Логистические цепи поставок. Эффективное управление цепями поставок Логистические системы управления цепочками поставок

Тема 2.Моделирование цепи поставок

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP - (англ. Supply Chain Planning) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

SCE - (англ. Supply Chain Execution) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (SCM)

Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.

Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Сетевая структура цепи поставок . С точки зрения организации, цепь поставок для продукта состоит из нескольких уровней поставщиков, предоставляющих материальные ресурсы, необходимые для выполнения основных операций, начиная от первоначальных источников, а также из нескольких уровней потребителей, перемещающих материалы до конечных пользователей.


На практике, конечно, существует множество вариантов этой базовой модели. В некоторых цепях поставок уровней потребителей и поставщиков немного, в других - очень много; в некоторых цепях очень простые материальные потоки, в других - сети сложные и разветвленные. Разумеется, разные типы продуктов требуют разных структур цепей поставок, и, скажем, песок для строительства требует совершенно не той цепи, что проигрыватели DVD. Здесь важными факторами становятся стоимость продукта, его габаритные и весовые характеристики, сохраняемость его свойств, доступность, рентабельность и т.д. Вернемся к предыдущему примеру. У песка низкая стоимость, он объемен и легко доступен. Поэтому лучше всего иметь короткую цепь поставок, чтобы поставщики размещались как можно ближе к конечному потребителю. Плееры DVD - это компактный товар с высокой стоимостью, изготавливаемый на специализированных предприятиях, и поэтому у них цепь поставок более длинная.

Разные стратегии также приводят к разным типам цепей поставок, и поэтому компания, предпочитающая быструю доставку, создает цепь, отличающуюся от цепи компании, делающую ставку на низкие затраты. К другим факторам, влияющим на структуру цепей поставок, относятся типы потребительского спроса, эко­номическая ситуация в стране, возможность получения логистических услуг, культура, темпы инноваций, уровень конкуренции, рыночные и финансовые особенности.

Организациям следует учитывать все подобные факторы и с их учетом проектировать соответствующую структуру своих цепей поставок. Другими словами, они должны решить, с какими типами посредников (кто будет поставщиками и потребителями в цепи) они будут иметь дело, каким должно быть число этих посредников, где должны располагаться склады, какая работа будет выполняться в логистических центрах, какие потребители будут обслуживаться из каждого центра, виды транспорта, скорость доставки и т.д. Вполне вероятно, что на этом этапе ключевым становится выбор протяженности и ширины цепи поставок.

Длина цепи поставок определяется числом уровней или посредников, через которые материалы проходят от начала их производства/добычи до места назначения. Мы можем подходить к цепи поставок, задавая ее в терминах поставщиков, оптовиков и ритейлеров. На практике некоторые цепи короче, так как производители, например, продают свою продукцию непосредственно конечным потребителям. С другой стороны, цепи поставок часто намного более длинные, чем на схеме, поскольку насчитывают множество посредников; возможно также несколько этапов производства, каждый из которых соединяется с другими через собственных посредников. Аналогично, экспортеры могут пользоваться несколькими логистическими центрами, транспортными компаниями, агентами, грузовыми экспедиторами, брокерами для перемещения продукции между различными частями общего пути их прохождения. Ширина цепи поставок - это число параллельных маршрутов, по которым может перемещаться продукция. Мы можем представить себе это в виде числа маршрутов, доходящих до конечных потребителей. Скажем, у компании Cadbury’s широкая цепь поставок, что означает, что вы можете купить их шоколад во многих точках розничной торговли; у Thornton цепь более узкая, так как большая часть ее шоколада продается через собственные магазины этой компании; Pigalle et Fils имеет очень узкую цепь - они продают свой шоколад только в двух магазинах, расположенных в Бельгии. Лучший выбор длины и ширины цепи зависит от многих факторов, из которых наиболее важны три: степень контроля над логистикой, которая удовлетворит организацию, качество услуг и затраты. Так, производитель, доставляющий свою продукцию непосредственно потребителям, имеет короткую и узкую цепь поставок. Это обеспечивает его контроль над логистикой, однако при таком варианте часто трудно добиться и высокого качества обслуживания потребителей и низких затрат. Удлинение и расширение цепи приводит к повышению качества обслуживания, но сопровождается ростом затрат и снижением контроля со стороны производителя. Выбор длинной и узкой цепи поставок может привести к появлению посредников и к сокращению затрат, но производитель теряет часть контроля, а обслуживание потребителей при этом не улучшается. Одновременное удлинение и расширение цепей поставок позволяет обеспечить более качественное обслуживание, но в этом случае производитель теряет контроль в еще большей степени.

При разработке цепей поставок менеджерам могут помочь несколько видов анализа . Совершенно очевидно, что один из первых - оценка общих затрат на доставку продукции до конечного пользователя и время, необходимое для выполнения заказа. Эти виды анализа могут учитывать и такие менее очевидные факторы, как эффективность цепи поставок или степень удовлетворения потребителей. К сожалению, единого «лучшего» решения не существует, и в конечном счете приходится выбирать компромиссный вариант, в наибольшей степени соответствующий заданным целям логистической стратегии. Впрочем, в настоящее время наблюдается явно выраженная тенденция - стремление к более коротким цепям поставок. Сейчас организации всех типов чаще понимают, что они могут сократить затраты и повысить качество обслуживания потребителей, если будут более быстро перемещать материалы по цепям поставок, что, очевидно, можно сделать в более коротких цепях. Это обычно означает удаление ряда промежуточных посредников и выполнение логистических функций в меньшем числе элементов общей инфраструктуры. Поэтому производители все чаще совершают сделки непосредственно со своими конечными потребителями, в результате чего большая часть традиционных уровней посредников исчезает. В Европейском союзе свободное перемещение продукции означает, что компании могут заменять национальные склады едиными европейскими логистическими центрами. Аналогичный пример можно привести и в США, где эффективно действующий транспорт позволяет компаниям выполнять все виды работ из одного крупного центра.

