Святой александр свирский чудотворец. Преподобный Александр — Свирский чудотворец

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при Крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святого Духа.

Родители его, Стефан и Васса (Василиса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: "Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам".

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи - в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое стало впоследствии именоваться Святым. Тут преподобный устроил себе хижину (Впоследствии на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свири, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе "отходную пустынь", на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь.) и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы праведника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (память 26 августа и 17 мая; † 1549).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: "Уповай, блаженне, и не бойся". Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: "Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе". И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь". И потом обратился к преподобному: "Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы". И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стала упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стала молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского († 1516; память 16 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолила преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. "Я празден", - сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: "Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение". Послышался голос, подобный грому: "Се Господь грядет и Рождшая Его". Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви седящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца-Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: "Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы". Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: "Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей". И Она стала невидима.

Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: "Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами". Братия отвечала: "Нет, отче, не можем сотворить этого". Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления - 30 августа и день прославления (обретение мощей) - 17 апреля. (О преподобном Александре Свирском: Архиепископ Питирим. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства - "Журнал Московской Патриархии", 1975, N 1, с. 59. Вольгин А. Преподобный Александр Свирский. - "Журнал Московской Патриархии", 1978, N 8, с. 73-76).

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это - преподобные: Игнатий Островский (ХVI), Леонид Островский (ХVI), Корнилий Островский (ХVI), Дионисий Островский (ХVI), Афанасий Островский (ХVI), Феодор Островский (ХVI), Ферапонт Островский (ХVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (ХVI, память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 года, память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532, память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 года, память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557, память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565, память 23 января). Все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) изображены на иконе преподобных отцов, в земле Карельской просиявших (из храма Духовной семинарии в городе Куопио, Финляндия). Празднество Собору святых, в земле Карельской просиявших, совершается Финляндской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября (См. об этом: В. Русак. Икона преподобных отцов, в земле Карельской просиявших. "Журнал Московской Патриархии", 1974, N 12, с. 16-21).

Русская земля обладает большим количеством преподобных - в древности они защищали людей от атак вражеских войск, наставляли и учили верить , напоминали о значении праведного существования.

Главное место среди святых занимает Александр Свирский . Он был известен не только своими предсказаниями и даром исцелять, но также тем, что мог видеть Святую Троицу.

Вконтакте

Одноклассники

Монах был рождён среди простых людей, его мать долгое время не могла забеременеть, но вымолила у Христа долгожданного ребёнка . При появлении дитя на свет она дала ему имя Амос, в честь одного библейского пророка. Он с самого раннего возраста учился плохо – Господ дал ему не земной разум, а свой небесный. В мальчике быстро возникло увлечение к духовности и вере, один раз он познакомился с монахом, они разговаривали долгое время. Вскоре он переехал в Валаам, а в возрасте 26 лет постригся в монахи.

С течением времени, как описано в житие Александра Свирского, он возвратился в свои родные земли, в Новгород, на реку Свирь. Некоторое время он проживал в полном одиночестве, употребляя лишь травы и сильно болея и страдая инфекциями. Но, по утверждению святого, скоро к нему пришёл один муж, который смог его исцелить. После нахождения кельи, возле святого стали сгруппировываться братия, так на этом месте со временем возник настоящий монастырь.

Святой чудотворец Александр вместе с собой принёс на земли не только мирный дух, но и стал его просветителем. В это время он доставил сюда каменные жернова, что по тому времени было неслыханным делом. В его земли часто приходили представители царского рода, так как инок считался молитвенником о русском императорском жилье. Для родственников монах являлся самым мудрым учителем, даже сам император Иван Грозный обращался к нему за помощью и особым советом.

Александр Свирский чудеса

Хотя слухами и рассказами об Александре Свирском наполнялась вся русская земля, он считался очень скромным и добрым, ходил по городу в дырявой одежде. Никто и не мог подумать, что перед ними стоит игумен. Вокруг него появилось большое количество святых людей. Святой монах создал несколько молитв, которые отличаются сильным покаянием различным духам.

Главный образ монаха возник после обретения , поэтому на этом образе он находится в лежачем положении. Икона, которая дитарированна ещё в XVI веке, является житийной - преподобный на ней виден по пояс, в монашеской одежде.

Правая его рука благословляет, а в левой имеется свиток. Возле расположены клейма, которые означают какие-то сцены из жизни монаха, и их очень много – больше одной сотни.

Иконография продолжала появляться и в последующее время, сегодня есть большое число разновидностей икон.

  1. Святой изображён во время явления к нему Святой Троицы – Ангелы в белых одеяниях смотрят на коленопреклонённого старца. Он тянет к ним свою правую руку, левая же прижата к его груди. Взор Ангелов смотрит прямо на святого. На нём одеяния чёрного цвета – это означает человеческую тленную природу.
  2. Преподобный в одежде схимника, правая рука развёрнута ладонью в сторону верующих людей, в левой руке расположен свёрнутый свиток. Волосы у монаха седые, слегка закрученные, а также борода круглой формы.
  3. Монах стоит, опираясь на свой посох, в правой руке у него находится Троица Рублёва. Голова святого покрыта капюшона для монахов, взор смотрит вперёд, прямо перед собой, но как бы вглубь, словно он видит что-то, что недоступна простому человеку.

Дата смерти Александра – 1533 год . Он ушёл из мира в возрасте 86 лет . Сразу же, как говорят летописи, на месте его могилы стали происходить необычные вещи. Признание монаха состоялось ровно через 14 лет – это довольно небольшой срок, но в этом случае особые доказательства были не нужны. По прошествии 100 лет монахи решили вскрыть гроб священника. Монах, с суждений братии, выглядел так, как будто он просто спит . Мощи было решено отправить в монастырский храм, туда стало приходить большое число паломников. Святые люди много раз просили у него благополучия и исцеления , а потом получали то, что хотели.

Во время революции был издан указ об изоляции музея, в 1918 году на территорию монастыря вторгся отряд красноармейцев. Церковь была полностью разграблена, а несколько монахов убито. При этом мощи вывезли намного позже. Во время вскрытия большевики застыли на месте от ужаса. Мощи святого Александра Свирского сохранились так хорошо, как будто он всё это время просто спал, а не был захоронен много лет назад. Вместо мощей большевики подложили на место захоронение восковую куклу, а останки монаха забрали с собой в неизвестном направлении.

