мне надоел твой колхоз!» Но Мордюкова не растерялась и быстро нашлась что ответить: «Этот колхоз меня вырастил!». Именно так она была воспитана - сами голодные, худые и рваные, но - с красным знаменем: «Мы всего должны добиться. И страна наша самая сильная». Все это позже было ею отражено в роли Клавдии Вавиловой в фильме «Комиссар».

Большим трагическим испытанием, которое выпало на долю Мордюковой, стала смерть ее единственного сына. Мордюкова со своим сыном Владимиром сыграла в двух картинах. Одной из них был фильм «Журавушка», а другой фильм «Русское поле», снятый в 1972 году, оказался пророческим для их судеб.

В 1998 году вышел на экраны фильм Дениса Евстигнеева «Мама», в котором Нонна Мордюкова исполнила главную роль. Но «настоящее кино», как отмечала сама актриса, закончилось для нее еще 1982 после съемок «Родни». Суровый характер не позволял актрисе сниматься в низкопробном кино. Мордюкова не соглашалась на мелкие роли в мыльных телевизионных операх. Она с неохотой давала интервью, и единственное, о чем она всегда с желанием вела разговор, были воспоминания из детства. На другие вопросы она могла ответить коротко: «Не Ваше дело…». Мордюкова очень обижалась, когда режиссеры распускали слухи о ее, якобы, скверном характере. Но некоторая почва для подобных утверждений все же имелась. Во время съемок «Родни» Михалков получил от Мордюковой затрещину и лишился двух пуговиц на рубашке за то, что решил призвать актрису к порядку. Однако позже он сам пришел к Мордюковой с коньяком и просьбами о примирении.

В последние годы жизни Мордюкова отказывалась от встреч с журналистами. На просьбы о встрече она отвечала: «Зачем я Вам, мне помирать скоро». Она жила вдвоем с сестрой, долго и сильно болела. При этом она во всем пыталась найти хорошие и положительные моменты. «А любить много кого можно, - говорила Мордюкова. – Черномырдина боготворю, ведь за трехкомнатную квартиру он для меня похлопотал. Путина очень люблю, такой он статный и по-офицерски изящный. А вот Ельцина так и не смогла полюбить, слишком уж он свой, на президента не тянет. В Машкова могла бы влюбиться без памяти, да только он моложе намного меня, но такие уж у него глаза нефтяные, затягивающие. Чубайс – такой замечательный, он обо мне побеспокоился, персонального доктора мне оформил, ну и просто такой уж он видный мужчина!». Она продолжала придумывать себе роли, репетировала и мечтала о том, как могла бы еще играть. В последний раз она появилась на публике за три года до смерти, в день своего 80-летия. Зал московского дома кино был заполнен, люди сидели на ступеньках и в проходе. Нонна Викторовна чувствовала себя неважно, но встреча со зрителями была для нее важна, и выступление длилось почти три часа.

Нонна Мордюкова скончалась 6 июля 2008 года на 83-м году жизни. Похоронена 9 июля 2008 года на Кунцевском кладбище столицы рядом с могилой сына, Владимира Тихонова.

Государственные награды

1965 - Заслуженная артистка РСФСР

1969 - Народная артистка РСФСР

1974 - Народная артистка СССР

1975 - Орден «Знак Почёта»

1985 - Орден Дружбы народов

1995 - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1995 года) - за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства.

2000 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 ноября 2000 года) - за большой личный вклад в развитие киноискусства.

2005 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 ноября 2005 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и киноискусства, многолетнюю творческую деятельность.

2005 - Почётная грамота Правительства Российской Федерации (25 ноября 2005 года) - за заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность.

Лучшие роли Нонны Мордюковой

Всего в фильмографии актрисы около 62 фильмов. Вот некоторые из них:

Родом Нонна Мордюкова с Кубани – из станицы Константиновская Донецкой области. Мама Ноябрины – так назвали своего шестого ребенка родители, была председателем колхоза и по словам актрисы «пламенной коммунисткой». А еще певуньей — пела и аккомпанировала себе на гитаре. Отец, вернувший с фронта без ноги, трудился в колхозе…

Нонна с ранних лет была уверена в том, что жизненный путь ей предназначен далекий от сельхозтруда. Мечта стать артисткой была столь сильной, что девочка сочинила письмо знаменитому артисту Николаю Мордвинову (увидела его в фильме «Богдан Хмельницкий»), где спрашивала совета, что ей нужно делать, «чтобы на Любовь Орлову выучиться». Удивительно, но кумир миллионов советских зрителей девчонке-станичнице ответил и подсказал, что ей следует поступить в институт кинематографии, а для этого приехать в Москву, где непременно связаться с ним.


