Мотив назначения поэта и поэзии блок. Сочинение «Тема поэта и поэзии в творчестве А

Сочинение

Печальная доля — так сложно,

Так трудно и празднично жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

А. А. Блок.

Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.

В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта

И косы, и тучки, и век золотой,

Тебе ж не доступно все это!..

Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцой,

А вот у поэта — всемирный запой,

И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала, —

Я верю: то Бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

В стихотворении «К Музе» поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Я хотел, чтоб мы были врагами.

Так за что ж подарила мне ты

Луг с цветами и твердь со звездами —

Все проклятье своей красоты?

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь,

И безумная сердцу услада —

Эта горькая страсть, как полынь.

Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа — только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?

Печальная доля – так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достоянъем доцента,
И критиков новых плодить…
А. А. Блок
Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.
В стихотворениях “Друзьям” и “Поэты” автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных.

Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж не доступно все это!..
Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта – всемирный запой,
И мало ему конституций!
Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,
Я верю: то Бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
В стихотворении “К Музе” поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.
Я хотел, чтоб мы были врагами.
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами
Все проклятье своей красоты?
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада
Эта горькая страсть, как полынь.
Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа – только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка – стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?


(No Ratings Yet)

Ви зараз читаєте: Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока

Тема Родины в творчестве Блока

Цель урока: показать значение образа России в творчестве Блока.

Оборудование урока: репродукции с картин М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи».

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.
Ход урока

I. Слово учителя

В 1911-1912 гг. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». С тех пор поэзия Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл свое творчество процессом «вочеловечения Трилогия «вочеловечения» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» - обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за ее судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.
II. Чтение и анализ стихотворений

1. «Русь» - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...», - писал поэт.

Прочитаем стихотворение «Русь». Первая строфа стихотворения настраивает на интонацию преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна, / Твоей одежды не коснусь». Обратим внимание на интонацию стихотворения: две заключительные строки почти повторяют первые строки: «Она и в снах необычайна. / Ее одежды не коснусь». Русь представляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия - древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками / И дебрями окружена, / С болотами и журавлями, / и с мутным взором колдуна...». Здесь и «ночные хороводы / Под заревом горящих сел», и «ведуны с ворожеями», и «ведьмы тешатся с чертями», и «преданья старины», и пути и распутья, изможденные «живой клюкой» (то есть разбитые посоха ми странников, богомольцев).

Здесь один из излюбленных блоковских мотивов - мотив вьюги. Он сопровождает колдовской образ девушки, которая «на злого друга / Под снегом точит лезвие». Поэзия древнего мироощущения открывается поэту: «Так - я узнал в моей дремоте / Страны родимой нищету, / И в лоскутах ее лохмотий / души скрываю наготу».

Следующие строфы как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения: «И сам не понял, не измерил, / Кому я песни посвятил, / В какого бога страстно верил, / Какую девушку любил». И дальше - благодарность за спасение души: «Живую душу укачала, / Русь, на своих просторах ты, / и вот - она не запятнала / Первоначальной чистоты». Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива.

Обратимся к репродукциям с картин Врубеля, найдем символические образы, ассоциативные ряды.

2. В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина» (1907-1916).

Читаем стихотворения и анализируем их.

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны - от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой - и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж полный тревоги, энергии и внутренней силы:
И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!
Блок показывает Росию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины. Родина не мать, но жена «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!». Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:
Я - не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!
В третьем стихотворении цикла этот образ многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей»; «голосила мать», «Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой», «Твой лик нерукотворный». Образ Святой Руси сливается с образом Богоматери.

Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая». Все повторяется:
Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали...
Образы у Блока обладают философской глубиной, символы приобретают все новые смыслы. Образ пожара особенно страшен, потому что он «тихий» - может быть, долгий, постоянный, неугасимый: «Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар». Многозначна строфа
Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне...

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.
Здесь и смысл победного движения (белый конь - конь победителя), и картина летящего в поднебесье всадника, напоминающего Георгия Победоносца, и воплощение души погибшего воинства, и души самого поэта. И опять обращение к высшему идеалу: «Явись, мое дивное диво! / Быть светлым меня научи!».

Пятому стихотворению предпослан эпиграф из Вл. Соловьева: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло». В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Лирический герой предчувствует «начало высоких и мятежных дней». Вечный испокон, тревога подчеркивается словами «как бывало». И последняя строфа звучит грозным и страстным предостережением, призывом:
Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!
3. К 1908 году относится и стихотворение «Россия» , во многом программное. Отчетливо видна перекличка со стихотворением «Русь». Начинается стихотворение так часто повторяющимся в цикле словом «опять». Образ гоголевской Руси-тройки Блок переосмысляет: здесь нет стремительности движения - «И вязнут спицы росписные / В расхлябанные колеи...». Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восходящий к фольклору, проходит через все произведение - с первой до последней строфы. Здесь явны некрасовские мотивы.

Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью:
Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!
Заметим, что у Блока по правилам современной ему орфографии было «слезы первыя любви», то есть «слезы первой любви» - согласимся, существенная разница!

Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты все та же - лес, да поле, / Да плат узорный до бровей». Так несколькими словами Блок создает ясный, узнаваемый образ.

Читаем и анализируем другие стихотворения посвященные России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910),. «На железной дороге» (1910), «Грешить бесстыдно, непробудно...» (1914), «Дикий ветер...» (1916), «Коршун» (1916). Отмечаем далеко не идиллическое изображение России («Грешить бесстыдно, непробудно...»), символические образы, нарастающее ощущение тревоги, все более объемный образ Родины, вечность риторических вопросов, которыми заканчивается «Коршун»: «До коле матери тужить? / Доколе коршуну кружить?».
III. Слово учителя

Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. По словам В. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Родина для него - надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное, возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы Родины и народа. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - написал Блок в 1908 году.
IV. Практикум по лирике А. А. Блока

1. Литературовед Л. Я. Гинзбург считает: «Стихи молодого Блока иносказательны (ветер, клочок неба, лазурь - все развеществлено)... В них очень много любви и природы, но ни одно из них не написано о любви и природе - подобно стихам Фета или Полонского. У них другой предмет». А как считаете вы? О каком «другом предмете» говорит Л. Я. Гинзбург?
2. Что, по вашему мнению, позволило литературоведу Л. Я. Гинзбург заключить: «Строя свое лирическое я, он (Блок) строил не психологическую целостность частной личности, но эпохальное сознание своего современника в полноте и многообразии его духовного опыта».
3. Как вы понимаете выражение А. А. Блока «трилогия вочеловечения»? Каковы этапы этой трилогии?
4. Каковы особенности символизма раннего Блока?
5. Как мотив возмездия, о котором пишет исследователь творчества А. А. Блока Е. Тагер, воплотился в его творчестве? Как вы понимаете высказывание ученого? («В творчестве зрелого Блока все жестокое, глухое (мотивы циклов «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля»...) составляет атмосферу «микрокосма», а не большого мирового целого. Трагическая замкнутость в «Страшном мире» суждена именно личности как возмездие за отъединенность от широких просторов, где действуют «внеличные» силы».)
6. В чем видит основной смысл стихов о «Страшном мире» исследователь творчества А. А. Блока Е. Тагер? Как вы интерпретируете высказывание ученого? Обоснуйте свой ответ. («Безумный плач души», вступившей на свой роковой и последний путь, оплакивающей утрату «снов» своей юности, и составляет основной смысл, внутренний пафос стихов о «Страшном мире». - А. Тагер.)
7. Подберите аргументы к тезису литературоведа В. Жирмунского: «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью».
Домашнее задание

1. Выучить стихотворение, посвященное теме России (на выбор).

2. Сделать сообщения «Эволюция темы Родины в лирике Блока»; «Фольклорные образы в лирике Блока»; «Особенности лексики в стихотворениях Блока, посвященных Родине»; «Россия - Восток, Россия - Запад в лирике Блока» (по группам).

Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)

Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы.

Методические приемы: лекция с элементами аналитической беседы.
Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Сообщения учеников (по группам).
II. Слово учителя

«В поэме «Соловьиный сад» подведен своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе», - отмечал литературовед Л. И. Тимофеев (Творчество Александра Блока, 1963).

«В этой поэме... решается на новом этапе творчества, на новой общественной и эстетической основе проблема, которой поэт касался и в предыдущих произведениях. Такова проблема счастья, проблема связи человека с реальностью. Такова и проблема труда, простого труженика, вошедшая в творчество Блока уже в «Распутьях» («Фабрика») и продолженная в стихах более позднего периода («Холодный день...»)...» - утверждал критик И. Т. Крук (Поэзия Александра Блока, 1970).

«Соловьиный сад» - сложное и насыщенное иносказание, поэма, в отвлеченных формах решавшая важнейшие вопросы жизни и искусства, проблему взаимоотношения художника и общества. Эти вопросы являются тем художественным «стержнем», вокруг которого развивается действие поэмы, ее сложный романтический сюжет» - мнение литературоведа Л. К. Долгополова (Поэмы Блока и русская поэма ХIХ - начала ХХ века, 1964).