Розыск мощей проходил в 90-х годах , когда в монастыре началась новая жизнь монахов. Тело святого было найдено в Военно-медицинской академии , где его скрывали на протяжении многих лет, чтобы не произошло уничтожения из-за строгих властей, выступающих против всего церковного. Сохранённые ткани до сих пор удивляют специалистов и учёных – ничего такого раньше они не видели. Тело святого было отдано церкви , сегодня оно вновь располагается на территории обители.

Храм Александра Свирского

Монастырь Александра Свирского продолжает существовать уже около 500 лет. Ранее на этой земле было расположено несколько заводов, своя пристань, а также подворье. В XIX веке это место считалось центром духовной жизни всего города.

Большое количество людей продолжают совершать паломничества в древний храм. Чудотворный Сергей продолжает нести свои обязанности и после ухода в иной мир. гласят о многом:

  1. Исцеление тела и своей души.
  2. Обретение либо усиление веры.
  3. Просят благословение на жизнь монаха.
  4. Молятся о своих родственниках и близких, которые свернули с верного праведного пути.

Православна церковь обычно упоминает о монахе несколько раз в год - в день, когда он ушёл из жизни (святой буквально ушёл к Господу во время сна), и в годовщину получения мощей святого. Пуская прекрасный пример жизни, священник поможет осуществлять вам праведные подвиги.

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители собрались женить его, он же хотел лишь одного оставить мир для спасения души. Рано он узнал о Валаамском монастыре и часто в последующем думал о нём и в конце концов, по воле Господа, он повстречал Валаамских иноков. Долгое время проходила их беседа о святом монастыре, об их уставе, о трёх родах жизни монаха. И тогда он, воодушевлённый темой разговора, решил пойти на северный Афон. Перейдя через речку, на берегу Рощенсукого озера, святой услыхал чей-то странный голос, который сказал, что на своём месте он сделал обитель. Ивеоликий свет чудесно осветил его.

В то время когда он пришёл на Ваалам, игумен принял его и постриг, дав ему имя Александр в 1474 году. В это время ему было около 26 лет. Ревностно и долго инок стал трудиться, поститься и молиться. В это время на Ваалам вернулся искавший его отец, святой смог не только успокоить злого отца, но и убедить его постричься совместно с матерью в монахи. Родители решили принять предложение сына. Стефан постригся и приобрёл имя Сергий, а мать получило имя Варвара. Их захоронения до наших дней почитают в действующем Введено-Оятском храме.

Александр продолжал всё время подвизаться на Валааме, сотворяя чудеса и удивляя жестокостью своего бытия самых строгих иноков Ваалама. С первого времени он подвязался в общежитии, а потом в безмолвии на острове, который сейчас назван Святым, он провёл там около десяти лет. На святом острове и по наши дни имеется узкая и сырая пещера, в которую с трудом может залезть даже один человек. Здесь сохранилась и созданная себе же Александром могила.

Один раз, располагаясь на могиле, святой услышал зовущий его таинственный голос — Александр, уйди отсюда и возвращайся на прежнее место, на нём ты и сможешь спастись. Великий свет показал ему место, расположенное на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это произошло в 1485 году. Своё жилище святой возвёл на берегу Рощинского озера.

На полверсты от него можно было заметить Святое озеро, которое отделялось от него Стремниной горой. В этом месте он провёл в одиночестве несколько лет, употребляя не хлеб, а растения, которые произрастали поблизости. Монах решил открыть своё святое место боярину Андрею Завалишину, а через него потом и большому количеству людей. Обитель стала стремительно увеличиваться, а слава о ясновидении и исцелении страшных болезней, данными ему настоятелем, облеталась в скором времени по всей округе. Православные верующие люди ещё при своей жизни ублажали Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы

На 23 году жизни монах увидел большой свет, а за ним трёх мужчин, вошедших к нему в жилье. Они были одеты в светлые одежды, и освещены небесным светом.

На месте появления Святой Троицы в скором времени была воздвигнута часовня, и до этого времени на этой территории содрогается душа людей, помышляя о близости Господа к святым.

В образе жизни монаха поражает и удивляет-то, что при большом количестве поданных ему божественных посещений, он всё время оставался простым иноком, который во всём хотел послужить братии и приходящим на территорию обители простым людям.

За несколько лет до своей смерти Господ вложил монаху в душу хорошее дело – создание каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И один раз ночью, когда заклада уже кончилась, по концу молитвенного правила Преподобный увидел необычный свет, который озарил всю территорию монастыря, а в основании Покровский церкви, на месте алтаря в царственной славе сидела Пречистая Богородица с предвечным Младенцем, окружённая большим числом бесплотных сил небесных.

Монах упал лицом на землю возле величественной Богородицы, так как не мог увидеть сияния этого яркого света. Тогда Владычица приказала ему встать и утешила его обещанием стать неотступную от Обители и помогать ему во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и после неё.

За один день до своей смерти монах призвал к себе своих собратьев и сказал им, что в скором времени произойдёт его преставление от временной этой прискорбной и печальной жизни в другую вечную жизнь, безболезненную и постоянно счастливую, а потом назначил после себя четырёх святых: Никодима, Иродиона, Исайю и Леонтия для избрания одного из них в игумена. После до самого момента своей смерти святой не переставал учить своих братьев богоугодной жизни. Умер преподобный Александр 30 августа 1533 года на 85 году своей жизни и, согласно завещанию, погребён в отходной пустыни, рядом с церковью Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. В 1547 году его причислили к лику святых.

Все люди, обладавшие разными болезнями, приходя к гробу святого и обращаясь к нему, получали от него большие чудеса: слепые начинали видеть, расслабленные укреплялись духом, страдавшие другими заболеваниями получали крепкое здоровье, из бесноватых уходили все тёмные силы и демоны, бездетным дарились дети.

Преподобный Александр – это один из немногих святых, который был канонизирован вскоре после своей гибели, а именно по пришествии 14 лет.