Николай Мордвинов. Кадр из фильма «Богдан Хмельницкий»

Весной 1945 года, сразу после Победы в Великой Отечественной войне, Нонна отправилась в столицу – в товарном поезде, с маленьким чемоданчиком, где лежали самые необходимые вещи, а из еды – только кукурузные лепешки. Преодолев многодневный путь, к доброму покровителю Мордвинову обратиться постеснялась и поступать решила сама. На вступительные экзамены во ВГИК опоздала, но сумела уговорить членов приемной комиссии все-таки разрешить ей показаться. Про то, что следовало подготовить отрывок из прозы, басню и стихотворение девушка из далекого села не знала. Кто-то из удивленных экзаменаторов предложил ей в вольном стиле поведать что-нибудь из ее жизни в родном краю. Рассказ о станичниках оказался таким смачным, что все присутствующие хохотали до слез. Горе-абитуриентка была зачислена.


Кадр из фильма «Молодая гвардия», 1948 год

Уже на втором курсе состоялся кинодебют Мордюковой – Сергей Герасимов утвердил студентку на роль Ульяны Громовой в экранизации романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Фильм прогремел, юную актрису узнали зрители всего Советского Союза, она стала знаменитой. Более того, за блистательное исполнение роли Нонна вместе с другими участниками была награждена высшей государственной премией – Сталинской.

Казалось бы, после такого оглушительного успеха Мордюкову должны были приглашать сниматься нарасхват, но нет – наступила пауза. Долгая. По непонятным причинам режиссеры Нонну в свои картины не звали – возможно, опасались ассоциаций с прежним героическим образом. Этот временной провал артистка пережила мучительно. Приглашения на съемки стали поступать только через пять лет и лишь на эпизодические роли. И только 12 лет спустя картина Юрия Егорова «Простая история» вернула актрисе прежнюю славу, и она снова стала активно сниматься…



После фильмов «Председатель», «Женитьба Бальзаминова», «Тридцать три», Мордюкова стала очень популярной. Но ей пришлось пережить тяжелый стресс из-за снятого в 1967 году «Комиссара».


Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 год



Кадр из фильма
«Председатель», 1964 год


Кадр из фильма
«Тридцать три», 1965 год

Фильм о гражданской войне с Мордюковой и Быковым в главных ролях вызвал резко негативную реакцию у кинематографических чиновников. Его сочли возмутительным с точки зрения идеологии и наложили категорический запрет на показ, а «крамольного» режиссера Александра Аскольдова отлучили от профессии. Все копии фильма были уничтожены, чудом сохранился единственный экземпляр! Благодаря ему 20 лет спустя картину смогли увидеть зрители, причем, не только советские, но и зарубежные. Картина, собрав десятки призов на всех мировых кинофестивалях, получила статус «шедевра мирового кинематографа» – так записано в американской энциклопедии. А исполнительница заглавной роли была включена Британской энциклопедией «Who is who» («Кто есть кто») в первую десятку самых выдающихся актрис ХХ века. И в дополнение имя Нонны Мордюковой было присвоено одной из малых планет Солнечной системы.



Кадр из фильма «Комиссар», 1967 год

Сама Нонна Викторовна высказалась на эту тему так: «Надо же, где-то уже летает моя звезда – малая планета «Нонна», названная моим именем… Никогда бы не подумала, что попаду в десятку актрис века. Вот так всегда получается: когда не думаешь, все само на тебя валится…» Но режиссер комментировал это иначе. «Долгим был путь Мордюковой к признанию, – говорил Александр Яковлевич. – Представьте только, что пережила она, сколько мук претерпела. Снялась в очень трудном фильме, как для воплощения, так и для понимания. И два десятка лет ей в уши жужжали о том, что она совершила преступление…»

