Информационно-методическое объединение педагогов "эволюция". Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Звукляндию" план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Нод обучение грамоте новы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детскиий сад № 31 г.Лениногорска МО «ЛМР» РТ

Открытый показ

непосредственно- образовательной деятельности

по обучению грамоте

Подготовила и провела воспитатель

Ахметова Ольга Вячеславовна

Лениногорск, 2013г

Возраст: Подготовительная к школе группа (6лет)

Направление: Познавательно – речевое

Образовательная область : Коммуникация

Интегрированные образовательные области : коммуникация,

социализация, музыка, физическая культура, безопасность,

труд (подготовка и убрать свое рабочее место)

Форма проведения : образовательная с элементами игры Цель : закрепление знаний о букве М. Задачи:

Образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить соотносить звук и букву; упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Развивающие – развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; пополнять словарный запас, знакомить с антонимами; Воспитательные создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.

Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных задач

Методы: игровые, практические, словесно- наглядные, поисково- исследовательские.

Приемы: вопросы, загадки, дополнительные напоминания, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: мультимейдийная доска, коробочка с гласными и согласными буквами, обручи красные и синие,изображения сказочных персонажей: снегурочки, снеговика, Снежной королевы, Деда Мороза, ёлочки с игрушками.

Организация детей:

1.В кругу; 2.Работа около мультимейдийной доски;

3.Свободная; 4.За столами; 5.На ковре.

Индивидуальная работа: Исправлять ошибки в делении слов на слоги у Салаховой Илины, поощряющая оценка Толщикову Герману, Зайцевой Кире. Закреплять знания о гласных и согласных буквах с Виниченко Викой.

Словарная работа.

Обогащение: посланник, долгожданная, метельная, морозная зима.

Активизация: гласные, согласные буквы, приветствие, ошибки, задача.

Предварительная работа: работа с подгруппой детей,чтение рассказов о зиме,чтение стихотворений о празднике Нового года,подбор музыкальных произведений,подбор слайдов,знакомство с буквой М.

Структура: 1.Психологический настрой. Вводный организационный момент.

2.Беседа о зиме

3.Поговорки о зиме

4.Беседа о Новом годе

5.Загадка о снеговике, задания Снежной Королевы.

6.Игра «Определи, сколько слогов в своем имени»

7.Игра «Назови антонимы»

8.Физкульминутка « Деревья»

9.Изображение звука «М»

10.Загадка о морозе

11. Загадка о метели

12.Игра с обручами

13.Гимнастика для глаз «Снежинка»

14.Звуковой анализ слова «Мама»

Физкультминутка

15.Работа в тетрадях.

16.Песня «Азбука – Малышка» (из уроков тетушки Совы)

17.Снегурочка в безопасности

18.Итог: высказывание детей.Самооценка.

СОД

1. Орг. момент . (Дети заходят под песню Заходера «Алфавит», встают полукругом ). Слайд №1

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

C добрым утром! С Добрым утром! Просыпайся и вставай! Умывайся, одевайся, Настроение поднимай!

Воспитатель (к детям): А теперь улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Воспитатель : А как еще можно поздороваться? Дети : Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

А как мы поздороваемся по-татарски?

Дети : Исэнмесез!

2. Эмоциональная настройка. Воспитатель : Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее ). Воспитатель : И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки ). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. 3. Беседа о времени года. – Какое сейчас время года? (Зима ). Слайд№2

Назовите зимние месяцы?

Какой сейчас месяц? (Декабрь) – Зима какая? ( Снежная, морозная, белая, долгая, холодная, долгожданная ). – Как понимаете слово « долгожданная »?

Дети: Это значит,что мы ее долго ждали!

Воспитатель: Какие пословицы о зиме вы знаете? Береги нос в большой мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Зима кончается, весна начинается. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь году начало, зиме середина. Мороз не велик, стоять не велит.

4. Постановка учебной цели .

– Ребята, какой скоро праздник? (Новый год ). Слайд№3
– Снежная королева хочет испортить наш праздник и спрятала Снегурочку .

Слайд№4

А какой же праздник без Снегурочки? Дед Мороз просит нас помочь её найти. Поможем, ребята? Он прислал нам своего помощника. Отгадайте, кто он? Во дворе катали ком Шляпа старая на нем Нос приделали и вмиг Получился (Снеговик ). Слайд №5

Через него Снежная королева будет передавать нам свои задания .