Перечитывая вновь и вновь житие святых, православные христиане наполняются силой веры. Послушание, покорность, ограничение в пище и удобствах - примеры христианского подвига во имя познания Всевышнего Бога и Святой Троицы.

Житие преподобного Александра Свирского - яркий пример избранности и служения Творцу от рождения до смерти. Живший вдалеке от центра православия, в отдаленных лесах, маленький Амос не имел возможности общаться в кругу священства, все откровения и ведения он получал от Самого Бога или Пречистой Девы Марии.

Икона преподобного Александра Свирского

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Детство и отрочество будущего святого

В Приладожском селе Мандеры жила довольно немолодая семейная пара, Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшеньком ребенке, утехе не старость. В одной из молитвы они оба услышали голос, говоривший, что молитвы услышаны, Творец дарует доброму супружеству дитя, которое прославит Церковь Христову.

Ещё статьи о преподобном Александре:

В июне, 15 числа, 1448 года Василиса родила сына, которого назвали именем одного из старозаветных пророков Амосом, ибо мальчик появился в день почитания Амоса. Удивительно, середина XV века, далеко заброшенное село, начало христианской эры в Руси, а селяне знают о Ветхом Завете и его героях. Если учесть, что тогда простые люди были в основном неграмотные, тогда можно сделать вывод, что родители будущего святого России были воцерковленные верующие, черпающие знания в проповедях на богослужениях.

На заметку! Родившись в глубоко верующей семье, Амос отличался от своих сверстников послушностью и кротостью, не был любителем шумных игр, веселья. Отрок с равнодушием относился к одежде и еде, с малых лет находил удовольствия в постах и молитвах, чем порой пугал мать.

Путь к монашеству

Событие вступившего в совершеннолетие юноши изменило всю его жизнь. Это была встреча с Валаамскими монахами, зашедшими в село по хозяйственным нуждам монастыря. Великое благочестие и строгая подвижническая жизнь монахов была известна далеко за границами уже знаменитого в то время .

Амоса глубоко тронули рассказы монахов об отшельниках, которые живут в скитах, и юноша начал просить иноков взять его с собой. Монахи вынуждены были отказать, ибо для этого необходимо было разрешение настоятеля монастыря и благословение родителей.

Статьи о других православных святых:

Престарелые родители решили, что пришла пора женить сына, но инок решил по-другому, после долгих молитв и постов он тайно покинул отчий дом, и один отправился искать Валаамский монастырь. Первая ночь застала Амоса около озера, где он и заснул прямо на берегу.

Важно! Среди ночи юношу разбудил дивный голос, благословляющий дальнейший путь путника и повелевающий в будущем воздвигнуть на этом месте Божью обитель.

В тот же момент около путешественника появился путник, который и довел Амоса до Валаамского монастыря. Даже схимники удивлялись стойкости инока, который практически не спал, днем тяжело работая, а ночи проводя в молитвах. Местом его молитв был лес, полный комаров и мошек, но, пребывая в поклонении Богу, юноша ничего не замечал. Так прошло семь лет.

Годы монашества и отшельничества

Семь суровых лет прожил Амос в монастыре, и в 1474 году был пострижен в монахи с именем Александр.

Прошло еще несколько лет, и только тогда старенькие родители узнали о судьбе своего младшего сына. Вскоре они продали все имущество и ушли в монастырь, прожив там под именами Сергия и Варвары.

Икона чудотворца Александра Свирского

Родители умерли, Александр попросил благословение игумена поселиться на острове, чтобы жить уединенно в скале и совершать духовный подвиг, недоступный пониманию обычных христиан.

Почти 10 лет прожил преподобный старец на острове, и в 1485 году покинул Валаам, ибо Бог вел его снова на берег неповторимого по своей красоте озера, названного впоследствии Святым.

Святой отшельник черпал силы в Боге, оставляя потомкам пример веры. По словам самого преподобного Александра, однажды острые боли настолько скрутили отшельника, что он несколько дней не вставал с земли. В это время святой не ругал Бога, он пел Ему хвалу псалмами Давида, и чудо произошло. Вдруг в келье появился некий муж, который наложил на больного крестное знамение и положил руку на место болей, вместе с теплом пришло полное исцеление.

Шел 1493 год, простой охотник случайно забрел на берег озера в погоне за оленем и наткнулся на келью святого. На это место Андрею Завалишину указал дивный свет, который был виден издалека.

Рассказ преподобного настолько поразил охотника, что он стал часто наведываться к святому в гости, поддерживая того физически, а впоследствии принял постриг, и стал известен, как святой Адриан, основатель Ондруского монастыря.

Интересные статьи о православии:

Несмотря на обещание молчать об увиденном и услышанном, Андрей Завалишин рассказал людям про святого отшельника, и потянулись к преподобному Александру Свирскому паломники за поддержкой в молитве и исцелениями.

Строительство монастыря

23 года Александр Свирский прожил в келье на берегу озера, пока ему не явилась Живоначальная Троица, во время ночной молитвы воссиял яркий свет и три Мужа предстали перед преподобным Александром. Каждый из видимых в ярком свете Мужей держал жезл, а потом возник Сам Творец с огромными крыльями, распростертыми над землей. В истории христианства игумен Свирский назван новозаветным Авраамом, ибо тому также явилась Святая Троица.

Образ явления Святой Троицы святому преподобному Александру Свирскому

В испуге и благоговении святой отшельник упал на колени и распростерся на земле. Громкий голос стал повелевать преподобному Свирскому воздвигнуть на том месте храм Святой Троицы, пообещав при этом Свою помощь.

Святой отшельник еще 7 лет продолжал:

  • жить в уединении;
  • спать в келье около озера Рощинское;
  • питаться тем, что добывал в лесу;
  • терпеть голод, стужу, болезни.

Здесь построен Александро-Свирский монастырь.

Прошло немного времени, отшельник молился и думал, как и на каком участке построить церковь, как явился ему ангел, одетый в белую мантию и куколь и указал место, где должна стоять обитель во имя Бога отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, во имя Животворящей Троицы.