Отсрочки и ситуационные действия .

Отсрочка . Отличным примером отсрочки является услуга смешивания красок в одном магазине розничной торговли. Вместо того чтобы заниматься прогнозами, какие цвета потребители захотят купить, розничный торговец ждет, когда наступает время конкретной покупки и смешивает исходные компоненты в нужные покупателю цвета. Другие примеры - окраска панелей на встроенном кухонном оборудовании в цвет, требующийся конкретному покупателю, что позволяет одной и той же единице кухонного оборудования в конечном счете получить любой из возможных многочисленных цветов; централизация медленно продающихся продуктов на одном складе и окончательная сборка и доведение продукции до товарного состояния только после получения на нее заказа.

Ситуационные действия - подход, противоположенный отсрочке. Это означает, что некая структура канала, вместо того чтобы передать риск дальше, принимает его на себя. Ситуационные действия могут снизить маркетинговые издержки, благодаря:

I) экономии на крупномасштабном производстве;

2) получению крупных заказов, что снижает затраты на выполнение заказа и его транспортировку;

3) сокращению случаев возникновения дефицита продукции и связанных с этим затрат;

4) снижению уровня неопределенности. Чтобы сократить потребность в запасах, необходимых для обеспечения действий ситуационного характера, во многих компаниях менеджеры прибегают к стратегии конкуренции на основе сокращения времени выполнения заказов (time-based competition). Используя этот вариант соперничества, менеджеры могут существенно снизить время, необходимое компании для производства продукции, одновременно сократив объем запасов и повысив их оборачиваемость, снизив затраты на владение (cost of ownership) и повысив степень удовлетворения потребителей.

Ключевые понятия: цепь поставок, характеристики цепи поставок, мощность цепи поставок, базовая модель цепи поставок, надежность цепи поставок, референтная модель SCOR.

Ключевые вопросы раздела

4.1. Общее трактовка термина "логистическую цепь поставок".

4.2. Структура логистической цепи поставок и оценка эффективности его функционирования.

4.3. Факторы, влияющие на структуру цепи поставок.

4.4. Основные характеристики цепи поставок.

4.5. Основные виды логистической деятельности в пределах цепи поставок.

4.6. Особенности управления цепями поставок.

Уровень освоения материала раздела:

знать и понимать сущность логистической цепи поставок; важность применения логистики в организации и управлении цепями поставок; основные виды логистической деятельности в пределах цепи поставок; показатели качества услуг и обслуживания в пределах цепи поставок;

уметь: в первом приближении теоретически формализовать логистическую цепь поставок для перемещения продукции от производителя до конечного потребителя; выявлять и описывать факторы, влияющие на структуру цепи поставок; идентифицировать тип и вид цепи поставок; формулировать основные требования к надежности цепей поставок.

Общая трактовка термина "логистическую цепь поставок"

Нынешний этап развития экономических отношений характеризуется расширением рынков сбыта и увеличением круга клиентов. Удовлетворение последних в продукции требует много усилий и от производителей, и от дистрибьюторов. Для доставки необходимой продукции потребителям организуются логистические цепи поставок, в которых задействованы как физические, так и юридические лица. То есть, чтобы продукция от производителя попала к конечному потребителю, необходимо задействовать несколько организаций, благодаря которому последняя будет передвигаться от поставщика начального уровня до конечной точки потребления. Так что же необходимо понимать под понятием "логистическую цепь поставок"?

Логистическая цепь поставок (ЛЛП) это комплекс видов деятельности и совокупность организаций, через материальные потоки проходят во время своего перемещения от поставщика начального уровня до конечного потребителя. Иными словами, ЛЛП - это формализованный путь прохождения материального потока от поставщика к потребителю.

Например, логистическая цепь поставок щеточек для чистки зубов конечному потребителю имеет начало с компании, которая добывает нефть (рис. 4.1). Далее эта нефть транспортируется на предприятие, где она проходит очистку, затем на химический завод.

С химического завода нефть попадает на предприятие по производству пластмасс и дальше заготовки из пластмассы транспортируются непосредственно к производителю щеточек. От предприятия-производителя щеточки попадают к дистрибьютору, далее в торговые организации где и реализуются конечному потребителю. Описанный цепь поставок можно представить в виде простой схемы, с которой будет видно полный путь передвижения сначала сырья, затем полуфабрикатов, дальше щеточек для чистки зубов до конечного потребителя.

Рис. 4.1.

Приведенная схема дает представление о полном цикле получения продукта и попадание его до конечного потребителя.

Каждый продукт имеет свой личный и неповторимый цепь поставок. Причем некоторые из них могут быть довольно короткими, а некоторые довольно длинными. Например, ЛПП песка из карьера на строительство жилого дома имеет короткий путь. А вот поставки кофе "Эспрессо" потребителям Украины или России осуществляются благодаря «длинным» цепям поставок. Например, в торгово-промышленной группы "Испанский дом" цепь поставок начинается с зерен кофе, поставляемых из Южной Америки, Азии и Аравийского полуострова в Испанию, а заканчивается приготовлением кофе методом "Эспрессо" для клиентов, например, в Киеве или другом городе Украины (рис. 4.2,4.3).

Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе и дополнительно включает этап переработки и дальнейшего использования.

