Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица». Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения История создания басни крылова ворона и лисица

Басня «Ворона и лисица» была написана И.А.Крыловым не позднее 1807 года и впервые была опубликована в 1808 году, в журнале «Драматический вестник».

Сюжет басни прост и лаконичен: Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо.

Сюжет этой басни был заимствован Крыловым у Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал ее у Эзопа и Федра. Да и другие русские поэты, а именно Тредиаковский и Сумароков, уже ранее переводили эту басню. Но заимствование сюжета отнюдь не исключает заслуг самостоятельного творчества и к басне это применимо более, чем ко всякому другому роду поэзии.

Басни с самой глубокой древности представляли отрывки животного эпоса, приспособленные к аллегорическому выражению разного рода моральных и нравственных истин общечеловеческого характера. Лесть всегда была лестью, и разница только в обстановке, среди которой она проявляется. Эзоп, Лафонтен и Крылов являются глубоко самобытными писателями своего времени и своего народа. Если перечитать басню Крылова «Ворона и Лисица», в ней не найти ни одного фальшивого выражения, ни одного условного оборота речи, ни одной натянутой формы: все ясно, просто и чисто по-русски.

Основные отличия басни, написанной Крыловым от текста Лафонтена (дословный построчный перевод ) заключаются в следующем:

1) Нравоучение Крылова по месту, по идее отличается от нравоучения Лафонтена.
2) Стихи Лафонтена 3й и 4й, довольно прозаические, у Крылова заменены целой живой картиной (ст.8-13).
3) Сжатая у Лафонтена речь лисицы пространно выражена у Крылова и является настоящей речью льстеца, не скупящегося на похвалы.
4) Последним 9 стихам Лафонтена, в числе которых есть и нравоучение, но, как уже сказано, иное, чем у Крылова, у нашего баснописца соответствуют 5 стихов, чрезвычайно художественно заканчивающих басню, изображая ту быстроту, с которой произошло событие.

Характерные особенности басни «Ворона и Лисица» И.А.Крылова
Басня, написанная Крыловым, более художественна по своей форме в сравнении с басней Лафонтена. У Крылова персонажи басни прописаны ярко и реалистично, у каждого из них есть свой характер. Лиса выставлена льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свое красноречие и просто из кожи вон лезет, восхваляя того, от кого надеется получить что-нибудь. Ворона обозначает человека глупого, поддающегося убеждению, и через это попадающего часто на обман. На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастуны.

В басне «Ворона и лисица» Крылов критикует способность людей поддаваться лести, благодаря которой выигрывают лишь льстецы. Поддалась Ворона лести и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!»

Ещё раз о лести…
Басня «Ворона и Лисица» хорошо известна как взрослой, так и детской аудитории. Коварная Лиса преподает Вороне урок. В чём он заключается? Перепала Вороне ценность (по меркам леса) — кусочек сыра. Но удержать эту ценность Ворона не смогла. По какой же причине? Лиса хитростью выманила. Захотелось рыжей плутовке угоститься сыром, вот она и пустила в ход своё оружие — лесть. Сначала Лиса всем своим видом видом показала, как она восхищена Вороной («с Вороны глаз не сводит»), а потом плутовка прибегла к своему главному козырю — льстивой речи.

А сладкие речи способны творить чудеса!

Лисица похвалила внешний вид Вороны, а потом попросила её спеть. Всем известно, что, когда кто-то поёт, то открывает рот. Всем известно, но только не Вороне, держащей во рту сыр! А, может, она и знала об этом, но похвала так подействовала на обладательницу сыра, что та забыла обо всём, у неё вскружилась голова, и тут уже не до логики! А ценность упущена…

Вывод: не теряйте голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум!

Иван Андреевич Крылов сотворил большое количество нравоучительных произведений. Знаменитая басня под названием «Ворона и лисица» увидела свет в 1808 году. Фабула творения не является оригинальной, тему лести раскрывали: древнегреческий поэт Эзоп и популярный писатель из Франции Жан де Лафонтен. Подобный сюжет встречается в творениях немецкого драматурга Лессинга, а также у поэтов Сумарокова и Тредиаковского. Расхождения касаются главных героев, но суть всегда остаётся той же.

Вконтакте

Фабула

С давних времён жанр басни имеет лицо животного мира . Главная задача произведения – раскрытие и выражение морали, нравственной истины, возникающей в обществе. Порочность у Крылова обладает своеобразными чертами русского эпоса. Это отличает его басни от похожих произведений Лафонтена и Эзопа. Фабула рассматриваемого варианта «Вороны и лисицы» обладает простой структурой, лёгкой незатейливостью и откровенностью.

На заметку!

Структура произведения делится на две части. В первом четверостишие читатель находит основную мораль, по мнению самого автора. Крылов порицает лесть и говорит, что она ещё долго не выведется из умов множества людей. Вторая часть включает 23 строки, в которых разместился сюжет и монолог автора.

