Тест по темам: "Природное и общественное в человеке", "Системное строение общества: элементы и подсистемы" тест по обществознанию (10 класс) на тему. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Природное и общественное в человеке челове

Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом .

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.
Индивид – единичный представитель вида "homo sapiens". Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности: разумность, свобода, ответственность

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная .
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Структура общения
Субъекты Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях Содержание Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации

реально существующие партнёры;
иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
– письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
– технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность - это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков . Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).
По уровню развития способностей различают людей:
– способных;
– с выдающимися способностями;
– талантливых;
– гениальных. Гении – люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности:
– оригинальность;
– глубокий смысл, значение;
– это результат «озарения свыше».

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Поэтому уточнение аспектов отношения биологического и социального -- насущная методологическая и науковедческая задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.

В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем человек -- часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80--90 лет, если он не страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20--22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к началу XX века и 75--77 лет -- в наиболее развитых странах на исходе XX века.

Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в среднем 15--49 лет); определяется соотношение рождений одного ребенка, близнецов, троен и т. д. Биологически запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т. п.).

Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.

Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом нашими предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo habilis -- человек способный; Homo erectus -- человек прямоходящий и пр.), наука не дает пока однозначной генеалогии нашего вида.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).

Уникальность каждого человека -- факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, как известно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет». Оно использовалось для обоснования отношения к отдельному человеку как «винтику» громадной машины, для оправдания попрания прав и достоинства человека. Признание же уникальности и самоценности каждого человеческого существа прямо противоположно такому пониманию человека и такой антигуманной практике.

Приведенные примеры говорят о трудности, если не невозможности однозначной расшифровки словосочетания «соотношение биологического и социального». Очевидно, лишь конкретные предмет и цель исследования могут задать границы его точных значений. Для предупреждения смысловой путаницы следует прежде всего, различать конкретно-научный и философский аспекты проблемы биологического и социального.

Наиболее четкие примеры конкретно-научного аспекта дают те дисциплины, которые имеют дело с пограничными проблемами, лежащими на стыке общественных и естественных наук, и особенно те, предмет которых образуется наложением и взаимодействием сфер социального и природного. Это многие отрасли географии, медицина, сельскохозяйственные науки и др. О ряде отраслей знания можно сказать, что определенный срез соотношения биологического и социального составляет их специфический предмет. К традиционным наукам такого рода -- психологии, генетике человека, антропологии -- сегодня можно добавить эргономику и экологию человека, или медицинскую экологию.

Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление -- общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из этих ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым. Она-то часто и лежит в основе свойственного буржуазной философии неисторического подхода к человеку и социальной действительности в целом.

Сегодня всякий, кто выступает с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над другой, будет оценен общественным мнением, по меньшей мере, как реакционер, а категорическое неприятие этого тезиса мы считаем естественным для каждого здравомыслящего человека. А между тем такой взгляд на вещи является историческим завоеванием человечества, и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще в прошлом веке было распространено убеждение в превосходстве «белой расы» над всеми другими, и идеи, которые сегодня мы оцениваем как расистские, в тех или иных формах высказывались отнюдь не отъявленными реакционерами, а людьми вполне прогрессивных взглядов. Так, немецкий биолог Э. Геккель, ревностный пропагандист учения Ч. Дарвина, в 1904 году писал: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей, в общем, хорошо известны, тем не менее, их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными...-- это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному». Заметим, что подобные воззрения у многих вполне мирно могли уживаться с чувствами сострадания и жалости по отношению к людям «низших», то есть обделенных самой природой рас, даже с интересом к их экзотическим нравам и обычаям.

Еще один пример того, как порой быстро и резко может меняться в истории восприятие биологически обусловленных различий между людьми,-- это социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Различие двух полов, принадлежащее к числу наиболее фундаментальных биологических различий между людьми, в многообразных формах отражается в социальных отношениях и в культуре общества. На протяжении многих веков это различие осмысливалось людьми сквозь призму категорий «высшего» (к которому относили мужское начало) и «низшего» (женского). Борьба за равноправие женщин началась по историческим меркам совсем недавно -- всего лишь 100 -- 150 лет назад. И хотя сегодня в этой области остается еще много нерешенных проблем, а движение женщин за свои права приобретает подчас в западных странах экзотические и даже экстремистские формы, нельзя не заметить того, насколько активнее и многограннее стало участие женщин в жизни современного общества. Во всяком случае, ныне в общественном мнении все больше утверждается понимание того, что различие полов должно пониматься не в плане их противопоставления как якобы «высшего» и «низшего», а в плане их взаимодополнительности и одного из важных источников разнообразия человеческой природы -- того разнообразия, которым обеспечивается ее богатство.