Всегда нужно организовывать для поставок продукции цепи поставок? На этот вопрос есть два ответа. Первая - в некоторых случаях можно обойтись без цепей поставок. Таким примером может быть поставка продуктов производителем непосредственно потребителям: фермер осуществляет продажи овощей своим постоянным клиентам со своего огорода, или писатель публикует свои романы в Интернете.

Второй ответ следующего содержания: есть случаи, когда цепь поставок просто очень необходимым. Например, рассмотрим случай покупки овощей населением города в фермера. Здесь может существовать два варианта поставки овощей.

Рис. 4.2. Общая схема цепи поставок ТПГ "Испанский дом"

Рис. 4.3. Цепь поставок продукции компании "ПромоКофе" на рынок Украины

По первому варианту каждый потребитель из города должен приезжать к фермеру и покупать у него овощи. Но это не является рациональным для города в целом том, что такая схема приведет к лишним транспортных потоков, к задержке транспорта и т. Д. По второму варианту транспортная компания организует доставку овощей от фермера до торговых точек в городе, где горожане и будут делать покупки.

Второй вариант в зависимости от спроса на овощи может реализовываться по трем схемам:

1) фермер, транспортная компания, город, торговые точки;

2) фермер, транспортная компания, состав, город, магазины;

3) фермер, транспортная компания, состав, предприятие по очистке и предварительной подготовке, город, магазины.

Этот пример демонстрирует как цепь поставок становится более длинным, но при этом одновременно повышается и объем выгод, которые получают покупатели: очищенные овощи, предварительная подготовка их к потреблению и т. Д. Таким образом, в качестве вывода к ответам на поставленный вопрос следует указать на то, что:

а) цепи поставок в современных условиях ведения бизнеса нужны;

б) цепи поставок создают конкретные выгоды для ведения

бизнеса, а именно:

Ликвидация несоответствия между спросом и предложением;

Перемещение материальных потоков становится более простым за счет сокращения количества маршрутов доставки;

Ликвидация "разрывов" между поставщиком и потребителем при больших расстояний между ними;

Появляется возможность осуществлять торговые операции в более подходящих и выгодных местах;

Экономия на масштабах продаж;

Снижение объемов запасов, а значит и уменьшение затрат на их хранение и управления;

С увеличением длины цепи поставок появляется возможность увеличения числа заказов на продукцию;

Повышение уровня гибкости в удовлетворении потребностей потребителей;

Уменьшение расходов на транспортировку за счет увеличения перевозок продукции крупными партиями.

В Украине лидерами по темпам развития торговых сетей, а значит и цепей поставок являются следующие: "АТБ" (372 магазина), "Фуршет" (98 магазинов), "Фоззи" (4 гипермаркета "Fozzi", 150 супермаркетов "Сильпо", 129 магазинов "Фора"), "Большая Кишен- ния" (45 супермаркетов), "Метро" (25 центров оптовой торговли).

Результаты анализа цепей поставок торговых сетей, функционирующих на рынке Украины, представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1 . Результаты анализа цепей поставок торговых сетей

компания

формат

Количество торговых точек (магазинов) в Украине

Наличие собственного распределительного центра и их количество

Наличие

складской

системы

хранения

Кэш энд кэрри

Большая Кишення

Гипермаркеты и супермаркеты

АТБ- маркет

Супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

арендованные

Гипермаркеты и супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

гипермаркеты

Склады логистической компании

Эко-маркет

Супермаркеты, которые продают товары по сниженным ценам

арендованные склады

Приведенных результатов анализа следует добавить следующее. ООО "МЕТРО Кэш энд Керри Украина" Metro "" имеет два распределительных центра в Киеве и Днепропетровске. "Metro" использует систему поставок "stok-on-line", когда товар принимается по количеству и качеству и немедленно поставляется на прилавки супермаркетов. Складское хранение товаров в магазине отсутствует.

Анализ показал, что в "Metro" функционируют три варианта логистических цепей поставок: стандартный логистическую цепь поставок "stok-on-line" при региональном распределении, логистическая цепь поставок "stok-on-line" при смешанно-региональном распределении, логистическая цепь поставок " stok-on-line "от поставщиков в торговые центры.

Торговая сеть супермаркетов "Велика Кишення" имеет один распределительный центр, расположенный в с. Мартусовка Киевской области.

ООО "АТБ-маркет" имеет четыре собственных распределительных центры класса "В" (три распределительных центра расположены в г.. Днепропетровске и один в г.. Донецке).

Французский ритейлер "Auchan", одна из крупнейших мировых торговых сетей, представленная в Украине компанией ООО "Ашан Украина Гипермаркет", открыла семь гипермаркетив- дискаунтеров. Сейчас "Ашан Украина Гипермаркет" для удовлетворения потребностей в складских помещениях пользуется услугами логистических операторов.

В начале 1980-х годов американскими специалистами в области менеджмента и логистики был предложен, а впоследствии применен термин «управление цепью/цепями поставок».

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management , SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Выделяют шесть областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP – (Supply Chain Planning ) – планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

SCE - (Supply Chain Execution ) - исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:

1. управления взаимоотношениями с потребителями;

2. обслуживания потребителей;

3. управления спросом;

4. управления выполнением заказов;

5. поддержки производственных процессов;

6. управления снабжением;

7. упр. разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;

8. управления возвратными материальными потоками.

Основные положения концепции SCM :

ü стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки и «проявляется» только на последней стадии – при продаже конечному потребителю;

ü на стоимость товара влияет общая эффективность операций, в том числе транспортных и маркетинговых, всей логистической цепочки, а не только конкретной продажи;

ü наиболее управляемой с точки зрения стоимости являются начальная стадия – производство, а наиболее чувствительной – последняя – продажа.