За правильно выполненные задания Снеговик будет давать нам елочные игрушки, мы должны будем нарядить ёлочку. Когда ёлочка будет наряжена, Снегурочка расколдуется . Слайд №6

Ну что ж, отправляемся в путь.

Первое задание Снежной Королевы (слайд №7)

5.Игра « Определи, сколько слогов в своем имени» (в кругу)

Дети называют свое имя и определяют сколько слогов в своем имени, например Настя, Нас-тя-2 слога, Илина, Или-на-3 слога; Матвей,

Мат-вей- 2 слога.

Молодцы, с заданием справились! Снеговик нам принес 1 шарик на нашу Елочку! Слайд №8

6.Игра с мячом «Назови антонимы».

– А вот второе задание Снежной королевы. Она передала вам мяч, но не простой, а волшебный. Чтобы она нас не заморозила, вам надо назвать антонимы – слова с противоположным значением.

Глупый –мудрый, большой –маленький, война –мир, ссорится – мирится, большой- маленький , старый- молодой, девочка- мальчик, много- мало,твердый – мягкий и.т.д.

Молодцы, с этим заданием вы справились, Снеговик принес вам второй шарик на нашу Новогоднюю ёлочку. Слайд №9

7.Физкульминутка « Деревья»

Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем,

Это к нам птицы летят! Как они сядут покажем, руки сложим назад.

8. Повторение знаний о звуках [ м ] и [ м ] и букве М

Слайд№10

Давайте вспомним прошлые занятия, когда мы знакомились со звуком М и как она выглядит. Ребята, покажите.

Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали (сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»

Снежная королева дает вам следующее задание. – Отгадайте загадку: Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз ) Слайд №11

Какой первый звук в слове « мороз »? [ м ]. – Он какой? ( Согласный, твердый, звонкий ).
- Сколько слогов в этом слове?
- Составьте предложение из 3 слов со словом мороз

Отгадайте вторую загадку. Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, верчу, Знать ничего не хочу. (Метель ) слайд №12

– Какой первый звук в слове « метель »? [ м ]. – Он какой? ( Согласный, звонкий, мягкий). – А какой буквой обозначаются на письме эти звуки? (Буквой М ).

Сколько слогов в этом слове?

Составьте предложение из 2 слов, со словом метель

Молодцы! Итак,третий шарик! Ура! Следующее задание Снежной Королевы. Слайд№13

9. Игра с обручами

(Дети берут карточки с буквами, у кого гласный звук -бегут к красному обручу,укого согласный- к синему обручу)

Хорошо, мы справились! Снеговик нам дает еще один шарик, стало их четыре. Слайд №14

Дети садятся за столы. Следующее задание Снежной Королевы. 10.Разгадывание ребусов

Слайд №15, №16.

Гимнастика для глаз «Снежинка» Снежинка к носу движется, А потом обратно. На неё посмотреть Очень нам приятно.

10.Звуковой анализ слова «мама».

Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)

Я с вами согласна. «Мама» - самое дорогое для нас слово.

Сделайте звуковой анализ слова «мама». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Итак, приступаем к звуковому анализу слова «мама».

Сколько звуков в слове «мама»?(4)

-Сколько слогов?(2) А теперь разложите их на столе.

Какого цвета первая карточка?

Какой звук она обозначает?(согласный)

Какого цвета вторая карточка?

Какой звук она обозначает? (гласный)

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Снеговик принес вам 5 шарик.

Слайд№17

А нам надо немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

Очень холодно зимой.

Мёрзнут ручки ой, ой. Ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

11 .Задание в тетрадях.

Я тетрадь свою открою

и наклонно положу,

я друзья от вас не скрою,

карандашик так держу,

сяду прямо не согнусь,

за работу я возьмусь!

Печатание букв М.

-За работу в тетрадях снеговик нам дает 6 шарик. Слайд №18

-Посмотрите снегурочка наша расколдовалась! И теперь у ребят будет настоящий Новый год! Слайд №19

Нарядили мы нашу ёлочку, спасли Снегурочку от злых чар Снежной королевы.

12.Песня «Азбука – малышка» Слайд №20

13. Подведение итогов.

Понравилось вам спасать Снегурочку?
– Чем занимались сегодня на занятии?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое задание показалось трудным?
– Кто сегодня занимался хорошо?
– А кто думает, что он сам сегодня очень старался?
– Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ !».

Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. А Снегурочка за её спасение дарит вам конфеты. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по образовательной области «Коммуникация» (начала грамоты) для детей 7 года жизни.

