Евгений евтушенко анализ. Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е

Один из популярнейших и широко известных современных поэтов - родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.

Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.

В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.

В стихах Евтушенко - творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международ ных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе. В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после последней мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое, придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность-поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.

Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета», Петр Щепочкин в поэме «Северная подбавка»).

Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко - повести «Ардабиола» (1980), роману «Ягодные места» (1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).

Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д.Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».

Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

Ладно, плюйте, плюйте, плюйте -

Все же радость задарма,

Вы всегда плюете, люди,

В тех, кто хочет вам добра!

Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах быть объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.

Он может исследовать судьбу одинокой женщины:

Она сказала: - Он уже уснул, -

Задернув полог над кроваткой сына,

И верхний свет неловко погасила,

И, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили о любви...

Или целую эпоху:

Как во стольной во Москве, белокаменной,

Вор по улице бежит с булкой маковой,

Не страшит его сегодня самосуд:

Не до булок - Стеньку Разина везут!

Он может говорить о глобальном, воссоздавая бытовые мелочи:

Прет купец, треша с гороха,

Мчатся вскачь два скомороха,

Семенит ярыжка-плут -

Стеньку Разина везут!

Или говорить о мелочах, обобщая их в общечеловеческое:

Мы женщину сместили,

Унизили до равенства с мужчиной!

Но во всем он равно лиричен и равно публицистичен:

И ты - стреляешь. И такое чувство,

Когда стреляешь, будто это чудо

Так нас кидает бешеная тяга

И к вам, холсты и глина, и бумага:

Рисуем, лепим или воспеваем...

Порою мы природу убиваем,

И от потуг бессильных мы в поту.

В последнем стихотворении речь шла всего лишь об охоте на глухаря. Но какие серьезные обобщения, выводы следуют из обыденного выстрела в лесную птицу!

Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему - не стану.

А говорить, что к худшему - боюсь.

Подборка материала к проведению классного часа «Людей неинтересных в мире нет…», посвящённого памяти Евгения Александровича Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.

У каждого-свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Анализ стихотворения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому (1908–1979), известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал должность ответственного редактора в знаменитом литературно-художественном журнале «Юность». В своих воспоминаниях Евтушенко отмечал, что Преображенский благоговейно любил стихи. Именно за счет его стараний в печать вышла знаменитая поэма Евгения Александровича «Братская ГЭС» (1965).

«Людей неинтересных в мире нет…» - образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть, смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями дальних планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами себя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих - машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, - «не люди умирают, а миры».

Основные средства художественной выразительности в стихотворении - риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях.

Например:
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Стихотворение написано простым языком - в нем нет мудреных слов, сложносочиненных метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников, да и сейчас она не потеряла актуальности.

Не надо говорить неправду детям,

не надо их в неправде убеждать,

не надо уверять их, что на свете

лишь тишь да гладь да божья благодать.

Не надо по желанью своему

морочить их несбыточными снами.

Учить не надо верить их тому,

чему уже давно не верим сами.

Солгавший детям детство обезлюдит,

подсунет им бесчестье, словно честь.

Пусть видят же не только то, что будет,

пусть видят, ясно видят то, что есть.

Сладинка лжи - отрава в манной каше.

Писк лживый не прощайте у кутят,

и нас потом воспитанники наши

за то, что мы прощали, - не простят.

Бабушки

Простим отцов усталую небрежность
и матерей припадочную нежность -
их просто не хватает на детей.
Россия наша держится на бабушках,
и вся Россия в бабушках, как в башенках
невыветренной совести своей.

О них обыкновенно не заботятся,
и всё-таки они всегда в цене,
поскольку не бывает безработицы
у бабушек в таинственной стране.

С глазами всепрощающе печальными
они в домах ютятся по углам
машинами стиральными, качальными,
машинами, что плачут по ночам.

К любой из них во сне приходит девочка,
которая когда-то на заре
скакала, как ненайденная денежка,
ни на орле, ни решке - на ребре.

Но девочку - её легонько сдунули,
как голоногий тоненький обман,
и денежку с усмешкой в старость сунули,
как будто в полный крошками карман.

И бабушки, стирая или стряпая,
когда тоска по детству их берёт,
впадают в детство, словно реки странные,
которые текут наоборот.

Под их очками скрыты грады Китежи,
а взглянешь под особенным углом -
качается на пальце, как на витязе,
напёрсток, будто крошечный шелом.

Жесток наш век, своих детей не балующий.
Мы в мягкости и то порой грубы
но по земле, на счастье, ходят бабушки
так мягко, словно ходят по грибы.

Всемирных неразумностей свидетели,
они среди пелёнок и посуд,
как разума тишайшие светильники,
свои седые головы несут.

И - вечные Арины Родионовны -
с колясками по скверам семеня,
курносые надежды нашей Родины
они толкают впереди себя.