· Религиозная теория

· Эволюционная теория

· Трудовая теория

· Космическая теория

Человек

биосоциальное

Биологическое и социальное в человеке

Основные отличия человека от животного.

Животное Человек
-Поведение животных целесообразно- т.е. подчинено инстинкту. -Его действия изначально запрограмированны -Деятельность присуще только человеку а животному - активность. -Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования -Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни), но они не способны изготавливать орудия при помощи ранее сделанных средств труда. -Человек обладает мышлением и членораздельной речью. -Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности (& человек способен к целеполаганию-выдвижению целей, а у животных существует целесообразность в поведении -т.е подчинение инстинкту, когда создается впечатление, что в их поведении есть определенная цель. -Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность. -Человек творит «вторую природу» - культуру. -Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. -Человек удовлетворяет духовные потреб-ти

ЛЕКЦИЯ 4. Социальные группы, социальная стратификация,

социальная мобильность; социальный статус;

Социальная роль.

Социальная сфера общества включает в себя отношения между различными социальными общностями и группами.

Социальная структура общества это внутреннее устройство общества, совокупность

социальных групп.

Ключевой элемент социальной структуры общества – социальная группа.

Социальная группа - совокупность индивидов (от двух-до миллионов), которая имеет только им присущие признаки (пол, возраст, национальность, профессия, увлечение,

стиль одежды, место жительства…).

Виды социальных групп:

1. По численности:

Малые (от 2 до 30 человек, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой (семья, класс, друзья).

Большие (многочисленная совокупность людей; горожане, студенты, россияне..)

2. По способу организации:

Формальные – объединения людей, которые строятся на основе официальных документов

(школьный класс, спортивная команда).

Неформальные -возникают на основе общности интересов, ценностей, личных симпатий

(фанаты спортивных команд, поклонники артистов).

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе.

Социальная дифференциация (лат. «differentia» - различие) – это разделение общества на

Различные социальные группы, которые занимают определенное положение.

(например, профессиональная дифференциация: учителя, врачи; половая

дифференциация: мужчины, женщины….).

Изучение социальной структуры общества под углом зрения социального неравенства велось с самого начала развития социологии. Здесь можно упомянуть имя Карла Маркса с его теорией о непримиримых классах эксплуататоров и эксплуатируемых.

G Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) после эмиграции из России в 1922 г. стал основателем американской школы социологии и автором теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация – то же самое, что социальное расслоение; это иерархическое

расположение социальных слоев в обществе.

Понятие «стратификация» («stratum» - слой ) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение слоев различных пород по вертикали. Каждый пласт состоит из однородных элементов.

Также и страта социальный слой людей, имеющих сходные признаки по

доходам , власти , образованию и престижу .

Это критерии стратификации.

Исторически известны четыре основных типа социальной стратификации:

рабство, касты, сословия и классы (К.Маркс в качестве критерия деления общества на классы предлагал обладание собственностью и уровень доходов; согласно классовому подходу в каждом определенном историческом периоде выделяются свои основные классы: «рабы и рабовладельцы»; «феодалы и зависимые крестьяне»; «буржуазия и пролетариат»).

Согласны ли вы с высказываниями?

а) социальная мобильность всегда приводит к изменению статуса.

Ответ: разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность; она подразумевает не изменения статуса или группы, а перемещение из одного места на другое при сохранении статуса (например, переход с одного предприятия на другое).

б) смена одного статуса на другой предполагает переход из одной социальной группы в другую.

Ответ: например, переход из школьника в студенты; из курсантов в офицеры.

даже горизонтальная мобильность, не говоря уже о вертикальной, предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (переход из православной веры в католическую, из одной семьи в другую при повторном браке)

ЛЕКЦИЯ 5. Семья и брак.

Семья в социологии рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой социальной группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами.

СЕМЬЯ- основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья, как правило, более сложная система, чем брак. Она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Функции семьи –

-репродуктивная (биологическое воспроизводство)

-социализации (формирование индивида как личности)

-хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи, составление семейного бюджета)

-рекреационная (снятие стресса, эмоциональная поддержка)

-досуговая (организация рационального досуга)

-социально-статусная (предоставление определенного социального статуса членам семьи)

Выделяют следующие классификации семьи.