Тема: «Скоро, скоро Новый год!».

Программное содержание:

1. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слова, классифицировать звуки на гласные и согласные; актуализировать знания детей о согласных звуках продолжать учить использовать имеющиеся знания при печатании слов; упражнять в чтении слов и предложений; учить выстраивать логически верную конструкцию предложения; самостоятельно обозначать схемой количество слов в предложении; продолжать формировать активный и пассивный новогодний словарь.

2.Продолждать развивать фонематическое восприятие, мыслительную и познавательную деятельность, развивать восприятие и память при списывании, звуковую культуру речи; самостоятельность, инициативу, интеллектуальную компетентность.

3.Воспитывать организованность, умение слушать товарища, взаимодействовать на занятии со взрослым с сверстниками; поощрять у детей проявление самостоятельности в работе и умение оценивать результат своей деятельности.

4.Охрана здоровья: прививать навыки гигиенического письма.

Словарь: звуки, буквы, гласные, согласные, звонкий, глухой, твёрдый (мягкий), слоги, слова, предложения, схема, цепочка слов, поздравление, праздник, Новогодний, открытка.

Материал : открытка с текстом телеграммы, «снежки», объёмные цветные круги для демонстрации схемы слова, набор букв для составления слова – зима (демонстрационный и раздаточный), пособие «Бусы», разноцветные шарики из бумаги для печатания слов, пособие «Ёлка с шарами», сундучок, снежинки бумажные с новогодними словами, полоски с деформированным предложением, полоски для составления схемы предложения на каждого ребёнка, новогодний словарь, открытки детей, сделанные заранее; звёздочки для ёлки, поздравление для демонстрации и списывания, цветные ручки и фломастеры на каждого.

Ход:

1.Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите, у нас сегодня какой-то сюрприз! Что же это?

Дети читают вслух. Потом читает один ребёнок погромче.

А какой же праздник приближается? В какое время года он бывает?

И мы сегодня будем готовиться к Новому году.

Интересно, а кто же нам прислал эту телеграмму? (ответы детей)

Если дети не догадались, воспитатель говорит:

Я вам подскажу. Начинается со звука ЗЬ, а заканчивается на звук А, время года.

2. Разминка.

Зимой можно играть в снежки. Хотите? А снежки будут не простые, а звуковые.

Воспитатель: гласные. Дети: А,О,У,И.Ы.

Воспитатель: согласные. Дети: называют.

Воспитатель: согласные звонкие. Дети: ……..

Воспитатель: согласные глухие. Дети: …… Воспитатель: согласные мягкие. Дети: ….. Воспитатель: согласные твёрдые. Дети называют.

В конце делают вывод о звуках.

3. Звуковой анализ слова.

Посмотрите, несколько разноцветных снежков прилипло. Проходите, присаживайтесь. На что похожи? (На схему слова. А вот какого, подумайте, вспомните загадку) .

Расскажите мне о каждом звуке слова «зима».

Составьте это слово из букв (один ребёнок у доски).

Сколько слогов в этом слове? Придумайте предложение с этим словом, подарите зиме!

4.Цепочка слов.

Зимой под Новый год в доме появляется зелёное чудо. Что это?

И у нас есть ёлочка (открывает магнитную доску, на которой нарисована ёлка). Хотите украсить?

А украшать будем цепочкой слов. Каждая бусинка – слово. Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего.

Возьмите бусинки, выходите украшать. Моё слово – ананас. Какой последний звук? Далее по аналогии.

Красиво получилось! Настоящая гирлянда!

5. Украшение шариков.

А газету вы будете делать к празднику? У вас приготовлены образцы шариков. Их нужно украсить и подписать. Когда вы приклеите картинку, то узнаете, какое слово нужно написать цветными ручками.

Дети садятся за столы. Посмотрите, какое слово получилось? А у тебя?

Воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу при затруднении.

Как здорово получилось. Отнесите в Мастерскую Деда Мороза.

6.Работа со слогами.

Ребята! Посмотрите, а что это у нас там за ёлочка украшенная стоит? -Подойдём поближе. Знаете, кто её нарядил? Сказочные герои. Прочитайте, первый слог и догадайтесь. (Дети читают и угадывают).

7.Словарная работа.

А что это у нас под ёлочкой? Наверное, зима приготовила для вас сюрприз!

Сундучок ставится на стол и открывается.

Ой! Что это? (снежинки) Какие необычные! Со словами.