Рыжая героиня басни Крылова «Ворона и лисица» льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра. «Пернатая гордячка» никак не располагает прекрасными глазками, изящным носиком и ангельским голосом, о которых говорит лиса. Не выдержав давления внутреннего тщеславия, глупая ворона выкрикивает и теряет вкусную «драгоценность». Лисица добивается своего и скоропостижно скрывается восвояси.

Мораль басни «Ворона и лисица» - проблематика

В произведении нет положительных нравов. Крылов обстоятельно высмеивает порок, обманувший себя же. Детям нельзя брать пример с аллегорической темы внутри басни . Ворона слишком черства и глупа, лисица – самодовольна и хитра. Проведя анализ, читатель поймёт, что здесь не описывается добродетель в своей чистой манере, не отмечаются ошибки поведения. Первые слова басни о лести производят впечатление морали, но нравственность эта натянута.

Проблематика басни актуальна для времени самого автора. В начале XIX века угодническое поведение было распространено в сферах высшего общества. Лесть укрепилась и перестала казаться чем-то порочным. Сатиры с применением аллегорий приносят достаточную пользу, потому что побуждают испорченных людей обращаться к своему сознанию и пытаться избежать дальнейшего позора.

Анализ басни «Ворона и лисица»

В произведении имеются две стороны , разворачивающие действие вокруг одного прельщающего предмета. Лиса чаще всех других представителей фауны упоминается в произведениях И.А. Крылова. Этот зверь олицетворяет хитрость, лицемерие, эгоизм и умение сладостно льстить. Лисица остаётся глухой к чужим несчастьям, не знает большей радости, чем увидеть неудачу другого.

Ворона в басне представляется наивным, тщеславным и глупым созданием . Она обладает вкусным лакомством, драгоценной вкусностью. Птица понимает, как дорог этот объект в её клюве и думает, что никто неспособен отобрать небесный дар. Однако хитрый враг видит ворону насквозь. Большие пороки пернатого создания становятся аргументом в пользу потери благоухающего сыра. Крылов высмеивает глупость и низость характера, который так легко поддался льстивой провокации. Тема представляется актуальной и для теперешнего мира.






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: осмысление художественных особенностей басни.

Задачи урока:

  • определение жанра басни, работа с литературоведческим материалом;
  • развитие умений выразительного чтения и анализа художественное произведение;
  • воспитание нравственности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Предварительная беседа.

Работа с эпиграфом

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

Прочитайте строки П. Вяземского. Как вы думаете, о ком он написал?

Почему так решили?

Какие басни И.А. Крылова вам известны?

III. Объяснение нового материала.

Рассказ о баснописце

Отец Крылова был произведён в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы, рано умер, оставив среди прочего в наследство сыну сундучок с книгами. Они-то первое время и удовлетворяли ту любовь к чтению, что овладела будущим баснописцем ещё в подростковом возрасте.

А вот материальные потребности книги, естественно, удовлетворить не могли. Так что одиннадцатилетнему Крылову ежеутренне приходилось отправляться не в гимназию, а в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты и так далее, то есть исполнять обязанности подканцеляриста. Не повезло с начальником: резкий, невежественный человек, он мог и поднять руку на подростка.

Но именно в это время судьба наградила мальчика тем, что на протяжении всей его жизни больше всего будет согревать его существование. Однажды на торговой площади в толпе простого народа ему вдруг “пробило ухо”, и он открыл для себя, какое это чудо - русская речь. И с тех пор главное удовольствие его заключалось в том, чтобы, растворившись в гуще народа, вслушиваться и вслушиваться в неё, впитывая в себя всё наиболее яркое и меткое: слова, обороты, пословицы, шутки.

Следует заметить, что Крылов от природы вообще был весьма талантливым человеком. И что самое главное - большинство из этих своих талантов умудрился не закопать в землю. Так что тот, кто видел его карандашные наброски, вынужден был признать поразительное сходство рисунка с оригиналом. Музыканты находили очень своеобразной манеру его игры на скрипке. Актёры восхищались даром чудесного перевоплощения при чтении басен. В дополнение ко всему Крылов долго изучал, казалось бы, совсем не нужную ему математику - “просто так”, “из интереса”. А в довершение ко всему в пятьдесят лет овладел “мёртвым” древнегреческим языком. Ему, видите ли, захотелось читать в подлиннике Эзопа!

Но всё же главным увлечением и главной любовью всей жизни Крылова был родной, русский язык, для развития которого он сделал так много. И конечно - литература, которая позволила над улучшением этого языка работать. С тех самых пор, когда, уговорив мать переехать из Твери в Петербург, тринадцатилетним подростком он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.