  • по числу детей (многодетные-3 ребенка, малодетные-1,2 ребенка, бездетные)
  • по характеру распределения домашних обязанностей

-традиционная (патриархальная семья) ; муж является кормильцем, главой семьи, жена

ЛЕКЦИЯ 1. Природное и общественное в человеке.

Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

· Религиозная теория (Божественное происхождение человека)

· Эволюционная теория (Ч. Дарвин представил человека как продукт биологической эволюции. В основе эволюции по Дарвину, лежит естественный отбор. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в большей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования)

· Трудовая теория (Ф.Энгельс в работе «Роль туда в процессе превращения обезьяны в человека» полагал, что трудовая деятельность присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из природного мира).

· Космическая теория происхождения человека (Человек-создание неземное)

На многие вопросы, связанные со становлением человека, еще нет однозначных ответов. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, большим человекоподобным обезьянам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Наиболее часто природу человека называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное слито в нем воедино, только в таком единстве он существует.

Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Сознание, речь, поведение, другие важные факторы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе. Родившись, человек уже является индивидом, единичным представителем человеческого рода, обладающим индивидуально своеобразными чертами. Личностью человек становится в результате социализации. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответственность и др.

Видеоурок:

Лекция:


Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

Человек как биологическое существо

Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

Социальная сущность человека
В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

Биологические предпосылки

Социальные качества

Взаимосвязь

1

Развитый головной мозг

Разумность

Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

2

Прямохождение и особое строение кисти руки

Создание орудий труда

Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

3


Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

Мышление и деятельность

Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

4

Речь и общение

Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

Индивид, индивидуальность, личность.

В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель итальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный". Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо - иной причины нет". Сложность человеческой природы не в состоянии отобразить ни одно определение. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др.

Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знания – антропология , занимающаяся исследованием феномена человека.

В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: Кто такой человек и для чего пришел он в этот мир. Человек сложен и противоречив. В нем уживаются как высокие вдохновенные порывы, побуждающие его создавать шедевры искусства, совершать нравственные поступки, так и низменные страсти, пороки, толкающие на чудовищные преступления. Писатель Максим Горький утверждал: «Человек – это звучит гордо». С этим утверждением далеко не всегда можно согласиться. Порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задаешься вопросом, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, груб, жесток, бесчеловечен, и его грех невольно отражается на многих и многих других людях. Но можно ли применять оценки «хорошо» или «плохо» по отношению к природе человека как такового?

Сложным и дискуссионным до нашего времени является вопрос о происхождении человеческого рода – антропогенезе и, формировании человеческого общества - социогенезе. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачек в эволюции, как возникновение живого из неживого. Предыстория человечества до сего дня остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий.

Ученые-марксисты являются сторонниками так называемой трудовой гипотезы, утверждая, что главную роль в эволюции человека сыграл именно труд, определивший возникновение и развитие рационального мышления, членораздельной речи, общественных отношений. Однако подчеркнем мысль о том, что сам труд в свою очередь эволюционирует во взаимодействии с развитием общества, сознания, нравственных норм.

Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», то есть определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый-социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» можно свести к четырем: 1) человеческая природа – это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду; 2) человеческая природа – это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей; 3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира; 4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.

Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?

Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта – определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду.

Но человек знает сотни способов, как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т.д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько становится им в ходе социализации, то есть процессе освоения способов деятельности, правил и норм, выработанных обществом, освоения культуры.

Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он становится зверем.

Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить.

Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на земле силой.

Российский философ Б.В.Марков подчеркивает, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему.

«Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины…

Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».

Ж.П.Сартр писал: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».

По мнению Б.Г.Ананьева единство биологического и социального в человеке проявляется в единстве таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность, генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, то есть социализируется. С другой стороны и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных, заданных природой качеств.

Каждый человек проходит свой жизненный путь, взаимодействуя с другими людьми, формируется его социальная зрелость. Российский психолог В.А.Аверин определяет личность как совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.

Аверин подчеркивает, что человек это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.

Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет также рассматривать человека и как субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального.

Очевидно, что все люди различаются между собой по внешнему виду, способностям, характеру, интересам, стилем поведения. Поэтому к характеристике человека добавляется еще одна – индивидуальность. Под индивидуальностью в науке понимается неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств как данных от природы так и приобретенных в ходе его жизни в обществе. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным группам, типам. Но как индивидуальность он уникален, обладает только одному ему присущими свойствами. Каждый из нас – индивидуальность. Именно как индивидуальность человек добивается своих целей в жизни, реализует свои потребности и интересы.


Бытие человека

Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира.

С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода.

Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформации. Ученые выделяют три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.


Похожие статьи