При помощи иноков и прихожан вначале была построена деревянная церковь, а в 1526 году воздвигнута каменная обитель.

После долгих уговоров братии святой преподобный Александр Свирский принял священство и стал игуменом Божьей обители.

Прослеживая земной путь святого Александра Свирского, создается впечатление, что везде, где ступала его нога, вырастали Божьи обители, там сбылось пророчество, данное родителям Амоса. Священнический сан не изменил образ жизни Чудотворца Александра. Он по-прежнему носил одежду в заплатах, проводил ночи на полу в молитвах, сам колол дрова, если оказывалось, что их недостаточно., сам игумен был примером воздержания.

Дни преподобного святого на земле подходили к концу. Игумен Свирский задумал положить основание храма Святой Богородицы, и Пречистая Дева Мария, держа Младенца на руке, в окружении сонма ангелов и святых посетила его во время одной из ночных молитв. Ослепленный ярким светом Александр Свирский упал на колени, но был поднят нежным голосом Богородицы, которая сказала, что пришла посмотреть на основание Покровского храма и благословить его всем необходимым.

Так и случилось, возведение храма проходило легко, строители не имели недостатка ни в чем.

Кончина и святые мощи

Преподобный Александр предчувствовал свой уход в Небеса. Незадолго до печального для окружающих события старец показал всю глубину отношения к бренному телу. Преподобный сказал, чтобы после смерти его связали за ноги, отволокли в болото, закопали во мхах и ногами притоптали место захоронения.

Впервые церковное братство отказалось выполнить повеление любимого игумена. 30 августа 1533 года преподобный Александр Свирский был похоронен недалеко от церкви Преображения Господнего, в пустыни. Этот день отмечается православными как праздник святого Александра, первая служба была проведена через 12 лет после кончины старца.

Прошло более ста лет, община решила перестроить храм Преображения, и при раскопках были найдены нетленные мощи преподобного. Это случилось 17 апреля 1641 года, в этот день отмечается день прославления мощей святого Александра Свирского.

Важно! Не зарастает тропа паломников к святым мощам преподобного святого Александра Свирского, дарующим чудеса исцеления и благословения.

Документальный фильм о святом чудотворце Александре Свирском

Преподобный Александр Свирский имеет особое место в сонме русских святых. Он жил в дремучих лесах на реке Свирь, сейчас это Лодейнопольский район Ленинградской области. Знали его как пророка и прозорливца, славили как целителя. Особо благословлен он был Богом: святой стал единственным человеком, увидевшим Бога во Святой Троице после Рождества Христова (то есть в новозаветные времена: библейские книги Ветхого Завета повествуют о явлении Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму). После смерти праведник был прославлен Богом: мощи святого Александра Свирского сохранились почти как тело живого человека, они источают множество чудес и называются даже «Белыми ризами Преображения», то есть святой преобразился, словно Христос.

Многими святыми прославилась Российская земля, но больше всего среди них преподобных. Это чин святых, которые совершили ради Христа многие аскетические подвиги: ведь в России много густых лесов, заброшенных мест, куда и уходили монахи ради молитвы в безмолвии и одиночестве за весь мир: они умирали для мира, чтобы воскреснуть для Христа, возрасти в жизни духовной. И удивительно, но многих из них Господь Бог прославил еще при жизни: даже в непроходимых чащах люди находили праведников, а когда те молитвой своей исцеляли их, помогали во всех нуждах — рассказывали другим. Так вокруг преподобных собирались и князья, и знатные люди, которые просвещались их мудростью. Святые благословляли на ратные подвиги и примиряли воюющих, помогали людям и сами возрастали в воздержании, посте и молитве.

В чем помогают икона и мощи святого Александра Свирского, как преподобный достиг такого преображения и о чем ему молиться вы узнаете их настоящей статьи.

Житие Александра Свирского

Святой Александр Свирский появился на свет 15 июня 1448 года и был назван Амосом — в честь ветхозаветного пророка, память которого празднуется в этот день. Это указывает на богобоязненность и благочестивость его родителей, многих сведений о которых не сохранилось: имена их были Стефан и Василиса или Васса. Они были пожилыми крестьянами села Мандроги или Мандеры, что стоит неподалеку от впадения реки Ояти в Ладожское озеро. Известно, что у святого Александра были двое взрослых братьев или сестер, живших отдельно, а родители просили у Бога младшего сына как утешение в старости. Действительно, после долгих молитв рождение преподобного было предварено голосом Самого Бога, призвавшего добрых супругов радоваться о будущем рождении сына, который будет утешением не только им, но и Церкви Божией.

С рождения святой показал себя избранником Божиим: он не играл много с другими детьми, специально выбирал одежду попроще, постился, сильно ограничивая себя в пище, а главное, был добр ко всем и безгрешен. К моменту совершеннолетия родители задумали женить его, однако сам он уже определился со своим желание посвятить жизнь Богу в монашестве. С проходящими мимо села иноками Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (это также духовная жемчужина ладожских земель, древняя обитель подвижников, расположенная на одиноком острове посреди огромной Ладоги) он отправился сразу в один из Валаамских скитов, где иноки жили по двое-трое человек. По преданию, одним из его проводников туда был Ангел Божий.

Будущий Александр Свирский — Амос — вел послушническую жизнь на скалах Валаама в течение семи лет. Он выполнял все трудные поручения настоятеля обители, как и многие монахи сегодня: днем трудился, нося воду и чистя скотный двор, прислуживая в храме, а ночью старался подвизаться в молитве, не спать, чтобы умерщвлять свои греховные желания. Особенно тяжелы были ночные бдения в лесу на Валааме: карельские земли славятся мошкой и ее укусы — настоящее истязание.

В 1474 году появился на свет монах Александр — для мира умер Амос. Божиим промыслом именно в это время родители его — а в свое время Амос ушел из дома тайно — узнали о его местонахождении и постриге и сами ушли в некие северные монастыри, приняв постриг с именем Сергий и Варвара. Интересно, что здесь и во многих эпизодах житие святого Александра перекликается с житием преподобного Сергия Радонежского — Игумена Земли Русской, этот великий святой также много трудился и молился в глухих лесах, родители его также приняли монашеский постриг.