Преимущества управления цепочками поставок:

§ ускорение оборота, сокращение материальных запасов на складах и общей стоимости хранения продукции;

§ повышение удовлетворенности заказчиков с помощью онлайновой системы размещения заказов и настройки продуктов;

§ гибкость проектирования, а также высокая скорость вывода продуктов в серию и снятия их с производства в соответствии с требованиями заказчиков и рынка;

§ сокращение сроков разработки и вывода продуктов на рынок, что приводит к росту рыночной доли компании;

§ сохранение высокого качества продуктов, несмотря на передачу больших объемов работ внешним подрядчикам.

Модуль SCM присутствует в составе мощных современных интегрированных корпоративных систем управления, в частности систем ERP II/CSRP .

Планирование ресурсов, синхронизованное с покупателем CSRP (англ. Customer Synchronized Resource Planning, CSRP

CSRP использует интегрированную функциональность ERP и перенаправляет производственное планирование от производства далее, к покупателю. CSRP предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя. Главная задача таких систем - синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством

Выгоды успешного применения CSRP – это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя и так далее, а в результате этого – снижение производственных издержек, но что более важно, это создание инфраструктуры приспособленной для создания продуктов удовлетворяющих потребности покупателя, улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для покупателей. Это не эффективность производства, которая будет обеспечивать временные конкурентные преимущества, скорее это способность создавать продукты, удовлетворяющие потребности покупателя и лучший сервис.

· DCM (Demand Chain Management - управление цепью спроса):

3. SCM (Supply Chain Management - управление цепью поставок);

4. CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с покупателями).

Управление цепью спроса - это единственное решение, которое сокращает разрыв между традиционными системами CRM и SCM путем синхронизации деятельности отделов продаж и маркетинга с операциями в цепи поставок (закупочной, производственной и распределительной логистикой).

Таким образом, управление цепочкой спроса - это объединение процессов управления цепочкой поставок и взаимоотношениями с покупателями, за счет которого достигается координация между созданием спроса на рынке, получением заказа от клиента и определением структуры поставщиков и субпоставщиков в зависимости от специфики покупательского спроса.


Логистический аутсорсинг

Термин «логистический аутсорсинг» означает передачу предприятием по контракту внешнему исполнителю базовых функций организации и управления потоковыми проц-ми. Направления осуществления лог-их процессов: собственными силами (инсорсинг «И») или с пом. привлекаемого лог-го оператора (аутсорсинг «А»).

Эффективное управление цепями поставок

Валерий Шабага, руководитель проектов
консалтинговой компании «А Дан Дзо»

Современный рынок диктует нам свои правила, и сегодня для получения прибыли недостаточно произвести качественный товар и обеспечить его маркетинговой поддержкой, необходимо еще выработать эффективную схему товародвижения. В разработке сбытовой политики предприятия логистика исполняет роль стратегического ресурса, а эффективное управление цепями поставок становится «волшебной палочкой».

Образование глобальных цепей, нарастание конкурентной борьбы послужили толчком для быстрого развития интегрированной логистики. Ведь неэффективная организация цепочки товародвижения зачастую становится причиной многих проблем торговых предприятий, например таких, как:

  • потери в ассортименте;
  • упущенная прибыль от нереализованных товаров;
  • дополнительные расходы на оплату штрафов;
  • дополнительные расходы на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
  • замораживание денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшение оборотного капитала;
  • потеря товарного вида для части товаров и распродажа товаров по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

«Провалы» в ассортименте, уровень которых достигает огромных размеров, не выгодны ни розничной сети, ни производителю.

Эффективное управление цепями поставок очень сильно влияет на конкурентоспособность компании и позволяет сократить издержки в цепочке поставок, тем самым снизить себестоимость товара. Усовершенствовав стратегические процессы управления цепями поставок и превратив их в мощные активы, компании получают сильное конкурентное преимущество.

Ветер перемен, или как выжить в кризис

Политика сбыта и управления цепочками поставок попадает под сильное влияние экономической ситуации в стране и в мире. Как известно, экономике свойственно циклическое развитие, чередующееся с периодами кризисов и подъемов. К сожалению, периоды экономических кризисов доминируют в нашей стране и поэтому именно на этой стадии макроэкономического цикла следует особенно четко расставлять акценты в управлении цепями поставок. Цепи поставок достаточно сильно подвержены воздействию кризиса и рецессий. Значительное падение объемов продаж и прибыли, как правило, является следствием нестабильности в экономике страны.

Основной удар выражается в серьезнейшем падении объемов продаж и прибыли, увеличении колебаний спроса и поставок, возросших рисках банкротства партнеров и всеобщей нехватке наличности. Одними традиционными методами борьбы с этими явлениями здесь не обойтись, поэтому эффективные ответные меры сейчас активно применяются многими компаниями в мире. К таким мерам относятся:

  • пересмотр и рационализация конфигурации цепей поставок с целью увеличения гибкости и оптимизации расходов;
  • оценка надежности поставщиков с целью уменьшения рисков неплатежей и срывов поставок;
  • оптимизация оборотных средств (уменьшение уровня товарных запасов);
  • ускорение перехода от собственно производства продукции к предоставлению инновационных услуг для защиты прибыли и сохранения рыночных позиций.