Быть бабушкой - нелёгкая профессия.
Им грустно - впереди небытие,
но у России зубы вновь прорезываются
в руках у грустных бабушек её.
1968

«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

«Хотят ли русские войны?…» Евгений Евтушенко

М. Бернесу

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.

Анализ стихотворения Евтушенко «Хотят ли русские войны?…»

У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. Это подтверждается многими историческими фактами, ведь с момента основания Руси племена, ее населяющие, только и делали, что оборонялись от внешних врагов. Угроза вторжения на территорию России существует и по сей день, хотя все мы живем в цивилизованном мире. Существовала она и в 1961 году, в разгар «холодной войны» между СССР и США, когда Евгением Евтушенко было написано знаменитое стихотворение «Хотят ли русские войны?».

Задумка создать произведение, пронизанное духом пацифизма, родилась у поэта во время зарубежной командировки, когда Евтушенко смог на личном опыте убедиться, что русских людей за границей считают агрессорами и разжигателями вооруженных конфликтов. Поэтому автор предлагает за ответом на вопрос о том, хотят ли русские войны, обратиться к ним самим. «Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат. И вам ответят их сыны, хотят ли русские войны», - отмечает поэт. Он подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля, которая по сей день является предметом дележа. «Не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою», - заявляет автор. С начала Великой Отечественной войны, которая унесла миллионы человеческих жизней, прошло всего 20 лет, и воспоминания об этих трагический событиях еще свежи в памяти людей. Поэтому Евтушенко убежден, что «и докер, и рыбак», «и рабочий, и батрак» будут единодушны во мнении, что война – это зло, которое следует обходить стороной.

Следует отметить, что это стихотворение изначально задумывалось, как песня, музыку к которой написал Эдуард Колмановский. Однако данное произведение довольно долго находилось под запретом, так как по своему содержанию шло вразрез с линией партии. Советские чиновники посчитали, что само произведение лишено патриотизма и не способствует укреплению боевого духа солдат. Лишь в середине 60-х годов, когда Советский Союз открыто заявил о том, что берет курс на мирную внешнюю политику, песня не только вошла в репертуар ряда эстрадных исполнителей, но и была переведена на многие языки мира, записана на пластинки и представлена на международном конгрессе, посвященном разоружению и отказу от использования ядерного оружия.

В поэзию Евгений Александрович Евтушенко приходит на волне «оттепели шестидесятников». Яркий, самобытный талант сразу обратил на себя внимание читателей и критики. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России.
Стихотворение «Идут белые снеги» одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вопросах вечных: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.
Идут белые снеги,
Как по нитке скользя-
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя.
Чем-то души, бесследно
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Чем внимательнее вчитываешься в стихотворение, тем больший философский смысл открывается за этими, казалось бы, нехитрыми строками. Здесь и связь поколений, и понимание того, что обрести бессмертие можно только в истинном творчестве, и великая, всепобеждающая любовь к Родине.
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом.
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Не противоречием, а едва намечающейся, робкой надеждой звучат слова о народной памяти, возможности оставить свое имя в истории этой великой страны.
И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть самую малость
я России помог.
Пусть она позабудет
про меня без труда,
только пусть она будет
навсегда, навсегда.
Вслед за своими великими предшественниками: Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым - Евтушенко высказывает пожелание-надежду в бессмертие России, а значит, и свое.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня...
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
В стихотворении поэт использует любимый прием - кольцевую композицию. Рефреном звучит фраза «идут белые снеги». Это счастливая находка мастера, помогающая ему показать незыблемость в веках природы и России, и связь времен, и быстротечность времени.
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои и чужие
заметая следы...
Это одно из лучших стихотворений и в зрелом творчестве Евгения Александровича Евтушенко - одаренного, яркого, самобытного поэта.


Евтушенко Евгений Александрович

Годы жизни: родился в 1933 году.

Маленький Евгений, будущий поэт, родился в семье, где оба родителя были геологами, на станции, под странным названием - Зима, что находится в Иркутской области 1933 года в июле месяце 18 числа. Чуть позже, мать писателя стала певицей. Рос Евтушенко в городе Москва, и с 49 года стал печатать стихи.

В период с 51-ого по 57-ой год он учился в Литературном институте имени Максима Горького, из которого его исключили за то, что он поддержал роман «не хлебом единым» Дудинцева Владимира Дмитриевича. В 52-году Евтушенко стал членом Союза писателей СССР, где был самым молодым из всех поэтов и писателей. Свою творческую стезю он начал с того, что решил подразить пафосно – политизированную поэзию Владимира Маяковского:

Сборник «Разведчики грядущего», напечатанный в 1952 году;

И сборник, напечатанный в 1955 году, который назывался «Третий снег».

Немного позже Евгений Александрович свой собственный стиль молодого поэта, который до сих пор отличается неподражаемой оригинальностью.

Его стиль включает в себя и ораторскую публицистику, и органическую бытовую лексику, и лиризм, и патетику. Не говоря уже о том, что его творения носили в себе сюжетность, медитацию, ритмическую гибкость. Евтушенко владел высоким мастерством версификатора, он также уверенно себя чувствовал в любом стихотворном «поле», начиная от велибра и заканчивая ямбом.