После пострига преподобный поселился на малом острове в Валаамском архипелаге, устроив келью прямо в расщелине горы. Здесь сегодня стоит прекрасный скит во имя преподобного Александра Свирского с высокой белой церковью. Уже об этих подвигах разнеслась слава не только по Валааму, но и по окрестным селам. К подвижнику стали приходить люди, паломники обители. В 1485 году преподобный, убегая от славы и ища безмолвия, ушел с Валаама. Он избрал место в глухом лесу, на берегу небольшого озера, позже названного Святым, и поставил крохотную келью, где в одиночестве жил около десяти лет, питаясь травами, грибами и ягодами. Он страдал от холода, нередкого в этих местах, голода, болезней и искушений бесовских, но молился ко Господу обо всех людях и возрастал духовно. Бог поддерживал его молитвенное горение. Известно о чудесном исцелении святого: однажды преподобный не мог подняться с кровати, более того — поднять голову и читать молитву. Однако он лежал на постели и пел известные ему наизусть псалмы. Внезапно ему явился Ангел: он положил руку на голову подвижника, перекрестил его и избавил от болезни.

В 1493 году Бог явил святого людям: к его келье пришел дворянин Андрей Завалишин, охотившийся на оленя и видевший несколько раз свет над местом подвига преподобного. Александр Свирский хотел скрыться, но охотник упросил его рассказать о себе с обещанием никому не выдавать место молитвы отшельника. Этот рассказ стал основой начала жития преподобного. Святой стал духовным наставником Андрея, который через некоторой время сам стал иноком Валаамской обители, постригшись в монахи с именем Адриана и со временем прославившись в лике преподобных. Этот в прошлом охотник стал основателем собственного Ондрусовского монастыря. Будущий святой Андриан, возможно, согрешил, не сдержав данное подвижнику слово — но именно благодаря ему к преподобному Александру стали собираться иноки будущей обители.

Святой Александр должен был принять и наставлять приходящую к нему братию, желавшую строгой жизни и со временем по Божьему велению поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, основав одноименную обитель. Сохранилась она и до сего дня в нескольких десятках километров от города Олонец. Однако желание уединения преподобный реализовал в своей «отходной пустыни», на расстоянии около километра от основного монастыря у озера Рощинского.

Известно, что именно в «отходной пустыни», со временем превратившейся в названный именем преподобного Александро-Свирский монастырь, святого постигли и самые страшные искушения, и наибольшая благодать Божия. Вначале ему являлись бесы в облике страшных зверей и множества змей, которых никогда не было в тех местах. Крепкой верой и сильной молитвой святой изгонял чудовищ.

А в 1508 году святому Александру явился Господь. К тому времени прошло 23 года с момента поселения преподобного на Свири. Пустынь ночью ярко осветилась и в келью святого вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца. Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку. Предание пересказывает нам Божии слова, обращенные к преподобному: крепко верить в Бога, надеясь на Его милость и не боясь; строить храм и монастырь. Святой даже возражал Творцу, говоря о своем недостоинстве, но Господь Сам поднял его с колен и повелел строить церковь: «Видишь Ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с Тобой Бога в Трех Лицах — поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого. Я оставляю тебя в мире и подаю тебе свою благодать (мир)». После этих слов Ангелы распростерли крылья и поднялись на Небо, а святой стал думать, где же построить храм. Через некоторое время, поскольку святой не начал строительство, но продолжал размышлять о месте храма, молясь, ему вновь явился Ангел, на сей раз молящийся в монашеской одежде с поднятыми руками — он благословил место будущего храма.

Важно отметить, во-первых, что это явление Бога во Святой Троице — русскому святому — единственное в истории нашей Церкви. А во-вторых, эти явления и все житие преподобного Александра показывают нам, как смирение, постоянная надежда только на Бога, избегание людей и их славы возвеличивают человека, считающего себя самым недостойным.


Александро-Свирской монастырь — две обители, основанные святым Александром

Итак, в 1508 году преподобный поставил деревянный Троицкий храм на благословленном ему месте, а в 1526 он был уже перестроен в каменный. Сам преподобный не имел священнического сана, считая себя по смирению недостойным, но братия обители, не имея возможности упросить его, написали святителю Серапиону, епископу Новгородскому, их правящему архиерею — и только по его благословению святой Александр был рукоположен во священника в Новгороде и, наконец, стал игуменом созданной им же обители.

Жизнь его после принятия высокого начальственного звания не изменилась: он делал всю черную работу монастыря, носил лохмотья, спал на голом полу. В Свирский край преподобный принес с Валаама ручные жернова — новшество того времени, став, таким образом, еще и просветителем местных жителей. Молотьба зерна на них была нелегким делом, монахи, очевидно, избегали этой работы как тяжелой и неизвестной, и святой сам втайне, по ночам, молол на жерновах.

К концу жизни святой решил воздвигнуть еще один храм — на сей раз в честь Богородицы, Покровский. Братия заложила фундамент церкви. В один из дней над основанием храма явилась Богоматерь: преподобный Александр почувствовал скорое явление, позвал келейника помолиться вместе и перед кельей, на камнях будущего храма, они увидели Божию Матерь с Богомладенцем, восседающую на троне на алтарном месте, окруженную многими сияющими Небесным Силами — Ангельским Воинством. Сама Пресвятая Владычица обратилась к преподобному Александру, показав ему видение многих будущих подвижников благочестия, которые просияют в его обители, также сказав о том, что и Она, и Ее Божественный Сын помогают Александру в его трудах.

Смирение, которое возвеличило святого, он проявил и перед смертью. Он почитал себя недостойным даже простого погребения: он сказал связать его тело веревкой и оттащить в болото. Конечно, братия восстала против такого смирения, и преподобный согласился, чтобы его похоронили в любимой им отходной пустыни — к тому времени (шел 1533 год) здесь уже стояла церковь в честь Преображения Господня. На 85 году жизни преподобный отошел в райские обители. День его смерти — 30 августа (12 сентября) стал первым днем его памяти.