Личная драма: Тихонов…

Личная жизнь Мордюковой тоже складывалась далеко не идеально. Замуж она вышла в студенчестве, в 22 года – за 19-летнего красавца Вячеслава Тихонова, встреча с которым произошла на съемках «Молодой гвардии». Слава играл Володю Осьмухина. По одним сведениям, Нонна добивалась внимания молодого актера, по другим – наоборот, он моментально влюбился в яркую, талантливую кубанскую казачку и активно за ней ухаживал. Но как бы то ни было, они сошлись. Точь в точь, как лед и пламень: сдержанный, молчаливый Вячеслав и громкая, буйного нрава Нонна. Этот союз удивлял всех. «Девственными мы со Славкой друг другу достались, – вспоминала впоследствии Мордюкова. – Встречаясь, обнимались по закоулкам, целовались на лестничных площадках…»
В 1949 году они поженились, год спустя у них родился сын Владимир. И тогда же стало понятно, что семейная жизнь не ладится… Они ютились в четырехкомнатной коммуналке, где проживало еще три семьи. Их комнатенка – проходная, через которую постоянно ходили все соседи. Спали в углу, огороженном шкафом, от общей кухней их комнату отделял фанерный лист. Вдобавок к Нонне постоянно приезжали родственники из станицы, спавшие прямо на полу. Тихонова, парня из подмосковного Павловского Посада, единственного сына родителей, такая ситуация страшно нервировала. Проблем добавляли и финансовые трудности, денег не хватало катастрофически. «Развивалась наша семейная жизнь коряво, — вспоминала Мордюкова. – Тяжко жили, от зарплаты до зарплаты еле перебивались, копейки считали, постоянно в долгах, как в шелках…» По словам одной из подруг актрисы, Галины, «очень скоро им опостылели бытовые трудности; оба старались по-максимум реализовываться в творчестве, только бы не возвращаться в крохотную квартирку». И сама Нонна Викторовна рассказывала: «Мы мучились, а не жили, поскольку домой идти не хотелось обоим… Не вышло ничего между нами, и никто в этом не виноват. Просто не подходили мы друг другу, а сравнить-то ни мне, ни ему было не с чем… В юности Тихонов был каким-то… неприспособленным к жизни, и все молчал – как тот Штирлиц… Почти сразу я поняла, что он не нужен мне активно, трагически… Эта совместная жизнь сожгла меня дотла…»

Вячеслав Тихонов. Фото: East News

Брак продержался целых 13 лет, хотя практически с самого начала Мордюкова хотела с мужем разойтись. Не позволяла мать. «Не бросай Славку, доча, все-таки он парень хороший, – увещевала дочку Ирина Петровна. – А бросишь — будешь одна доживать век. Семью, Нонка, сохранить нужно, у вас ведь ребенок…» А Нонна стенала: «Не могу больше терпеть, развестись хочу!» Но разводы в те годы в стране Советов считались стыдным делом. И все же развод состоялся. «Через несколько дней после того, как мама моя умерла – в 53 года, я отнесла заявление в загс. Все-таки не он бросил меня, а я его», – признавалась актриса. Разошлись супруги цивилизованно, не скандаля, но сильно обиженными друг на друга. Их сын в этот момент учился в 6-м классе.

Личная драма: Шукшин…

К Нонне Мордюковой был неравнодушен Василий Шукшин – настолько, что даже делал ей предложение руки и сердца. Но согласия не получил. «Как же я могла согласиться, если была замужем? – Поясняла в одном из интервью Нонна Викторовна причину их несостоявшегося союза. – Во мне очень долго и прочно сидело смиренное, христианское понимание супружества, основанное на честности и преданности. Муж, считала я, должен быть один, на всю жизнь… Потому Тихонову даже не изменила ни разу, хотя Славка и опостылел мне…


Кадр из фильма «Они сражались за родину», 1975 год. Фото: Global Look Press

А Васька совсем другой был, за ним я хоть на край света полетела бы. Только замужество не позволило. Наш со Славкой сын в школу пошел…» Про общение с Шукшиным после знакомства на съемках фильма «Простая история» Мордюкова рассказывала так: «Вася молоденький был – вольный, холостой, ничейный… Постоянно искал меня глазами, при любом удобном случае втаскивал в литературные беседы… И я безотрывно за каждым его жестом следила, каждое слово его ловила. Не раз он мне говорил: «Мы с тобой созданы друг для друга, и ни с кем ты кроме меня не сживешься». А я и сама это понимала. Поэтому-то у нас так все ладно шло на съемочной площадке… Был между нами очень сильный магнит…»