Инициативы по совершенствованию логистических процессов становятся ключом к решению острых экономических проблем. Наиболее рациональными мерами являются:

  • достижение ювелирно точной сегментации поставщиков и клиентов, большей точности прогнозирования и выстраивания логистики, производства, закупок под прогнозы спроса путем пристраивания всей сети поставок;
  • стратегическая оптимизация логистики, включая постоянную оптимизацию комплексной цепи поставок от поставщиков до конечных пользователей;
  • переход к бережливому производству;
  • оптимальное управление запасами, направленное на повышение оборачиваемости товара, включая технологии совместного с поставщиками планирования пополнения запасов;
  • реализация БСМ-проектов с быстрой окупаемостью в противовес многомиллионным инвестициям в высокотехнологичные программные продукты, которые имели место в прошлые годы;
  • сильнейшими в управлении цепочки поставок остаются компании рынка высоких технологий, а также рынка товаров с быстрой оборачиваемостью, вынужденные работать напрямую по всей длине цепи поставок от поставщика до потребителя.

Цепи поставок vs маркетинг

Гибкость цепей поставок, а именно способность продолжать экономически эффективное функционирование даже в период непредсказуемых и значительных колебаний спроса, является главным фактором успеха. Глобальная рецессия резко лишает возможности прогнозировать далее, чем на три месяца. Поэтому в периоды кризиса гибкость становится более критичным фактором. В данной ситуации чрезвычайно важны эффективное интегрированное планирование в рамках всей цепи в совокупности с быстрым реагированием на коротких интервалах времени.

В условиях растущей конкуренции становится невозможным достижение успеха одними расходами на традиционный маркетинг. Сложность оценки степени обратной связи от традиционного маркетинга приводит к необъективной оценке результатов и бесперспективности процесса планирования. В результате становится невозможно определить, какими средствами достигнута конечная цель – привлечение покупателя, так как непонятно, какие инвестиции в рекламу считать оправданными и эффективными, какие методы использовать для оценки этой эффективности. Даже привлекая покупателя и не имея адекватных операций, компании сделают напрасные маркетинговые траты, так как они будут стимулировать спрос, который не в состоянии удовлетворить. Не случайно сервисная составляющая в стоимости продуктов имеет значительную долю.

Управление цепями поставок приобретает в деятельности компаний такую же важность, как когда-то маркетинг. Цепь поставок существует лишь потому, что существует спрос на товар со стороны потребителя. Компании признают неоднородность потребителей и предлагают на рынке не один товар, а целый ассортимент, нацеленный на разные сегменты рынка. Товары эти могут отличаться по целому ряду параметров – новизна, имидж, цена, качество, срок хранения и т. д. Так же, как и конфигурация, параметры цепи поставок определяются разными характеристиками товаров – эти параметры при необходимости изменяются на протяжении жизненного цикла товара, т. е. его развития от «рождения» (выведения на рынок) до «смерти» (исчезновения с рынка). Скорость реагирования на изменения в спросе более важна на стадии вывода товара на рынок, когда высока связанная с новым товаром неопределенность. В то же время на стадии «зрелого» товара стабильный спрос и большие объемы продаж диктуют приоритет надежности и сокращения издержек над скоростью поставки и гибкостью.

Параметры цепи поставок

С одной стороны, эффективное управление цепью поставок при необходимости предполагает наличие общих для всех участников цепи показателей деятельности, которые позволяют отслеживать развитие цепи в правильном направлении. С другой – показатели деятельности должны учитывать как специфику товара, так и стадии его жизненного цикла.

Выделяют следующие параметры цепи поставок:

Скорость цепи – протяженность цикла от закупки сырья и материалов поставщиком товара до получения собственно готового товара потребителем. Скорость цепи иногда называется длиной цепи поставок и измеряется в днях.

Надежность цепи – степень соблюдения установленных сроков поставки.

Гибкость цепи – умение своевременно адаптировать цепь поставок в соответствии с изменяющимися запросами потребителя, например, изменяя долю продаж того или иного товара в портфеле в зависимости от спроса или выводя на рынок новые модификации товара. Хорошими индикаторами гибкости являются уровень и положение в цепи товарных запасов и частота случаев отсутствия товара в розничной части цепи.

Издержки цепи – общая стоимость функционирования цепи поставок, которая складывается из издержек производства, закупки, транспортировки, складирования, страховки, списания устаревших и испортившихся запасов, финансирования цепи и множества других.

Нет сомнения, что идеальная цепь поставки должна стремиться к достижению совершенства по всем указанным параметрам: по первой прихоти потребителя (гибкость) быстро (скорость) и точно в обещанный срок (надежность) доставлять ему товар, при этом почти бесплатно для всех партнеров по цепи (издержки). К сожалению, не вызывает сомнения, что этот сценарий несколько утопичен.


Увеличение надежности цепи требует более тщательного планирования и контроля, что автоматически увеличивает соответствующие инвестиции в технологию, обучение и координацию. Обеспечение скорости реакции заставляет компании содержать запасы, что увеличивает расходы на складирование и повышает риск списания устаревших запасов. Повышение гибкости требует внедрения технологий гибкого производства, что вызывает рост издержек на перенастройку производственных линий и увеличивает процент производственных потерь.

Таким образом, улучшение одного из этих параметров, как правило, ведет к ухудшению другого. Между тем выше уже было сказано о некоторых закономерностях в требованиях, которые потребитель и нацеленный на него товар предъявляют к конфигурации цепи поставок, а параметры цепи поставок определенным образом изменяются на протяжении жизненного цикла товара. Учет этих закономерностей позволит менеджеру по товару выделить критически важные на той или иной стадии жизненного цикла товара характеристики цепи. Если достижение совершенства по всем параметрам невозможно, то успех цепи поставок определяется правильным фокусом на правильных параметрах.