Монастыри же, основанные святым на малом расстоянии друг от друга, существуют и по сей день — им более пяти веков. Ко времени революционных потрясений и гонений ХХ века это был центр духовной, культурной и промышленной жизни края: монастыри держали несколько заводов, имели пристань, хозяйство, огороды, скотный двор. После революции обители были разорены, в Троицком монастыре был устроен психо-неврологический интернат.

Однако сегодня оба монастыря вновь возрождены и действуют. Сохранена часть древних фресок монастырских храмов, вновь обустраивается хозяйство, приезжают паломники. Можете в любой момент посетить обитель и вы, поучаствовав в его возрождении: помните об обещании Самой Богородицы, что Она наградит каждого, кто поможет этой обители.


Чудеса Александра Свирского

При жизни и после смерти смиренный северный святой творил многие чудеса, который и сегодня происходят по молитвам к нему. Он исцелял слепых, парализованных, выгонял бесов из одержимых, подвергнутых порче колдунами людей.

Однажды по молитве святого, как по благословению Самого Христа, была выловлена огромная рыба: рыбак был преследуем неправедным судьей за продажу рыбы, но, отдав выловленную по молитве Александра Свирского рыбу в счет погашения долга, избавился от преследований.

Как и показала Пресвятая Богородица, преподобный Александр воспитал несколько поколений святых: его наставления и молитвы, наполненные смиренным и покаянным духом, они разнесли по всей Руси. Среди учеников преподобного Александра много малоизвестных святых, память которых почиталась до революции в малых монастырях, основанных ими и разрушенных в годы советской власти. Память всех этих подвижников празднуется в Соборе святых, в земле Карельской просиявших.

Уже в 1545 году, через несколько лет после кончины святого, учеником и последователем преподобного на посту настоятеля монастыря — игуменом Иродионом, было составлено его житие, затем празднование памяти святого в день его отшествия ко Господу и служба ему. На его могиле совершались многие чудеса, поэтому несмотря на краткий по церковным меркам срок.

Тогда же были написаны краткие молитвословия — тропарь и кондак Александру Свирскому, которые по сей день поются в дни памяти преподобного, а также могут быть выучены наизусть и читаться в любой момент при опасности для жизни:

С юности, ты, богомудрый, по желанию духовному поселился в пустыне, хотел только усердно ходить по стопам Христа, потому даже Ангельские воинства, видя тебя, удивлялись, как ты, плотский человек, премудро сражался с невидимыми бесовскими силами, победил полки страстей и бесов через воздержания и стал равным Ангелам на земле — преподобный Александр, моли Христа Бога, да спасет души наши!
Как яркая сияющая звезда, в странах российский ты просиял, отец Александр, вселился в пустыню и усердно желал следовать пути Господню, и того святое правило приняв, крест свой неся, умертвил трудами и подвигами своими телесные желания и похоти, потому и молимся тебе усердно: спаси учеников своих, которых ты мудро собрал в обитель свою, и людей, молящихся тебе, чтобы мы пели: радуйся, о преподобный Александр, отец наш!


Мощи святого Александра — чудесная святыня

Спустя век, при перестройке Преображенского храма в «отходной пустыни», 17 апреля 1641 года была открыта могила преподобного: земля над ней поднялась словно свод, ветхий гроб являл светящийся лик преподобного, оставшегося словно уснувшим. Нетленные мощи преподобного Александра были поставлены посреди храма: люди с молитвой целовали десницу (правую, благословляющую руку) святого, молились и получали помощь от преподобного. Мощи пребывали в Александро-Свирском монастыре до начала гонений на Церковь.

Уже в 1918 году началась «кампания по борьбе с останками» — святыми мощами. Обе обители, основанные преподобным, были разграблены, а многие монахи расстреляны. Но даже этих жестоких людей, безбожников, поразил вид открытых и приготовленных к уничтожению и надругательству мощей святого: красноармейцев объял ужас, ведь святой сохранил тот же вид, что и при погребении, и через век при обретении мощей — «словно уснул». Со временем на место мощей была была положена «болванка» из воска, а сами они увезены. Неизвестно, как долго их перевозили и кто принимал решение об этом, но после возвращения Церкви монастырей их обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской Академии. По преданию, их спрятала от уничтожения одна из музейных сотрудниц.

С 1998 года мощи вновь находятся в монастыре, который возрождается из руин по молитвам преподобного. Александро-Свирский монастырь (это общее название для обоих обителей — Александровской и Свято-Троицкой) расположен неподалеку от города Лодейное Поле в Ленинградской области. Почитаемые иконы святого находятся не только в этой обители, но и в столице страны: Свято-Троицком и Александро-Свирском храмах Москвы.

Церковь не препятствует научным исследованиям мощей: все ученые поражены сохранности человеческих тканей в мощах преподобного, и никто не в состоянии объяснить их феномен; кроме того, от мощей исходит приятный запах, на который прилетают пчелы; иногда они источают миро — благоуханную жидкость из эфирных масел также неизвестных на Земле растений (миро в истории Церкви часто источали чудотворные иконы и мощи).

Дни памяти преподобного Александра Свирского установлены для почитания всей Церковью дважды в год: 12 сентября (день кончины преподобного — у всех святых день смерти приравнивается к празднованию памяти, ведь именно в этот день человек восходит ко Господу и обретает покой и славу в Его Царствии) и 17 апреля — день обретения мощей святого в XVII веке.


Значение иконы святого Александра Свирского: как узнать святого

Интересно, что преподобный Александр Свирский имеет большое разнообразие типов иконографии, то есть икон в разных позах и разных моментах жизни. Пребывая всю жизнь вдалеке от бурных событий Российской истории, в чаще лесов Русского Севера, святой созидал духовную историю нашей страны, имея великие дары Божии. Это отражено на иконах преподобного.

    Одна из первых его икон была создана сразу после обретения мощей подвижника, в XVII веке. Святой Александр изображен на ней лежащим: обретенные мощи были поистине такими, словно святой только что уснул.

    С мощами преподобного — всероссийской святыней — связан еще один образ: в XIX веке, когда святые изображались в академической манере (то есть иконы были по сути портретами, только с подписью на церковнославянском языке и нимбом над головой изображенного) была написана икона-портрет святого «с натуры», то есть с мощей как с живого человека. Сейчас ее трудно найти.