Детям раздаются снежинки, Они читают вслух самостоятельно. Затем индивидуально по очереди.

С каким праздником связаны все слова? Теперь у вас будет новогодний словарь. Разложите снежинки под ёлочкой.

8.Работа с предложением.

Посмотрите тут слова какие-то. Видимо мимо проходил Дед Мороз. Мешок у него прохудился и всё высыпалось. Проходите, садитесь, сейчас посмотрим. (Дети читают).

Что такое? Ничего не ясно. Переставьте слова так, чтобы было понятно. Прочитайте. Что получилось? (предложение) О ком говориться в предложении? Что сделали? Куда пришли? Что такое НА? Сколько слов в предложении? С какой буквы напечатано предложение? Почему? Что стоит в конце? Почему? Выложите это предложение полосками (один ребёнок может у доски). В конце проверяют.

9. Изготовление открыток.

А ещё в праздник принято поздравлять друг друга. Как люди это делают? (дети перечисляют).

И мы с вами готовили открытки. Украсим их звёздочкой (дети приклеивают на ёлку). Чего-то не хватает. Поздравления. Что можно написать?

Люди радуются и говорят, прочитайте(выставляется (чёрно-белый вариант): С Новым годом!

Сколько слов? Что такое С? Почему слово Новым написано с большой буквы? (название праздника). Какой знак в конце? (!) Потому что произносим радостно.

Назовите гласные буквы. Каким цветом напишем? Согласные. Каким цветом?

Напечатайте поздравление внизу, под ёлочкой цветными ручками.

Дети печатают. Проверяют по цветному образцу. Воспитатель спрашивает:

Прочитай, что написал или написала.

Кого бы вы хотели поздравить? А ещё? (если присутствуют гости) Подарите свои открытки и улыбки нашим гостям.


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

НОД по подготовке детей к обучению грамоте (старшая группа) Тема: «Путешествие в страну Абвгдейки».

Цель : обучать детей звуковому анализу и синтезу слов.

Задачи :

  • формировать знания детей о гласных и согласных звуках;
  • учить определять количество слогов в слове;
  • учить соотносить звук и букву;
  • развивать фонематический слух детей, зрительное восприятие;
  • развивать речь детей;
  • закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;
  • закреплять графические образы букв;
  • воспитывать желание познавать родной язык.

Оборудование : Демонстрационный материал: «Замки для звуков», пособие «Елочка», магнитная доска, фланелеграф с силуэтом дерева, фигурками животных и птиц, игрушки, мяч. Раздаточный: картинки с изображениями: лук и люк, цветные квадратики для обозначения звуков в схеме слов, смайлики: грустный и веселый.

Словарь: люк, кроль, брасс.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня в нашу группу пришло письмо от Мудрой Совы. Она приглашает нас в сказочную страну «АБВГДЕЙКУ». Хотите? Чтобы попасть в эту страну нам надо пройти по волшебному мостику, но давайте сначала проверим можно ли вас всех взять туда. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите, и отвечайте на мой вопрос, кто ответит правильно, сможет перейти через волшебный мост.

Игра с мячом. «Поймай мяч, если услышишь в слове звук р» (звук а, звук к).

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием, значит, вы все сможете перейти через мост и попасть в страну звуков. (Все проходят через мост).

Воспитатель: В этой стране звуков есть два замка, в них живут звуки. Посмотрите внимательно и скажите, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Какие звуки живут в красном замке? Какие звуки живут в сине-зеленом замке? Почему второй замок сине-зеленого цвета? Почему дверь в красный замок открыт? Почему дверь в сине-зеленый замок закрыт? Молодцы.

Воспитатель: А из чего можно построить еще замки. Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: 1. - из соломы? - соломенный; 2. - из камня? - каменный 3. - из дерева? - деревянный 4. - из стекла? - стеклянный 5. - из железа? - железный 6. - из резины? - резиновый 7. - из пластмассы? - пластмассовый 8. - из кирпича? - кирпичный.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: А теперь попробуем построить дом с помощью нашего язычка Сначала ставим стены (заборчик). В стене сделаем большие светлые окна (окошко). На окна поставим ставни (парус). На крыше соорудим трубу (вытянуть губы в трубочку) А теперь покрасим потолок, окна (вкусное варенье, помоем полы (чистим зубы). Наш дом готов можно готовиться и к празднику.

Игра «Украсим ёлочку» .