Кадр из фильма «Простая история», 1960 год

Личная драма: и другие…

Развод с Вячеславом Тихоновым был единственным официальным разводом в жизни Нонны Мордюковой. Не потому что больше в ее жизни не было мужчин, или она с ними не расставалась. Романов было немало, среди них и многолетние, но ни с кем из своих партнеров Нонна Викторовна отношения так и не зарегистрировала. «Замуж я ходила, да вот только без загса, – говорила актриса. – Потому что все мужья мне попадались – не те. Красивы, как боги, были, но при этом инфантильные какие-то, несостоявшиеся, характером слабые… Хотя ухаживали знатно – со стихами-посвящениями, с цветами, а потом садились на шею. Лелей их, корми…» С обаятельным красавцем Борисом Андроникашвили — выпускником сценарного факультета ВГИКа, музыкантом, сыном писателя Бориса Пильняка и актрисы Киры Андроникашвили, а также бывшим мужем Людмилы Гурченко, Мордюкова прожила в гражданском браке пять лет. Ради него даже сменила имидж — перекрасила свои темные волосы в светлые. По рассказам близких, бойфренд возлюбленной своей восхищался, с восторгом всем сообщал, что «Нонночка гениально готовит супы», однако деньги, заработанные актрисой пропивал и спускал на ветер. Как вспоминала актриса: «На протяжении пяти лет в его печатной машинке торчал один листок, на котором так ничего и не было написано…»


Владимир Сошальский. Фото: Global Look Press

Другим гражданским мужем был актер Владимир Сошальский. Это незарегистрированное супружество продлилось гораздо меньше – всего полгода. Мордюкова рассказывала: «Каждый день он говорил: «Тебе-то хорошо, ты актриса известная». И продолжал сидеть дома, не работая…» Впоследствии признавалась: «Ох, как сильно я устала слышать про себя, что я сильная. Как же мне это надоело. Да и не правда все. Наоборот, я мягкая, как воск, да только не встретилась мне в жизни надежная мужская рука». А однажды Нонна призналась сестре: «Нельзя мне любить, я тут же превращаюсь в рабыню и должна тапочки ему приносить…»

певец Юлиан с Нонной Мордюковой. Фото: facebook.com

ПВ 1990-х годах в СМИ упорно муссировалась информация о появлении у Мордюковой молодого любовника – начинающего эстрадного певца Юлиана – дескать, она устроила даже парня жить в своей однокомнатной квартире. Актриса негодовала. Как рассказывал Юлиан, с возмущением говорила ему: «Они пишут, что мы любовники. Пойди, расскажи им о том, что спишь у меня в кухне на раскладушке!» Они познакомились в Череповце, на гастролях, где состоялось одно из первых выступлений 17-летнего студента ГИТИСа. Нонна Викторовна, по словам Юлиана «была в жутком стрессе, и я стал ей вторым сыном — она перенесла на меня всю свою материнскую любовь». В конце жизни актриса сказала молодому человеку: «Я еще как-то живу благодаря тебе…»

Личная драма: сын…

Актриса воплотила на экране множество образов сильных, волевых женщин. Были среди них и трагические образы матерей. Последней в кинематографической палитре актрисы и вообще последней ее крупной киноработой, стала главная роль в фильме Дениса Евстигнеева «Мама». Снятом в 1999 году – о реальной истории семьи Овечкиных, произошедшей десятью годами ранее. Когда мать погубила своих взрослых сыновей, подбив их на террористический акт — угон самолета. Мордюкова великолепно справившись с ролью, но так и не смогла понять, как мать могла толкнуть собственных детей на преступление. «Мать каждым своим поступком хочет помочь своим детям и ради этого готова затеять любую канитель, — говорила актриса. — Цель матери одна, и позыв один и тот же — спасти свое дитя, а не погубить… И все же губит».


Кадр из фильма «Мама», 1999 год

У актрисы аналогичный опыт в кино уже был – когда она играла Матрену в фильме Григория Чухрая «Трясина». Ее героиня из-за безумной любви к сыну погубила его: спасая от фронта, вынудила преступить закон, стать дезертиром, что в итоге толкнуло парня на самоубийство. Полгода восстанавливалась Нонна Викторовна после этих страшных съемок, где ей пришлось вытягивать сына из петли. А несколькими годами ранее актрисе довелось сыграть еще одну мать — в фильме «Русское поле». Экранным ее сыном в картине был родной сын — Владимир. По сюжету героиня Мордюковой хоронит его – солдата, погибшего на острове Даманском. Артистка категорически отказывалась участвовать в сцене с гробом, но юноша уговорил – ему не хотелось менять сценарий. «Невыносима для меня была эта сцена, очень страшно было играть, — признавалась Мордюкова. — Он держал меня за плечо и уговаривал: «Мама, ты что?! Не переживай! Вот же я — живой…»

19 лет спустя случилась трагедия — Нонне Викторовне пришлось не на экране, а в реальной жизни хоронить своего единственного сына. Официально смерть 40-летнего Владимира произошла в результате сердечной недостаточности. Неофициально – от передозировки. На протяжении многих лет он страдал от наркотической и алкогольной зависимости. Врачи предупреждали, что состояние здоровья критическое – с учетом того, что артист перенес инфаркт и два инсульта. Но справиться с недугом он не сумел…