    Еще один образ показывает святого Александра в схимнической одежде. Его правая ладонь открыта к молящимся перед иконой, в левой руке святой держит свернутый свиток — символ богомыслия, размышления о Боге и оставленных ученикам наставлений. Преподобного Александра просто узнать по вьющимся седым волосам, округлому лицу и такой же круглой бороде с завитками.

    Уникален образ преподобного Александра в момент явления ему Трех светлых Ангелов: Бога во Святой Троице. Три Юноши со светлыми волосами в белых сияющих одеждах расположены на левой стороне иконы и показаны идущими с посохами в ярком свете, глядящими на старца, стоящего на коленях в благоговейном трепете на правой стороне иконы. Каждый из них держит в руке жезл. Около святого — ели, мох и другие приметы северной природы. Святой Александр Свирский протягивает ко Господу правую руку, прижимая другую к груди и выражая тем сердечное умиление, страх Божий и молитвенное горение. Святой одет в одежду темного цвета — грубую коричневую монашескую ризу, которая символизирует греховность человеческой природы и тленность ее в сравнении с Божественной.

    Еще одна икона, указывающая на явление Святой Троицы преподобному Александру, — изображение его опирающего на посох, с иконой «Пресвятой Троицы» в знаменитой иконографии, созданной святым Андреем Рублевым. Голова преподобного при этом покрыта капюшоном монашеской схимы в знак благоговения, а взгляд направлен одновременно перед собой и вглубь себя, как бы сквозь молящегося. Это присущее иконам многих преподобных выражение лика: словно святой видит недоступное простым людям, ощущает Духа Божьего в себе и прислушивается к Нему.

    Последний тип иконографии преподобного Александра Свирского — образ, впервые написанный в середине XVI века. Это житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в последующие века. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в традиционных монашеских одеждах с благословляющим жестом правой руки и свитком в левой руке.


Как молиться Александру Свирскому

Как и многих святых, преподобного Александра просят о помощи в тех сферах жизни, где он подвизался, которые связаны с его судьбой.

  • К святым всегда обращаются в тяжелых болезнях — молитесь и преподобному Александру, самому исцеленному Ангелом, о здравии и исцелении любой болезни или травмы, ведь известно о множество случаев его чудесной помощи в болезни.
  • Преподобному молятся об укреплении веры, любви к Богу, возрастании в добродетелях.
  • Простой в жизни преподобный особенно поможет в ситуации обиды, несправедливости, при затронутой гордости — молитесь ему о смирении и мире.
  • Известно, что родители святого молились о том, чтобы родить ребенка, поэтому можно просить его об избавлении от бесплодия, здоровье. ребенка и выборе им верного жизненного пути.
  • Известно, что святой помогает обрести наследника: к нему часто обращались и получали просимое люди, мечтавшие родить именно сына.
  • Святому молятся те, кто собирается принять монашеский постриг, уйти из родительского дома в монастырь — о верном выборе, вразумлении, спокойном уходе без скандалов с родителями.
  • Молятся ему и сами родители будущих монахов — о мире душевном, принятии выбора ребенком, помощи ему.
  • Молитесь искренне, с верой в просимое. Думайте о том, можете ли вы быть виновны в сложившейся ситуации, если вам тяжело. Кайтесь в своих грехах.
  • Молитесь дома или в храме перед иконой святого — она достаточно редка, если вы живете не на Северо-Западе России, но ее можно приобрести в больших церковных лавках.
  • Зажгите при желании свечу перед молитвой, приложитесь к иконе (перекрестившись дважды, поцелуйте руку святого, перекреститесь вновь и поклонитесь). Желаем вам благословения преподобного и вдохновения его примером на молитву!

Молитву Александру Свирскому во всех нуждах можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О, святой начальник обители Свирской, ангел земной и человек небесный, преподобный, носящий Дух Божий в себе отец наш Александр, угодник известный Пресвятой и Единосущной Троицы, многие милости насельникам твоей обители и всем, кто с верой и любовью приходит и обращается к тебе, являющий!
Попроси для нас все, нужное для жизни земной, особенно же необходимое для жизни вечной и спасения!
Помоги твоим предстательством, угодник Божий, правителям нашей Российской страны и архипастырям святой Православной Церкви Христовой, да хранит Господь всех нас в мире. Будь всем нам, святой чудотворец, во всех скорбях и горе помощник скорый, особенно же во время смертное будь нам заступник добросердечный, чтобы не были мы на мытарствах преданы власти поднебесной злобного князя мира сего, но удостоились беспрепятственного входа в Небесное Царство Божие.
Отец и молитвенник наш всегдашний! Не обмани надежды нашей, не отвернись от смиренной нашей молитвы, но всегда о нас ходатайствуй перед Престолом Троицы Живоначальной, чтобы сподобились мы вместе с тобой и со всеми святыми, хотя и недостойны этого, в райских селениях прославлять и возвеличивать милосердие и благодать Господа во Пресвятой Троице — Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святого Александра Свирского да хранит вас Господь!

Память (обретение мощей) - 30 апреля

П реподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Амоса, и был при крещении назван в честь этого святого. Родители его, Стефан и Васса, были крестьянами приладожского села Мандеры, что на берегу Ояти, притока Свири. С детских лет Амос - поздний, вымоленный ребенок - отличался от своих сверстников: он избегал игр, увеселений и не беспокоил проказами свою мать. В 19 лет, узнав о намерении родителей женить его, Амос тайно бежал на Валаам.

Семь лет он прожил в монастыре послушником, проводя свои дни в трудах, а ночи в бдении и молитве. Не раз, обнаженный по пояс, облепленный комарами, он молился в лесу с вечера до зари. В 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр.

Узнав от путников о месте пребывания своего боголюбивого сына, ушли в монастырь и его родители. После смерти их, по благословению игумена преп. Александр устроил себе келью на уединенном острове: он вырубил в скале малую пещерку и продолжал свои духовные подвиги. Говорят, что тело его стало таким твердым и жестким от трудов, что ему не мог бы повредить даже удар камнем. Однажды во время молитвы Александр услышал дивный голос - Сама Божия Матерь велела ему идти на новое место спасения.