Воспитатель: Какой праздник приближается? Как мы его празднуем? (Наряжаем елку). У нас тоже есть елочка, но она не наряженная. Я предлагаю украсить нашу елку шарами. Но эти шары не простые на них есть картинки. Так вот вы, получив шар должны определить, сколько слогов в названии этой картины. Если один слог вешаете шар на самый верхний треугольник, если два слога - на второй средний треугольник, если три слога - на самый большой нижний треугольник. (Дети проверяют, сколько слогов в названии их картинок и, комментируя, вешают шары на елку). Какая красивая нарядная елочка у нас получилась!

Составление схемы слов .

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, нарядили елочку, а теперь садитесь за столы и послушайте загадки Мудрой Совы, а отгадки мы должны составить в виде схемы, узнаем, какие звуки живут в этих словах. Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставили Егорушку плакать и без горюшка. (Лук ) Положите перед собой картинку с изображением лука. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Под картинкой три клеточки, значит в слове три звука. Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово и как мне указка будет помогать. А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук Лллук. Повторите слово, выделяя первый звук. Какой он? (л-согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Послушайте как звучит второй звук -Лууук, повторите, какой звук у (гласный, красным цветом) Отгадайте как звучит в слове третий звук -луК, какой он? (согласный, твердый, синим). Какое слово получится, если в слове лук заменить букву у на букву ю? (люк).

Возьмите картинку с изображением люка. (Такой же разбор слова производим со словом люк.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки» . Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове «лук», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» - назови слово на свой звук, звук «Л», - назови своего братца, звук «У» - покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.

Артикуляционная игра «Угадайте, какой гласный звук я произнесу?». Воспитатель, без голоса, одними губами «произносит» гласные звуки. Ребенок должен угадать, потом дети «загадывают» свои гласные звуки.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться дальше. Посмотрите, на нашем пути выросло дерево, а под деревом сидят зверюшки и не знают, что им делать? Давайте поможем им найти свои места. - Посадить на макушку дерева птицу, название которой начинается со звука [ с ] (сорока) - Посадить на ствол дерева животное, название которого начинается на звук [б] (белка) - Под дерево справа посадить птицу, название которой начинается на [у] (утка) - Посадить под дерево животное название которой начинается на звук [к] (кошка) - Над кошкой летает насекомое, название которой начинается на звук [о] (оса) Молодцы.

Мы помогли всем животным найти свои места и можем возвращаться в детский сад. Сова говорит вам спасибо и дарит вам игрушки. Надо выбрать только те предметы, в названии которых есть звук к. (кубик, кораблик, книга, карандаш, ручка, собачка, сумка, снежинка, бабочка, кошка, лягушка, краска).

Нам пора возвращаться в группу, но смотрите, наш мост куда-то делся, наверно его водой смыло. Как же мы сможем переправиться на другой берег? (Дети высказывают мнения). Да можно реку переплыть. К речке быстро мы спускались, Наклонялись, умывались, 1, 2, 3, 4 - вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз - это брасс, Одной, другой - это кроль, все мы как один поплыли, Мы похожи на дельфинов. Вот и переплыли реку.

Итог .

Воспитатель: Где мы с вами были? Что интересного увидели, узнали в сказочной стране, что вам больше всего понравилось? Мудрая Сова передала мне сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит? Это смайлики, посмотрите какие они разные. Есть веселый смайлик и грустный. Я предлагаю вам выбрать себе смайликов. Если вам наше путешествие понравилось, вам было легко справляться с заданиями, возьмите веселого смайлика, а если вам было скучно, не очень легко выполнять задания - грустного.

Татьяна Гарнышева

Образовательные:

Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

Создать хорошее настроение;

Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

Поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Организация занятия:

1- ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.

Материал:

Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.

Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! солнцу и птицам.

Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.

Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.

Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).

Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.

Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).

Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

«Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).

Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

Помогите мне найти свой домик.

Молодцы, займите свои места за столами.

«Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами».

Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.

Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).

Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

Какие это звуки? (и, а).

Какой гласный находится в середине слова? (И)

Где находится звук «а»? (в конце слова)

Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).

На какой слог падает ударение? (МА).

Назовите безударный слог? (ЗИ)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).

У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.

ГРУ. ША МА. ЛЫШ

МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А



Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).

Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).

Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).

Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).

Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)

Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,)

Решение ребуса:

К Л О В В О Л К В А С О С О В А

4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4

Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.

СО. КА МА. НА

DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ


Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

Какое задание понравилось больше всего?

Какое занятие показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!

Похожие статьи