С сыном Владимиром Тихоновым. Кадр из фильма «Русское поле», 1971 год. Фото: Global Look Press

Как рассказывала подруга Мордюковой, возможность полноценно общаться с отцом и матерью у парня отсутствовала с детских лет, поскольку они постоянно пропадали на съемках. А когда родители появлялись, они частенько критиковали сына, считая, что таким образом сделают его более активным и направят по своим стопам. Он эти попреки переживал болезненно. Еще более мучительно пережил их развод и все большее отдаление отца. Как вспоминала Мордюкова: «После того, как мы развелись, Слава возненавидел меня, сыном практически не занимался, да и видел-то его всего несколько раз». Володе тогда было 13 лет – сложный психологический и физиологический подростковый период …

Парень мечтал о профессии юриста, но мать настояла на поступлении в театральное училище имени Щукина. Там выяснилось, что у студента есть талант, ему прочили блестящую актерскую карьеру. Но Владимиру довелось сняться только в семи кинофильмах. Как рассказывала первая его жена — актриса Натальи Варлей: «Володю с детства тяготила известность его родителей, он считал, что оказался заложником их славы…» К наркотикам парень приобщился в 16-17 лет – в тот период, когда его мать четыре месяца пропадала на съемочной площадке фильма «Комиссар». Нонна Викторовна вспоминала потом: «Когда я вернулась, он находился в больнице. Примчалась к нему. Он был виноватый, но веселый. Признался, что приятель принес «колеса» и пиво, и дал слово, что это больше не повторится. Мне так хотелось поверить, и я поверила…» Увы…

Впоследствии сын актрисы отслужил в армии, работал в театре, снимался в кино, дважды женился, в обоих браках стал отцом сыновей, но даже такие жизненно важные события не смогли избавить его пристрастия к наркотикам и алкоголю. Подруга Нонны Викторовны говорила, что Мордюкова часто повторяла: «Если вспоминать об этом, обрыдаться можно!» А сама артистка однажды рассказала, что матерью всегда была тревожной, даже следила за сыном, когда он был школьником: «Переживала, как бы не попал в дурную компанию. Очень радовалась, когда Володя друзей нашел – приличных мальчиков. Вежливые, дружелюбные, приветливые, сидят вместе в сиреневых кустах и тихонько на гитарке наигрывают… Ох, как бояться нужно таких посиделок с гитарами!.. В 10-м классе от наркотиков на тот свет отправился Сёма, следом Петя умер… И я запаниковала».



Кадр из фильма «Мама»
, 1999 год

Всеми способами старалась мать спасти свое дитя. Звонила и бывшему мужу, просила помочь, но по словам Мордюковой «он отмахивался – сама, мол, с ним и разбирайся». Она билась за жизнь сына, пыталась вытащить его из беды, но уже было поздно — болезнь была слишком запущенной… «Не должно быть так, чтобы родители переживали своих детей, — страдала Нонна Викторовна. – Какое страшное горе! Врагу такого не пожелаешь… Боль свербит в сердце, не рассасывается, словно кол в него вбили…» По рассказам подруги актрисы, до конца своих дней она «с Володей разговаривала — как с живым».

Личная драма: затянувшееся прощение…

Тихонов и Мордюкова между собой не общались. «Нет у нас причин общаться, — констатировала Нонна Викторовна. — Обида у меня на всю жизнь осталась на него. Ну, никогда ведь, ни разочка с днем рождения он меня не поздравил. А я все ждала, что вспомнит…» Дождалась все-таки — полвека спустя.

В день 80-летия актрисы Вячеслав Тихонов обратился к бывшей жене по телевизору. Не только поздравил с юбилеем, но и прощения у нее попросил. «Нонна, — сказал, — прости. Виноват я, перепутал твою жизнь. А отношусь я к тебе хорошо, и все пустяки…» А три года спустя, в день юбилея Тихонова, шаг к примирению сделала и Нонна Викторовна — позвонила Вячеславу Васильевичу из больницы, где лежала. Поздравив, сказала: «Прости меня, Славочка, не держи зла… Не обращай внимания на то, что было, я ведь тоже твою жизнь запутала… Ты единственный у меня родной мужчина. Был и есть… И я тебя тоже прощаю за все, чем недовольна была… Живи долго! У тебя хорошая семья…» Они впервые за многие годы поговорили – и о молодости своей, и о сыне покойном…
Так в конце жизни два великих актера повинились друг перед другом и обоюдно прощения друг у друга попросили. Потом Нонна Викторовна признавалась: «Будто камень у меня с души упал…»

Похожие статьи