Глубокие размышления поэта о вечном, его острую злободневность, пафос гражданственности и интимную камерность можно наблюдать в его сборниках:

56-ой год, «Шоссе энтузиастов»;

- «Обещание», 1957 год;

- «Яблоко», 1960 год;

В 62-ом году, вышел в свет сборник «Взмах руки»;

В этом же году, тоже в 62-ом выходит ещё один сборник под названием - «Нежность»;

66-ой год, «Катер связи»;

1972-ой год, «Дорога номер один»;

Тот же год, сборник - «Поющая дамба»;

- «Интимная лирика», 1973 год;

75-ый год, «Отцовский слух»;

- «Утренний народ», 1978 год;

В 82-ом году, «Две пары лыж »;

И уже в 1989 году, вышел с печати сборник - «Граждане, послушайте меня».

Евгений Александрович Евтушенко – поэт великой России, широко известный во всём мире.

Его творения до сих пор печатаются и переводятся более чем на 70 языков мира. Евтушенко является почётным членом Американской академии искусств. Он так же является действительным членом Европейской академии искусств и наук. Не говоря уже о том, что хоть вокруг его имени и не умолкают споры, а всё – равно он претендует на право быть первым выразителем умонастроений своей эпохи, своего народа. Евгений Александрович с успехом выступал и как чтец стихов собственного сочинения, стихов Маяковского, Блока, Гумилёва.

Наверное, мало кто знает, что Евтушенко пробовал себя и как актёр, режиссёр и сценарист. К примеру, в кинофильме «Взлёт» С. Кулиша, в 1979 году Евтушенко сыграл главную роль, самого К. Циолковского. Он также сыграл в кинофильмах:

- «Детский сад» в 1983 году;

- «Похороны Сталина» в 1990 году.

И, кстати, в обоих лентах, Евтушенко не только актёр главных, он же и режиссёр, и и сценарист.

И на этом его увлечения не заканчиваются! Евтушенко пробовал себя в роли фотохудожника, о чём говорит его персональная выставка, которая называлась – «Невидимые нити».

Он является сопредседателем, наряду с такими общественными деятелями, как А. Адамович, А, Сахаров, Ю. Афанасьев, первого массового движения демократов России – общества «Мемориал».

Евгений Александрович Евтушенко – является народным депутатом СССР последнего созыва.

Непревзойденный мастер афоризма, обладатель яркого, подчеркнуто индивидуального литературного стиля, Евгений Александрович Евтушенко навсегда останется в нашей памяти как символ и воплощение светлого идеализма эпохи «шестидесятников».

Стремление к совершенству было неотъемлемой чертой его характера и творчества:

«Сами себе велите

Славу свою добыть.

Стыдно не быть великими.

Каждый им должен быть»

В свои двадцать Евтушенко уже был членом Союза писателей СССР, однако первые литературные опыты казались молодому поэту недостаточно зрелыми. Подлинным дебютом его таланта станут, по собственному признанию, более поздние произведения - «Шоссе энтузиастов», «Обещание» и «Станция Зима», в которых Евтушенко в полной мере ощутит себя частью нового, рождающего на глазах литературного поколения.

На протяжении 1960-х Евгений Евтушенко вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и своей первой женой - Беллой Ахмадулиной неоднократно декламировал свои стихи на многолюдных поэтических вечерах в Политехническом музее или выступал прямо с подножья знаменитого памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади. Его броские художественные акции, а затем и прямые выступления в поддержку советских диссидентов - Бродского, Солженицына и Даниэля - сформировали запомнившийся многим образ поэта-идеалиста, непримиримого борца за свободу.

В 1962 году на всю страну прозвучало резонансное стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина», приуроченное к выносу тела диктатора из Мавзолея:

«Нет, Сталин не умер.

Считает он смерть поправимостью.

Мы вынесли из мавзолея его.

Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

Вскоре из-под его хлесткого пера канонадой прогремят новые, поразительно точные и емкие стихотворения - «Бабий яр», «Письмо Есенину» и, наконец, знаменитое «Танки идут по Праге»:

«Танки идут по соблазнам

жить не во власти штампов.

Танки идут по солдатам,

сидящим внутри этих танков»

«Мы не были врагами Советской власти. Нас хотели сделать врагами своей страны, но не получилось» - позднее скажет Евтушенко об этом периоде своего творчества.

В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его талант получил широкое признание во всем мире. В разные годы с Евгением Евтушенко общались и дружили американский политик Роберт Кеннеди, президент Чили Сальвадор Альенде, лидер кубинской революции Фидель Кастро.

Евгений Александрович Евтушенко скончался в минувшую субботу на 85-м году жизни. Российское историческое общество с глубоким прискорбием встретило известие о смерти поэта и выражает самые искренние соболезнования родным, близким и друзьям покойного.

Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

Текст: Владимир Беклямишев

Похожие статьи