Кто из исследователей, на ваш взгляд, наиболее точно и тонко оценил поэму? Ответим на этот вопрос в конце урока.
III. Комментированное чтение и разбор поэмы

Первое прочтение поэмы, скорее всего, позволяет увидеть только конкретно-предметный ее план: герой устал от тяжкого труда, нашел счастье в соловьином саду, но разочаровался, вернулся к прежней жизни, а его место уже занято другим. Попробуем разобраться в этой аллегории Блока, осмыслить ее более глубоко.

Что для человека более необходимо - личное счастье или выполнение долга? Какой вопрос задает себе лирический герой у ограды соловьиного сада?
Наказанье ли ждет иль награда,

Если я уклонюсь от пути?

Как бы в дверь соловьиного сада

Постучаться, и можно ль войти?
Герой не задает вопроса, «уклоняться ли от пути»? Он уже все решил для себя и ждет лишь «наказания» или «награды», он стремится в соловьиный сад.

Начало поэмы построено на резком контрасте между красотой и поэзией соловьиного сада и прозаически сниженной картиной тяжелого труда:
Я ломаю слоистые скалы

В час отлива на илистом дне

И таскает осел мой усталый

Их куски на лохматой спине.
Донесем до железной дороги,

Сложим в кучу, - и к морю опять

Нас ведут волосатые ноги,

И осел начинает кричать.
Впрочем, первые две строки поэмы звучат очень музыкально: плавные «л» создают ощущение ласковых волн, картина даже кажется романтической, но герой не замечает этой простой красоты - он изнурен однообразием действий, он заворожен красотой недоступного ему сада, который кажется раем:
По ограде высокой и длинной

Лишних роз к нам свисают цветы.

Не смолкает напев соловьиный,

Что-то шепчут ручьи и листы.
Крик осла звучит диссонансом волшебным звукам сада: соловьиному напеву, шепоту ручьев, тихому смеху и пению за оградой. Замечтавшийся герой (отметим, что речь идет от первого лица, хотя сначала автор хотел повествовать от третьего лица; лирическое «Я» придает поэме характер исповеди) неотступно грезит о «другой жизни». Сад все сильнее манит его:
Не доносятся жизни проклятья

В этот сад, обнесенный стеной,

В синем сумраке белое платье

За решеткой мелькает резной.
Каждый вечер в закатном тумане

Прохожу мимо этих ворот,

И она меня, легкая, манит

И круженьем, и пеньем зовет.
- Какие ассоциации вызывают у вас эти строки?

Это реминисценции из ранней поэзии самого Блока: «синий сумрак», «белое платье», «закатный туман». Заметим, что вся поэма пронизана символами: море, сад, кремнистый путь, сон.

Вспомним и «Незнакомку» (1906):
И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.
Околдованному герою мир кажется преображенным:
И знакомый, пустой, каменистый,

Но сегодня - таинственный путь

Вновь приводит к ограде тенистой,

Убегающей в синюю муть.
Обратим внимание на существительное «муть», резко снижающее романтическую картину.

«А уж прошлое кажется странным» - мечта и реальность меняются местами. В четвертой части мечта сбывается - герой оказывается в соловьином саду. Но приглядимся: «однозвучно запели ручьи» (тоже однообразие, от которого хотел избавиться герой); «сладкой песней меня оглушили , / Взяли душу мою соловьи» (сладкая песня оглушает?! Душу взяли, а что дали?); «чуждый край незнакомого счастья» (счастье-то чужое, незнакомое и край чуждый!). И вот -
Я забыл о пути каменистом,

О товарище бедном своем.
В пятой части прошлое напоминает о себе, и душа героя откликается на «рокотание моря», на «отдаленный шум прилива». Теперь его посещают совсем другие виденья: «большая дорога / И усталая поступь осла...»

Первые две строфы шестой части как будто дробятся пополам:
Я проснулся на мглистом рассвете

Неизвестно которого дня.

Спит она, улыбаясь, как дети, -

Ей пригрезился сон про меня.
Как под утренним сумраком чарым

Лик, прозрачный от страсти, красив!..

По далеким и мерным ударам

Я узнал, что подходит прилив.
Соловьиный сад еще цепко держит героя. Сколько времени он был в этом обмороке - неизвестно. Седьмая часть - возвращение героя к прошлому. Но прошлой жизни нет, все изменилось: «Путь знакомый и прежде недлинный / В это утро кремнист и тяжел»; «Или я заблудился в тумане? / Или кто-нибудь шутит со мной?»; «Где же дом?»; «Или все еще это во сне?» Нет ответа на эти вопросы. От прошлого остался лишь «брошенный лом, тяжкий, ржавый».