Таким образом, исходя из особенностей ситуации на российском логистическом рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая цикличность развития экономики и жизненный цикл товаров, можно выделить следующие важнейшие аспекты, учет которых необходим для успешного управления цепями поставок:

  • описание и анализ комплексных динамичных цепей поставок;
  • своевременное опознание критических ситуаций в логистических бизнес-процессах и ликвидация узких мест;
  • развитие логистической стратегии для активного решения проблем;
  • воплощение развитых стратегий на оперативном уровне с помощью эффективного управления проектами;
  • управление логистическими рисками рынка и предприятий;
  • управление цепями поставок с учетом культуры разных регионов;
  • управление цепями поставок с учетом жизненного цикла товара и макроэкономической ситуации в регионе.

Истина рождается в опыте

Ни для кого не секрет, что высокие показатели работы предприятия являются результатом длительного труда и успех приходит путем проб и ошибок. Столь ответственную работу, как планирование управления цепями поставок, необходимо выполнить на высшем уровне, а это под силу только профессионалу. Хорошо известно, что для улучшения финансовых показателей предприятия необходим комплексный подход к его логистике. А багаж знаний, опыт консультантов и лучшая практика многих десятков предприятий – лидеров различных отраслей позволяет в ограниченные сроки раскрыть потенциал компании, сократить сроки получения и увеличить размер эффектов, получить синергетический эффект, а также снизить риски, сопутствующие любому нововведению.

Рассмотрим особенности поставок товаров от производителя до распределительного центра, расположенного в Московской области, и далее в розничную сеть. Проект по управлению цепочками поставок был разработан и реализован консалтинговой компании «А Дан Дзо» для торговой сетевой компании (одежда и аксессуары), имеющей более 150 магазинов в различных регионах России, число которых увеличивается ежегодно на 20–40 магазинов.

Примерно 50% товаров поступает из Китая и Индии, 43% товаров – от российских производителей и около 7% – из Европы (см. рис.1).

Для анализа возникающих ситуаций в организации и выполнении поставок будут использоваться и иные данные, полученные при выполнении других проектов.


Импортные поставки. Проблемы и решения

Продажи торговой компании, осуществляющей торговлю одеждой и различными аксессуарами, характеризуются ярко выраженной сезонностью, что вызывает неравномерность отгрузки товаров от иностранных и российских поставщиков (см. рис.2).

На рис. 2 отражены следующие периоды организации поставки товаров в торговую сеть «как должно быть»:

Разработка новой коллекции (осуществляется за 1 год до проведения продаж: зимой – для продаж в следующую зиму и летом – для продаж на следующее лето).

Производство новой коллекции (осуществляется производителями в течение 2–3 месяцев до начала поставки товаров на РЦ).


Поставка товаров для весенне-летнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в январе–феврале текущего года).

Поставка товаров для осенне-зимнего сезона (осуществляется поставщиками преимущественно в июле–августе текущего года).

Доставка товаров в розничную сеть для весенне-летнего сезона (осуществляется с РЦ в марте–июле текущего года).

Доставка товаров в розничную сеть для осенне-зимнего сезона (осуществляется с РЦ в сентябре–января текущего года).

Готовая одежда, обувь, аксессуары
Индия 35% Котка Лето
0% Зима
Китай 65% Котка Лето
100% Зима

Поставки из Юго-Восточной Азии распределяются по объему закупок следующим образом: из Индии поступают товары только для летней распродажи, а из Китая – для летней и зимней продажи (см. табл.).

Однако действительность чаще всего вносит свои и весьма существенные коррективы в планируемые компанией сроки поставки товаров. В зависимости от места отгрузки часть товаров (примерно 26%) прибывает в порт Котка в срок от 15 до 35 дней (грузы из Индии), более 55% грузов прибывают в срок от 35 до 40 дней и оставшиеся примерно 19% грузов – в срок до 50 дней (рис. 4).

На рис. 4 видно, что периоды доставки товаров от поставщиков из Китая и Индии до порта Котка (Финляндия) достаточно определенные по срокам и зависят главным образом от ряда причин. Так, задержка может произойти из-за погодных условий, по причине недостаточности судовой партии, дополнительной проверки контейнеров таможенными службами, в результате чего груз не успевают отправить с отходящим судном, и приходится ждать другого, и прочих обстоятельств. Любой океанский маршрут из Китая предполагает перегрузку с океанского судна на фидерные суда в крупном порту. В Котку фидерные суда доставляют грузы также из крупных портов (Роттердам, Гамбург и т. д.).


Следующий отрезок маршрута в доставке импортных товаров – это транспортировка контейнеров из порта Котка до распределительного центра торговой компании в Московской области с осуществлением таможенного оформления при пересечении финско-российской границы. Сама перевозка контейнеров из Котки в Московский регион занимает обычно 2–3 дня. Увеличение срока перевозки может быть вызвано только задержкой на границе из-за очередей, которые там время от времени возникают. Реальные же сроки доставки, включая время на таможенное оформление груза, приведены на рис. 5.


На рис. 5 видно, что только 6% грузов доставляется из порта Котка в РЦ в срок от 5 до 10 дней. Более 46% грузов доставляются за период от 10 до 40 дней. Более 47% грузов доставляются в период свыше 40 дней. Для доставки около 30% грузов требуется более двух месяцев.

Обычно некоторое время контейнеры перед отправкой до места назначения находятся в пункте их перевалки и с морского на сухопутный транспорт – в порту Котка. У торговой компании есть несколько дней на организацию перевозки контейнеров, и она заранее информирована о прибытии их в порт. Тем не менее сроки нахождения контейнеров в порту Котка разные (см. рис. 6).