Благословившись у игумена, в тот же день Александр уплыл с Валаама. Он поселился на берегу Рощинского озера, где построил себе хижину посреди леса. В ней он прожил семь лет, не имея никаких съестных припасов и не видя человека. Жизнь преподобного проходила в полном безмолвии, в непрестанной молитве и плаче о своих грехах. Питался он одной травою, что росла рядом.

Уединение Александра было нарушено в 1493 г. - место нахождения преподобного случайно обнаружил во время охоты соседний владелец Андрей Завалишин, видевший ранее над тем местом чудесный свет. Он умолил преподобного рассказать ему о своей жизни и, сделавшись его духовным сыном, по его наставлению сам ушел на Валаам, а позднее основал Андрусовский монастырь и прославился святой жизнью под именем преподобного Адриана Андрусовского. Прослышав от Андрея о праведнике, к преподобному стали собираться иноки, но преп. Александр устроил себе скит вдали от общего жилища.

Двадцать три года провел Александр в Пустыни. И вот в 1508 г. ему было чудное видение: Свет, невиданный со времен Авраама, заблистал, и драгоценнейшим дворцом стала малая избушка. Вошли три Мужа, как три солнца прекрасные, в одеждах белоснежных - они держали посохи. «Как на Троице», - подумал Александр, затрепетал и поклонился Им до земли.

«Уповай, блаженне, и не бойся», - услышал Александр и почувствовал Его руку, ласково поднявшую его с колен. Голос говорил, что ради чистоты его Дух Святой в нем, в Александре, живет. Что надо собрать братию, поставить церковь, монастырь устроить и что многие через него спасутся... Александр не мог стоять, он лежал на земле и, обливаясь слезами, думал: как он, худший всех человек, пришедший плакать о грехах своих, будет спасать других? И опять Господь взял его за руку и поднял с колен.

«Как назвать церковь, Господи?» - спросил Александр. И был ответ, как видит он Говорящего в трех лицах, так и церковь будет во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. И пройдя по земле, Господь стал невидим...

То было явление преподобному Александру Живоначальной Троицы - Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. В истории Церкви это Божественное снисхождение Троицы известно как единственное со времен пришествия Христа. В северном лесу простому иноку явился Сам Господь - Вся Святая Троица на нашей земле Своими стопами стояла.

Место для церкви преподобному было указано Ангелом, три раза перекрестившим место и подтвердившим явленное ему в видении. В том же году была построена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь Живоначальной Троицы. По настоянию братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Приняв игуменство, преп. Александр сделался еще смиреннее - ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Когда однажды не хватило дров и эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами, преподобный ответил: «Я празден», - и отправился рубить дрова.

В конце жизни преп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел отдохнуть в келии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении келий, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель.

Перед своей кончиной преп. Александр созвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный указал не хоронить его в обители, но в его пустыньке у церкви Преображения Господня. Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 г.

Известно до пятнадцати учеников его, прославленных Русской Православной Церковью.

История обретения мощей

К ак мы помним, место своего жилища в Свирском монастыре прп. Александр определил под кладбище и сам назначил себе там могилку. Там и были обретены нетленные его мощи в 1641 г., их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим». Дальнейшая судьба св. мощей столь необычна, что стоит подробного повествования.

С падением царской власти в России началась страшная смута. Мощи прп. Александра Свирского были первыми в печальной цепи поруганных большевиками святынь. Не случайно после захвата власти на севере (5 января 1918 г.) безбожники уже на следующий день (6 января) были у мощей преподобного. Но антихристовым планам мешала Божья сила, являемая в нетленных мощах. Шесть(!) раз большевики подходили к св. мощам и не могли вынести святыню - видно, сковывал их страх перед ней, трудно было вершителям зла переступить через него.

Как сообщала советская пропаганда, 22 октября 1918 г. при приеме «на учет» (т. е. конфискации) имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20-ти пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». Настоятель монастыря, архимандрит Евгений, который присутствовал во время вскрытия раки, мужественно свидетельствовал против официальной версии властей, утверждая, что в раке находятся подлинные останки святого. Это стоило о. Евгению жизни - через несколько дней он был расстрелян большевиками. Мученическую кончину приняла и вся братия монастыря.

21 декабря 1918 г. таки смогли вывезти мощи: они были изъяты и находились под пристальным наблюдением самого Зиновьева. Именно с его подачи была создана специальная комиссия, которая установила, что мощи - это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть. Тогда большевики начали кампанию по сокрытию мощей преподобного и тайно отправили их в Военно-медицинскую Академию Санкт-Петербурга. Здесь под биркой «безымянного экспоната», не зарегистрированного в скрупулезно составляемых каталогах анатомического музея, мощи хранились до 19 августа 1997 г., когда произошла официальная передача их монашеской братии Александро-Свирской обители.

Историко-архивные и судебно-медицинские исследования, завершившиеся в Санкт-Петербурге, установили, что находившиеся с 1919 г. в анатомическом музее Военно-медицинской Академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат основателю Александро-Свирского монастыря. Останки идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга, при этом отмечено, что «естественная мумификация такой высокой сохранности современной наукой необъяснима».

Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете был отслужен молебен святому. Присутствовавшие «стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием». Преподобный как будто отвечал обращавшимся к нему с молитвой: «Я вас слышу. Это я!» И, «услышав» ответ святого, начальник Академии генерал-полковник медицинской службы Юрий Шевченко принял решение о немедленной передаче св. мощей Русской Православной Церкви. 30 июля 1998 г. православная Церковь вновь обрела одну из своих величайших святынь.

Мощи прп. Александра Свирского уникальны: тело полностью неистлевшее(!), что случается чрезвычайно редко. А, возможно, это и единственный случай, когда не тронуты тлением даже те части лица, которые у обычных людей подвергаются тлению в первую очередь, - мягкие ткани губ, носа и ушей. Исследователи смогли сделать вывод: «Выявлено было сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями прп. Александра». «Сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком». Так почтил Господь мощи Своего свидетеля и тайнозрителя.

«Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче!»

Похожие статьи