Как создается настроение растерянности, невосполнимой потери, утраты в седьмой части?

Лексика этой части отрицательно окрашена: «кремнист», «тяжел», «пустынный», «заблудился», «тощий», «спотыкаюсь», «тяжкий, ржавый», «черная», «заржавленный», «серые спруты», «широко разевая клешни», «подрались», «пропали», «чужой». Аллитерации - преобладание грубых сочетаний звуков: «жк», «рж», «пр», «встр», «др», выразительное сочетание «закарабкался краб». Обилие многоточий подчеркивает растерянность. Наконец, образ, завершающий поэму, как будто вычеркивает героя из жизни:
А с тропинки, протоптанной мною,

Там, где хижина прежде была,

Стал спускаться рабочий с киркою,

Погоняя чужого осла.

А. Блок - один из самых ярких поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье «О назначении поэта» он пишет: «Поэт - сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих - внести эту гармонию во внешний мир».

Это понимание высокой миссии поэта воплощено уже в ранних его стихах. Поэт здесь не просто «сын гармонии». Он в мире гармонии живет, совершенно отвлекаясь от хаоса жизненной реальности. В раннем стихотворении «Сама судьба мне завещала…» задача поэта формулируется следующим образом: «светить в преддверьи Идеала туманным факелом своим». Следовательно, поэзия является путем к Идеалу и освещает его. Именно потому творческий процесс осуществляется лишь тогда в полной мере, когда одухотворен стремлением к высшему благу:

  • …до Благого Стремлюсь своим земным умом
  • И, полный страха неземного,
  • Горю Поэзии огнем.

На протяжении всего творческого пути А. Блок воспринимает поэтический дар прежде всего как долг перед другими людьми. Поэтому невозможным оказывается для него замкнуться в идеальном мире:

  • Пускай зовут: Забудь, поэт!
  • Вернись в красивые уюты! Нет!
  • Лучше сгинуть в стуже лютой!
  • Уюта - нет. Покоя - нет.

А. Блок считал , что художнику, волею судьбы обреченному быть пленником «страшного мира», нельзя быть спокойным и благополучным. Он оказывается распятым между миром идеальным и миром повседневности и не может не ощущать боли от их глубокой контрастности. Яркий пример - стихотворение «Поэт»:

  • …вон идет глупый поэт,
  • Он вечно о чем-то плачет.
  • - О кем?
  • - О розовом напоре.
  • - Так у него нет мамы.?
  • - Есть. Только ежу все нипочем
  • Ему хочется за море,
  • Где живет Прекрасная Дама.

Понятно , что для человека, живущего в реальном мире, недостижимость Прекрасной Дамы, то, что «она не ездит на пароходе», - утрата иллюзорная и, в сущности, смешная, особенно по сравнению с тем, что «у него нет мамы ». Но точно так же-понятно, что для человека, живущего в мире идеальном, все «человеческие, слишком человеческие» (Ф. Ницше) потери просто нечувствительны, ему действительно «все нипочем». Поэт же (не «глупый поэт», герой стихотворения, а тот, кто говорит о нем) пытается удержать единство этих миров и в то же время чувствует нестойкость этого единства. Миссия поэта определяется так:

  • Но ты художник, твердо веруй начала и концы.
  • Ты знай, Где стерегут нас ад и рай.
  • Тебе дано бесстрастной мерой
  • Измерить все, что видишь ты…

Поэт , следовательно, расчленяет жизненный хаос, находит возможность для объединения реального и идеального миров без утраты их различий, создает соразмерность («меру») частей целого. И в результате может осуществиться самое главное:

  • Сотри случайные черты
  • И ты увидишь: мир прекрасен.

Сила стихов А. Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока

Печальная доля - так сложно,

Так трудно и празднично жить,

И стать достоянъем доцента,

И критиков новых плодить…

А.А. Блок

Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание.

Нет, милый читатель, мой критик слепой!

По крайности, есть у поэта

И косы, и тучки, и век золотой,

Тебе ж не доступно все это!..

Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам.

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцей,

А вот у поэта - всемирный запой,

И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то Бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

В стихотворении «К Музе» поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием.

Я хотел, чтоб мы были врагами.

Так за что ж подарила мне ты

Луг с цветами и твердь со звездами -

Все проклятье своей красоты?

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь,

И безумная сердцу услада -

Эта горькая страсть, как полынь.

Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа - только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы.

Вот моя клетка - стальная, тяжелая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то веселая,

Обруч качает, поет на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены.

Любите вы под окном постоять?

Похожие статьи