На рис. 6 видно, что только около 49% всех контейнеров следуют через порт Котка без оплаты штрафов за сверхнормативное хранение и демередж. Более 22% контейнеров находятся в порту Котка от 30 до 109 дней. В зависимости от срока нахождения в порту величина штрафов увеличивается (см. рис.7).


На рис. 7 показано, что стоимость штрафов – непроизводительных расходов для торговой компании увеличивается в зависимости от времени нахождения контейнеров. От всего объема перевалки контейнеров через порт Котка за 12 месяцев только 48,6% контейнеров были без штрафных санкций. Для остальных контейнеров стоимость штрафов составляла от 2 до 5521 евро за контейнер. Суммарно на выплату штрафов за изучаемый период ушло более 150 тысяч евро.

Общие сроки доставки товаров по всему маршруту из Китая и Индии до РЦ торговой компании, расположенного в Московской области, указаны на рис. 8.


Из рис. 6 следует, что только 30,74% товаров доставляются в срок до двух месяцев. Примерно 35% товаров доставляются в течение двух-трех месяцев. Срок доставки для 34,26% товаров составляет от трех до восьми месяцев.

Таким образом, можно видеть значительные отклонения от плановых сроков поставки, указанных на рис. 2. При этом около 21% товаров практически не попадают в розничную сеть в текущий сезон из-за значительного времени их поставки.

Для торговой компании это оборачивается:

  • упущенной прибылью от нереализованных товаров;
  • дополнительными расходами на оплату штрафов;
  • дополнительными расходами на хранение товаров, не успевших к текущему сезону;
  • замораживанием денежных средств в виде товаров, находящихся на длительном хранении, и уменьшением оборотного капитала;
  • потерей товарного вида части продукции и ее распродажей по сниженным ценам в следующем сезоне из-за изменения моды.

Какие меры можно предпринять, чтобы этого избежать:

1. Найти производителя, находящегося вблизи от России, для минимизации сроков поставки.

2. Самой компании организовать производство товаров в России или в приграничных к России государствах.

3. Использовать другие виды транспортировки, исходя из анализа упущенных продаж.

Указанные выше предложения по переносу производств в близлежащие регионы, конечно, требуют экономического обоснования. И в рамках проекта, некоторыми статистическими данными которого мы поделились, эти экономические обоснования нами были получены как итог подробных расчетов.


Таким образом, если у вашей компании похожая география поставок, стоит попробовать и подсчитать все прямые и сопутствующие расходы, возникающие при производстве и поставках импортных товаров, и те преимущества, которые дает производство товаров не только в России, но и в Белоруссии и в Казахстане (единое таможенное пространство). Результаты могут не только убедить, но и превзойти все ваши ожидания.

Если же вы понимаете, что отказаться от существующих поставщиков не представляется возможным, стоит рассмотреть альтернативные варианты транспортировки – например, авиаперевозки. Не стоит отбрасывать этот вариант только потому, что он дороже тех, которые вы используете, – ликвидация упущенных продаж не только компенсирует все переплаты, но и принесет компании дополнительный доход.

С чем это связано? Кто такой логист и какие функции он осуществляет? Об этом и будет рассказано далее.

Кто такой логист?

Доставить нужную продукцию из одного пункта в другой согласно назначенным срокам - очень важная задача. Еще более важно сохранить товар целым и невредимым. Именно такой специалист, как логист, осуществляет управление цепями поставок и контролирует эффективную транспортировку и доставку нужной продукции. Сразу стоит отметить, что любая профессия в сфере логистики считается очень сложной и трудной. Так, чтобы стать качественным специалистом в сфере управления поставками, необходимо обладать очень развитым мышлением, знать иностранные языки, иметь отличные организаторские способности. Проследить за большим количеством разного рода товаров не так уж и просто, а делать это качественно - тем более.

Где должен учиться человек, чтобы получить возможность работать логистом и осуществлять управление цепями поставок? Какие есть у рассматриваемых специалистов обязанности? Об этом будет рассказано далее.

Необходимое для работы образование

В сфере логистики можно работать, имея как высшее, так и среднее образование. Однако количество обязанностей, прав, а также оплата труда в этом случае будут значительно отличаться.

Лицо, имеющее среднее профессиональное образование, способно работать лишь помощником логиста или менеджером. Осуществлять полноценное управление людям, не окончившим вуз, если и удастся, то с большим трудом. Стоит также отметить, что далеко не везде есть рабочие места для лиц, не имеющих высшего образования. Из-за узкой направленности, а также из-за ряда других факторов устроиться на рассматриваемую работу лицу, имеющему лишь среднее образование, будет не так уж и просто.

Совсем по-другому дела обстоят с лицами, все-таки имеющими высшее образование. Так, люди, окончившие экономические вузы по соответствующей специальности, имеют полное право устроиться на любое свободное рабочее место. Пожалуй, стоит выделить основные учебные заведения, где можно получить необходимое образование. Это (в Москве на Лубянке), МИИТ, МАДИ и знаменитый СПбГУ. В любом из этих вузов есть специальность, именующаяся как "Логистика и управление цепями поставок".

Что должен знать логист?

Как уже было сказано выше, специалист в сфере логистики должен обладать очень обширным багажом знаний. Какие именно дисциплины обязан качественно знать рассматриваемый работник? Вот лишь некоторые из них:

  • Основы экономических и математических методов.
  • Основы распределения, производства, складирования и др.
  • проектами.
  • Контроль над транспортировкой, разгрузочными и погрузочными работами.
  • Основы информационных систем и технологий.
  • Основы экономики.
  • Основы планирования поставок.
  • Управление рисками в сфере логистики.
  • Контроль над системами логистики и многое другое.