Далеко не сразу отыскал Крылов этот “свой” род литературы. Дебют его как баснописца пришёлся на 1806 год (в 37 лет!). Вышло, однако, как в известной пословице “Русский долго запрягает, да быстро ездит”: слава нового баснописца росла подобно снежному кому.

Как вы думаете, почему именно баснями прославился И.А. Крылов?

А чем басня отличается от рассказа или стихотворения?

Работа с литературоведческими терминами

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория – иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

IV. Чтение и анализ басни “Ворона и Лисица”

Понравилась вам эта басня?

Кто герои басни? Опишите их.

Почему слова “Ворона”, “Лисица” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

Найдите в тексте басни слова, которые характеризуют героев.

Как вы представляете себе этих героев?

Кто из героев басни кажется вам смешным и глупым, а кто может вызвать даже симпатию?

Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

Какие качества человека иносказательно изображаются и высмеиваются в басни?

В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Какова цель басни?

Словарно-лексическая работа

  • Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
  • Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
  • Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
  • Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
  • Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
  • Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
  • Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

Художественные особенности басни

Определите стихотворный размер, которым написана басня “Ворона и Лисица”.

Мы отметили народность басен Крылова, мастерское использование пословиц, поговорок.

Многие строки из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами или афоризмами.

Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?

Крылатые слова - меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи

Какие слова, выражения из этой басни стали крылатыми?

V. Работа с иллюстрациями художников. (Слайды презентации)

Как изображены герои басни на иллюстрации Е. Рачева?

Рассмотрите иллюстрации В.А. Серова к басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица".

VI. Инсценировка басни.

VII. Итог урока.

  • С каким автором мы познакомились?
  • Чем он запомнился?
  • Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите примеры из басни “Ворона и Лисица”.

VIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к басне.

Список использованной литературы

  1. Бабинский, М. Басни И.А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности [Электронный ресурс] / М. Бабинский // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 37. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200303703
  2. Демиденко, Е. “Уж сколько раз твердили миру”: Цикл уроков, посвященных жанру басни. 6-й класс [Электронный ресурс] / Е. Демиденко // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200304706
  3. Калганова, Т. Анализ басен И.А. Крылова в 5 классе [Электронный ресурс] / Т. Калганова // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2006. - № 1. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200600106
  4. Коровин, В. Внутри человеческой морали / В. Коровин // Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя. – М., Издательство “первое сентября”, 2001. – с. 112 - 119.
  5. Машевский, А. Парадоксы Крылова [Электронный ресурс] / А. Машевский // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2001. - № 19. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101905
  6. Шкапова, О. Исторический путь басни. Заключительный урок-игра для учащихся 5-6-х классов [Электронный ресурс] / О. Шкапова // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200304707

Ответы к школьным учебникам

К стр. 67

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни - Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.

2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.

3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б)Из каких басен извлечена мораль?
-Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...

«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о. своих якобы делах.

Вопросы для викторины.

1) Из каких басен слова?

а) «...Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от таких арбитров.

в) «...Слона-то я и не приметил».

г) «...Посильнее кошки зверька нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается часто нам

И труд и мудрость созидать там,

Где стоит только додуматься,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи тут годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не нужно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:

Слушать - кажется, одна у их душа, -

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не усвоют, то все у их пустяк.

3) Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужчина, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! какой носок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова

Мораль басни "Ворона и лисица"

Никто не сможет отрицать того факта, что почти каждый человек хочет и любит слышать про себя только хорошее и приятное.

А что казалось бы здесь предосудительного, когда человек восхищается кем-то или говорит восторженные речи, превознося достоинства?

Мораль басни в этом и заключается: об опасности и вреде лестных слов.

Рассудительный автор басни на примере Лисы и Вороны учит осмотрительно относиться к людям, которые слишком любезны, при общении говорят массу комплиментов. Возможно они преследуют свои корыстные цели, отвлекая этим ваше внимание.

Анализ басни "Ворона и лисица"

Характер главных героев- налицо.

Лиса- красавица: хитра, умна и лжива, охотная на лесть. Также очень сообразительна и находчива.

Ворона, напротив, глупа, доверчива, недальновидна. Она поверила лестным словам лисы и каркнула, а петь- то она и не умела. Да и ангельским голоском похвастаться также не могла. Однако, как же ей понравилась хвала лисы, что аж вскружилась голова и ворона не смогла удержаться, попробовала спеть...

Сыр выпал - лиса получила лакомый кусочек и была такова.

Противоречие морали с текстом является главным противоречием этой басни.

Мораль заявляет, что льстить – это не хорошо, однако лиса становится победительницей благодаря своей игривости и остроумию. А одураченная, глупая ворона осталась ни с чем.

Басня "Ворона и лисица" - крылатые выражения

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
  • Ворона каркнула во все воронье горло.

Похожие статьи