Специалист, на плечи которого ложится управление цепями поставок, должен знать действительно очень многие вещи. Более того, работник в сфере логистики обязан еще и постоянно самосовершенствоваться и дополнять свои знания. Связано это с тем, что технологии постоянно модернизируются, а потому работать на протяжении нескольких десятков лет с одними лишь университетскими знаниями логисту вряд ли удастся.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, одних лишь знаний для осуществления своих рабочих функций логисту будет недостаточно. Специалист, в задачи которого входит логистическое управление цепями поставок, должен обладать также определенными навыками, умениями и чертами характера.

Что именно здесь можно выделить?

  • Знание нескольких иностранных языков. Довольно очевидно, что в работе, связанной с транспортировками, никак нельзя обойтись без переговоров с иностранными гражданами; тем более если компания иностранная.
  • Коммуникативные навыки. Знать несколько языков совершенно недостаточно, необходимо еще и уметь грамотно излагать свои мысли и требования. Относится это и к родному языку. Качественный специалист просто обязан обладать грамотной, ясной и четкой речью.
  • Работа с программным оборудованием. В век компьютерных технологий попросту нельзя обойтись без умений грамотно обращаться с программами. Особенно это касается работников, функции которых - управление логистикой, цепями поставок, транспортировка и т. д.

Стоит также отметить, что качественный специалист обязан также обладать такими чертами характера, как стрессоустойчивость, высокая работоспособность, организаторские функции и т. д.

Обязанности логиста

Как уже было сказано, сфера логистики невероятно обширна. Здесь трудится большое количество работников, осуществляющих самые разные функции. Однако возможность выделить наиболее обобщенные обязанности все-таки имеется.

Так, стоит отметить, что в рассматриваемой профессиональной среде за работниками закреплены следующие обязанности:

  • Работа с разного рода лицами. Сюда относятся клиенты, поставщики, операторы и т. д.
  • Работы с документацией.
  • Планирование заказов и поставок.
  • Переговоры с таможнями.
  • Управление запасами в цепях поставок.
  • Построение маршрутов и многое другое.

Функций у логиста действительно много. Однако зависит все, в основном, от имеющегося разряда и уровня квалификации.

Где можно работать?

Почти никаких проблем не должно возникнуть у выпускника образовательного заведения по специальности "Логистика и управление цепями поставок". Вузы зачастую сами предлагают студенту варианты вакантных мест. А в связи с тем, что рассматриваемая профессия сегодня является невероятно актуальной и востребованной, перед человеком, имеющим должное образование, откроется попросту множество самых разных возможностей трудоустройства.

И все же, где именно может работать рассматриваемый специалист? Можно выделить:

  • транспортные компании (РЖД, различные авиалинии и т. д.);
  • грузопереработку;
  • таможенные службы;
  • промышленные предприятия и многие другие места.

Управление поставками и логистика нужны практически на каждом производственном предприятии. И это громадное преимущество данной сферы: у человека, желающего связать свою жизнь с рассматриваемой трудовой деятельностью, совершенно точно не возникнет проблем с трудоустройством.

О карьере логиста

Что можно сказать о карьере рассматриваемого специалиста? Как и в любой другой трудовой сфере, повышение квалификации можно заработать лишь путем накопления должного опыта и совершенствования рабочих навыков.

Однако в сфере системы управления цепями поставок есть одна немаловажная черта. Если вкратце, то заключается она в том, что возможностей для так называемого самосовершенствования здесь просто масса. Так, специалист может усиленно изучать новые иностранные языки, разрабатывать собственные специализированные программы, улучшать свои коммуникативные навыки, доводить до автоматизма работу с документацией и т. д. Благодаря всему этому практически любой специалист, даже не имеющий высшего образования и работающий помощником, сможет достичь профессиональных высот.

О правах и ответственности логиста

Специалист в сфере логистики, как и любой другой работник, обладает определенными профессиональными правами. Что именно здесь можно выделить? Вот что закрепляет специальная должностная инструкция работника:

  • право на все установленные государством социальные гарантии и льготы;
  • право на своевременные выплаты зарплат;
  • право требовать у начальства всю необходимую для работы документацию;
  • право предлагать руководству идеи и предложения по усовершенствованию работы организации;
  • право отказываться от выполнения работ в случае очевидных нарушений, влекущих отсутствие оптимальных условий труда;
  • право повышать уровень своей квалификации;
  • право задействовать специалистов других профессиональных направлений для оказания необходимой помощи (но на условиях согласования с начальством).

Таким образом, довольно широкий спектр прав закреплен за специалистом, имеющим своей обязанностью управление цепями поставок. На предприятии, однако, логисты обладают и большой долей ответственности за все совершаемые действия. В особенности стоит выделить, что на работника налагается ответственность:

  • за правонарушения или преступления, совершаемые на рабочем месте;
  • за полное невыполнение или неверное выполнение собственных должностных обязанностей;
  • за пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • за нарушение установленных правил безопасности.

Плюсы и минусы профессии

Профессия логиста имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Какие плюсы работы можно выделить? Сюда относятся, безусловно:

  • Востребованность и актуальность профессии.
  • Высокий доход.
  • Возможность практиковаться в разговорах на иностранном языке.
  • Постоянное самосовершенствование.

Возможно, есть у профессии и другие плюсы. Выше были названы лишь самые основные достоинства. А какие здесь можно выделить недостатки?

  • Работа в промышленной зоне (безусловно, можно найти работу и в чистом офисе; однако сама концепция управления цепью поставок выстроена так, что специальность практически неотделима от производства).
  • Достоинств у профессии, безусловно, больше. И это совсем не удивительно: логистика - это поистине престижная и важная сфера.

    Похожие статьи